Храм
Святого Иоанна Предтечи
в Красноярске

На первом месте Господь. На втором – супружеская любовь. Дети – на третьем

Житие Петра и Февронии  Муромских не вошло в Великие Четьи-Минеи, как отличающееся «исключительной легендарностью». Однако в наше время пример этих святых земли Российской очень важен для общества. И тем он становится актуальнее, чем более наше общество отходит от христианских ценностей к ценностям «общечеловеческим». Самые фундаментальные устои общества рушатся в наши дни, такие как СЕМЬЯ, ВЕРНОСТЬ, ЛЮБОВЬ.

Брак в наши дни воспринимается людьми не как «и будут двое одна плоть», а как коммерческий альянс, зачастую основанный на контракте! Как любой контракт его можно расторгнуть, можно и нарушить.

 Как же в наши дни звучит житие Петра и Февронии? Какие мы для себя извлекаем уроки? Ведь святые – это в первую очередь образец для нашего подражания!

Во-первых, мы видим, что хотя брак и совершается не по любви, нежная Божья любовь сопровождает святых во все дни их жизни! Это закономерно для брака. Если человек к своей супруге применяет заповедь «люби ближнего своего как самого себя», Господь вознаграждает супругов и большей любовью. Как часто мы слышим фразы: «чувства остыли», «любовь ушла», «мы стали чужими людьми» и тому подобное!  А слова апостола Павла о любви к  ближнему кажутся чем-то невыполнимым, чем-то из области недостижимых идеалов: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине;  всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит.  Любовь никогда не перестаёт»…

Любовь к ближнему – это восприятие человека, несмотря на его недостатки. Господь говорит, что мы должны любить ближнего как самого себя. Как я люблю себя? Это не какое-то особое чувство к себе, это даже не восхищение, ибо часто я сам себе противен. Любовь к себе – это прощение своих недостатков, это забота о себе. Такова должна быть и любовь к  ближнему! И если мы имеем такую любовь к своим супругам, то Господь в награду украсит наше чувство и нежностью, и привязанностью, которая должна сопровождать любовь мужчины и женщины.

Во-вторых, мы видим, что, не смотря на яркий образ Февронии, как и святой, и чудотворящей, и прозорливой жены, она всегда стоит за своим гораздо менее ярким мужем. Наставляет его хоть и с помощью хитрости, но кротко и смиренно. И это второе условие успешного христианского брака. Апостол пишет: «Жены да повинуются мужьям»! Такая субординация возможна только при условии взаимной любви и уважения, но она совершенно необходима! Без неё православный идеал брака невозможен.

И, наконец, в третьих, мы видим, что, не смотря на великую взаимную любовь и преданность, главным в жизни святых остается Господь. Святые любят друг друга настолько, что и после смерти не желают разлучаться. Дважды чудесным образом их тела, будучи разлучены, оказываются снова в одном гробу. Однако любовь ко Господу зовёт их принести свою любовь в жертву Ему, на время разлучившись для монашеского подвига!  Итак, Спаситель всегда для святых на первом месте в жизни! Так и в нашей жизни на первом месте должен быть Господь, на втором уже супруг (а), и уже на третьем – дети.

Если будем следовать этим простым нехитрым правилам, будем иметь семью православную, крепкую, а главное счастливую молитвами святых Петра и Февронии!

Священник Дмитрий Нефедьев, отец четверых детей

Поделиться