Храм
Святого Иоанна Предтечи
в Красноярске

ЕРЁМА – СИДИ ДОМА

Такой народный праздник отмечался некоторыми нашими предками 17 ноября. Назван он так в честь святых Никандра и Ермея, учеников апостола Тита, который, в свою очередь, принял веру от апостола Павла. Никандр и Ермей обратили в христианскую веру многих язычников, но однажды были схвачены стражниками градоначальника и мученически погибли. 

Странным образом день памяти святых, положивших жизнь на борьбу с язычеством, язычники последующих веков стали считать днём разгула нечистой силы – такого сильного, что и из дома-то выходить не следует. Поэтому тех, кто верит в силу молитвы и не верит в разгул нечисти в определенные дни календаря, мы приглашаем 17 ноября в паломничество.

Каждый месяц Паломнический центр Иоанно-Предтеченского храма при Архиерейском доме https://vk.com/palcentr24 организует паломническо-экскурсионные поездки из цикла «Возрождение храмов Сибири». Это церкви Красноярской епархии - недавно восстановленные, восстанавливаемые в данный момент и ещё только планируемые к восстановлению. В следующую субботу - маршрут «Сухобузимское-Шила». Начинается поездка от административного исторического центра епархии – Архиерейского дома, в 9 утра. Главная её духовная цель – разрушенный Троицкий храм села Сухобузимское на родине нашего великого земляка, художника Василия Сурикова. Прежде чем восстанавливать стены храмов, приступают к молитве у порушенного когда-то алтаря. 

По пути, а он идёт по Сибирскому тракту, - рассказы о первых поселенцах этой местности, о жизни казаков и аборигенов, об утверждении православной веры, о храмах в сёлах Частоостровское, Барабаново, Шуваево. Жития сибирских святых – Даниила Ачинского и Луки (Войно-Ясенецкого). В Сухобузимском гостей ждут казаки с казачатами – казачьи песни с плясками. А также музей села. На обратном пути экскурсанты увидят фильм «Исцеление слепорождённого» о Василии Сурикове из цикла «Библейский сюжет». 

Серединой маршрута станет гостеприимное село Шила и обед в трапезной храма. Об этой части экскурсии предлагаем вашему вниманию рассказ паломницы и православной писательницы Натальи Ерышевой. Совсем недавно, в день Казанской иконы Божией Матери, группа паломников ездила в село Казачинское и побывала в старинном, Покровском храме села Шила. 

ДЕНЬ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ 
Для меня праздник начался рано-рано утром, когда вышла из дома, чтобы ехать в паломничество. Тихо. Свет от выпавшего ночью снега, снежинки кружатся медленно. Такая тишина и чистота и должны быть в этот день. Правда, за городом нас настигла метель, но она продолжалась недолго. Ехали мы на север, 200 км от Красноярска, в село Казачинское на поклон чудотворной «плачущей» иконе Казанской Божией Матери, которая находится там, в храме Пресвятой Троицы. Храм был переполнен. Люди приехали из Красноярска, Большой Мурты, Стрелки, Галанино. Нужен, нужен, поскорее новый храм! Внешне он уже построен, барабан в лесах, только купол и крест поднять. Но как много этих «только». А сейчас пришлось и вовсе заморозить строительство из-за нехватки денег. 

Сколько же радости нас ожидало в этот день! Причастие Святых Таин, пение акафиста Божией Матери, моление перед чудотворной иконой Ея, когда вокруг будто и нет никого: ты – и глаза Божией Матери и Младенца. Сейчас слёзы не текут, но остались следы. А когда впервые заметили, что плачет, были потрясены. Кто-то из собравшегося духовенства заметил: «Мы сами не плачем о грехах своих, так Богородица за нас плачет». Нас окропили святой водой, помазали елеем из лампадки, висящей у иконы. 

Как разумно соединили эти два праздника: День народного единства и День Казанской иконы Божией Матери. Ведь она была в ополчении вместе с русскими воинами, когда в 1612 году освобождали Москву от польских захватчиков. В пути мы вспомнили героев тех событий. Патриарх Московский Гермоген. Это он первый принял икону из рук девочки Матроны (он тогда служил в Казани), выкопанную на пожарище. Во время смуты его заточили в монастырской келье и уморили голодом. Но и умирая, он рассылал грамоты по русским городам с призывом к русским людям не сдаваться, подниматься на борьбу, не предавать веру православную и родную Москву. 

