Храм
Святого Иоанна Предтечи
в Красноярске

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ НА ВАЛААМ!

С 28 сентября по 7 октября группа паломников из Красноярска отправятся в Санкт-Петербург, с посещением острова Валаам. Сопровождает их в этой увлекательной поездке священник нашего Храма, отец Александр Смирнов. 
Формирование группы еще продолжается. А чтобы заинтересовать как можно больше желающих, мы публикуем рассказ Виктории Жердевой, нашей прихожанки, активной участницы молодежного братства им. Св. Апостола Фомы, об ее путешествии на Валаам. Рассказ длинный, но это настоящие "путевые заметки", прочитав которые, можно смело отправляться в путешествие самостоятельно. 

Дорога к храму 
Самые важные события случаются в нашей жизни неожиданно. Поездка на Валаам случилась для нас с мужем можно сказать внезапно – планировали отпуск в середине августа, собирались к друзьям в солнечный Дагестан, но по независящим от нас обстоятельствам поездку пришлось перенести на конец июня-начало июля. Живо представив обычные для июля на Каспии +40 в тени, Василий категорично заявил: «В июле мы в Дагестан не поедем, я еще жить хочу». Времени «на подумать» было немного, решили раз уж отпуск в конце июня – почему бы не съездить на север, отдохнуть от беспощадного сибирского лета, которое в этом году сперва никак не хотело начинаться, а потом свалилось на город в концентрированном виде: с расплавляющей духотой и засухой на несколько недель. По воле Божьей пришла мысль про монастырский остров – зашли на сайт, оформили заявку на путевку, правда мест в гостинице уже почти не оставалось – лето на Валааме тоже «высокий сезон»: в период навигации паломники и туристы приезжают на Северный Афон тысячами. 

В 5 утра 29 июня, приехали поездом из Москвы в Питер, не выходя в город, спускаемся в подземку – метро еще не открылось, народу перед входом набралось прилично, многие стоят небольшими группами и по разговорам понятно – почти все «ранние пташки» едут на Валаам. Метро открылось – нам ехать с одной пересадкой до станции «Озерки». Немного поплутав по питерской подземке с ее невероятными указателями, – на какой ни глянь, попадается что-то невское: проспект, станция метро, площадь… к 6 утра прибываем к точке сбора, без проблем находим гида и нужный автобус. Не могу не отметить четкую и слаженную работу паломнической службы Валаамского монастыря – вся нужная информация своевременно приходила на почту, а оперативные данные рассылались посредством смс-оповещений – с учетом количества туристов, приезжающих летом на остров, объем работы колоссальный. 
Садимся в автобус до Приозерска, на соседнем ряду замечаю священника и энергичную улыбчивую девушку, которая что-то отмечает в списках и общается с туристами – оказалось, что нас с мужем «прикрепили» к группе прихожан Спасо-Преображенского Собора Санкт-Петербурга, а отец Константин и матушка Наталья эту группу сопровождали. С Натальей мы разговорились пока плыли по Ладоге – оказалось, что наш экскурсовод Иван Крутенко учился с отцом Константином в семинарии, получил степень магистра богословия, но священником пока не стал, возит группы по святым местам и считается одним из лучших гидов. 
От Приозерска до Валаама ходят пассажирские теплоходы типа ОМ (местные ласково называют их «омики») «Северный Афон» и «Валаам», время в пути – 4-5 часов: Ладожское озеро самое большое пресное озеро в Европе. Когда пропадает с линии горизонта прибрежный Приозерск, появляется ощущение, что находишься в открытом море. Последние полчаса пути, несмотря на суровый ладожский ветер, почти все пассажиры теплохода вышли на открытые палубы – показался Валаамский архипелаг. С воды группа островов кажется единым целым, а в действительности валаамский архипелаг включает в себя более 50 островов, самый крупный из которых – остров Валаам. При подходе к острову путешественников первым встречает храм Свято-Никольского скита – раньше на этом месте стояла небольшая часовня с маяком, а сейчас построен храм Николая Чудотворца – покровителя путешественников. Продвигаемся вглубь Монастырской бухты, и вот уже становятся видны купола Спасо-Преображенского Собора – главного храма Валаамского монастыря. Удивительно, но когда наш теплоход причалил к берегу светило яркое солнце, хотя весь путь по Ладоге нас сопровождали свинцовые тучи, а вода в озере была цвета ртути. Оказывается на Валааме свой микроклимат, благодаря которому на острове в году на 35 солнечных дней больше, чем на материке. 
По прибытии мы разместились в каютах т/х «Адмирал Кузнецов», который пришвартован в Монастырской бухте и выполняет сейчас роль гостиницы, и дружно отправились на обед в трапезную: питание на острове организовано в соответствии с православными канонами, во время нашего пребывания шел Петров пост, поэтому в меню как правило были овощи, супы, в некоторые дни – рыба. При этом не могу сказать, что было какое-то чувство голода, даже несмотря на длительные пешеходные экскурсии. Только один раз мы с мужем позволили себе ужин вне общей трапезной – купили перед отъездом совершенно невероятную копченую форель! У монастыря свое форелевое хозяйство и видимо какой-то секрет копчения, или, скорее всего, вся пища готовится с молитвой – вкуснее рыбы я в жизни не ела. 
Кстати, в очередной раз восхитилась умением поваров сделать постные блюда настолько вкусными, что даже и забываешь про отсутствие мяса и курицы. Каждый раз, покидая трапезную, мы, как и многие гости, говорили поварам: «Большое спасибо! Очень вкусно!», а сотрудницы столовой, собирая со столов полностью опустевшие супницы и блюда из-под горячего и салатов, с улыбкой отвечали: «Пожалуйста! Мы видим, что вкусно!». 