Кузьма Минин, торговец мясом в Нижнем Новгороде. Его призыв «заложим жён и детей и выкупим отечество» услышал народ, собравшийся на Откосе на вече, и откликнулся. Женщины срывали драгоценности, мужчины отдавали всё, что имели, на сбор оружия, на народное ополчение. Князь Дмитрий Пожарский был приглашён возглавить его. Недаром на Красной площади в Москве стоит памятник Минину и Пожарскому, а Патриарх Гермоген причислен к лику святых. 

Сколько раз спасала Россию Божия Матерь. С Казанской иконой Ея шли войска и в первую Отечественную войну 1812 года, и во вторую Великую Отечественную войну 1941-1945. Конечно, первообраз не уцелел, но чудотворные списки его находятся в каждом городе и селе, везде, где есть храм. Эту икону в селе Казачинском спасли крестьяне Соколовы, Георгий и Ефросинья, в годы, когда разрушали церкви, в годы гонений на верующих. Она освящала их маленький домик светом надежды, она хранили их от безбожных властей, от ареста. И когда на месте разрушенного храма в деревянном приспособленном доме открыли церковь во имя Святой Троицы, она первая вернулась домой. Ежегодно её привозят в Красноярск на православные выставки-ярмарки, чтобы те, кто не может доехать до Казачинского, и гости города могли поклониться ей. К ней с просьбами и благодарениями приезжают люди со всей России. И никто не остаётся «тощ и неутешен». 

Были мы и в селе Мокрушенском, где так гостеприимны служащие храма Николая Чудотворца, где староста, бывший глава села, всегда рассказывает историю возникновения этого деревянного милого храма с белыми ставенками на окнах, а потом приглашает на колокольню позвонить в колокола. Поклонились кресту, что стоит на месте гибели последнего настоятеля Николая Протопопова и сына его Викторина. Их убили 1 мая 1918 года члены большевистской банды. 

А потом нас ожидало чудо встречи с замечательными иконами. Живёт в Большой Мурте мастер-иконорезец Александр. Он вырезает лики на кедровых досках. Святые на них – живые. Взгляд выразительный, добрый. Хочется долго смотреть в эти глаза, благодарить, молить, жаловаться. Отходишь и возвращаешься. И такие они чистые, мудрые, всепонимающие. Вот уж действительно – мастер душу вложил в свою работу. Иконы эти есть в сёлах Сухобузимское, Большая Мурта, Шила. Свт. Лука (Войно-Ясенецкий), св. Мелетий Рязанский, апостол Андрей Первозванный. И конечно, в Покровской церкви в Шила образы Божией Матери Покровской и Неувядаемый Цвет. В Большой Мурте храм тоже деревянный, небольшой, уютный, освящён во имя Свт. Луки (Войно-Ясенецкого). 

Нам повезло: о. Сергий Рыжов, настоятель храма, оказался на месте и сразу пригласил нас к большой чудотворной иконе Свт. Луки на елеопомазание. Мы даже и мечтать не могли о такой милости. А святую воду брали из ёмкости, похожей на старинный самовар, с крестиком наверху, с накладными украшениями, с краниками со всех сторон. В тех местах уже холодно, снег, ветер ледяной. И так красиво смотрится этот храм, ель во дворе вся в снегу, как в сказке. 

Последним был Покровский храм в с. Шила. Старинный, 1836 года постройки, строгий, белокаменный. Когда разрушали храмы, этот уцелел, но внутри, конечно, всё разграбили. От сырости и непогоды пропали фрески. Сейчас в нём много ростовых икон, прекрасный иконостас с изящной резьбой, похожей на морозные узоры, много святынек, привезённых паломниками из разных мест. Иконы украшены расшитыми рушниками. 

Населения в Шиле – две тысячи человек, храм посещают не больше двадцати. На праздники приезжают паломники, жители окрестных деревень. Всех с любовью встречают тихий и мудрый батюшка Василий Сколов и матушка Надежда. Они – главная ценность этого храма. Мне запомнилось: мы уже в автобусе, собираемся отъезжать, отец Василий и матушка Надежда стоят на холме у храмовой ограды и машут нам, батюшка благословляет в дорогу. Вот с его благословением, с пением молитв Богородице и Господу мы поехали домой. Было грустно, что день, полный радости, закончился. Но было тепло на душе от общения с интересными людьми, от такого прощания. И чувствовали мы благодарность Божией Матери за то, что послала нам столько благодати. 

Поездку организовал паломнический центр храма св. Иоанна Предтечи при Архиерейском доме, руководитель Светлана Тюрина. Сопровождала поездку Ксения Багулина, рассказ вела журналист Валентина Майстренко.

Фото Ксении Багулиной.

Запись на экскурсии пог телефону 89048925533 - Паломнический центр