Скиты Валаама 
Сразу после обеда у нас была запланирована экскурсия по Центральной усадьбе Валаамского монастыря и посещение Никольского скита – того самого, который встречает и провожает путешественников в Монастырской бухте. Экскурсовод нашей группы Иван рассказал, что на Валааме со времени основания обители установлен принцип: «Все сами, все своими руками», даже кирпичи для главного собора были сделаны из голубой валаамской глины, а в процессе перестройки храма в XIX веке монахи каждый день с помощью наплечников носили кирпичи на леса для строителей. Сегодня в Спасо-Преображенском соборе можно поклониться мощам основателей Валаамской обители - святых преподобных отцов Сергия и Германа Валаамских, а одной из самых почитаемых святынь монастыря является чудотворная икона Божией Матери (Валаамская), написанная иноком Алипием в 1878 году. Осмотрев территорию главного собора, мы отправились к Никольскому скиту – раньше сюда можно было добраться только по воде, а сейчас между небольшими островками архипелага проложены живописные деревянные мостики, от центральной усадьбы монастыря идти около 1,5 км, но этого расстояния почти не замечаешь – красота вокруг такая, что забываешь о ногах, хочется только смотреть и смотреть, лишь бы сохранить в памяти необъятную Ладогу, вековые сосны и строгие скалы… Неудивительно, что монастырский остров вдохновлял многих великих людей - поэтов, музыкантов, живописцев. Иван рассказал, что очень точно отражает атмосферу Валаама II часть 1 Симфонии Петра Чайковского «Угрюмый край, туманный край». 
По пути к Никольскому скиту обращаю внимание на строение, издалека показавшееся старинной монастырской оградой с башенками. Как оказалось, эта часовня, выполненная в традициях северного деревянного зодчества, была построена во имя Сергия и Германа Валаамских в 2016 году. Соавтором проекта выступил нынешний игумен Валаамского монастыря епископ Троицкий Панкратий. Из часовни можно по крытому переходу выйти к обзорной площадке, откуда открывается невероятный вид на бухту и Никольский скит. Забегая вперед, скажу, что мы возвращались на это место еще два раза – вечером накануне отъезда удалось полюбоваться потрясающим закатом на фоне штормящей Ладоги, и в день отъезда, когда я за полтора часа до отплытия с острова ощутила непреодолимое стремление помолиться Николаю Чудотворцу. 
Храм Свято-Никольского скита небольшой, но очень красивый – стены внутри украшены фресками, посвященными событиям из жизни Святителя Николая, изображения настолько живые, что я, читая в этом храме Акафист Николаю Чудотворцу, с удивлением заметила, что начинаю понимать смысл некоторых кондаков, которые раньше были для меня сложным набором слов. 
На следующий день программа экскурсий была еще более насыщенной – нам предстояло побывать в Новом Иерусалиме! В этот день изменчивая островная погода не была так благосклонна к паломникам, как в день прибытия, неба заволокло тучами, моросил дождик, а ветер был чуть более бодрящим, чем нам бы хотелось, но разве может быть на Святой земле неподходящая погода? Надеваем все, что находится в наших летних чемоданах и идем в омик – первая часть поездки проходит по воде: теплоход перевозит туристов из Монастырской в Большую Никоновскую бухту. 

Местность получила свое название в начале ХХ в., благодаря валаамским подвижникам, которые хотели превратить свою обитель в Новый Иерусалим. Так на острове появились названия, отсылающие ко временам Нового Завета: Кедрон, гора Фавор, Гефсимания, гора Елеон… Центром Нового Иерусалима является стоящий на высоком ладожском берегу Воскресенский скит: в нижней Церкви этого скита устроено подобие пещеры Гроба Господня в Иерусалиме, с частицей «истинного гроба Господня». Находясь в этом храме благословляется петь Пасхальные песнопения. Нам особенно повезло благодаря присутствию в нашей группе отца Константина: мы с мужем пока еще не успели побывать на Святой земле, поэтому с некоторой растерянностью подходили, склонившись, к Гробу Господню, где к счастью всех входящих встречал отец Константин – помазывал крестообразно елеем и благословлял приложиться к святыне. 
От Воскресенского скита лесная дорога уходит в сторону рукотворного Гефсиманского сада, где среди южных широколиственных деревьев и живописных кустов сирени расположен небольшой, уютный Гефсиманский скит с деревянной церковью Успения Пресвятой Богородицы. Заканчивается экскурсия на Елеонской горе, где расположена часовня Вознесения Господня и потрясающая смотровая площадка с видом на Ладогу. Далее путь нашей группы лежал к Коневским озерам – на берегу одного из них стояла деревянная отшельническая избушка, в которой в 30-х годах XIX века жил тогда еще простой монах отец Дамаскин – будущий игумен, который в продолжение 42-х лет (с 1839 по 1881 гг.) настоятельствовал на Валааме и привел обитель в самое цветущее состояние. Иван очень много рассказывал про этого выдающегося человека, как и про других игуменов Валаамской обители, всего и не упомнишь, но один общий посыл остался в моей памяти – многие игумены монастыря были прежде простыми монахами, которые стремились к уединению и молитве, но смиренно принимали сан и отдавали все свои силы для сохранения и процветания Валаама как крупнейшего духовного центра и оплота православной веры. Даже нынешний настоятель Валаамского монастыря епископ Троицкий Панкратий будучи пострижен в монашество с 1987 года, подавал Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II прошение о переводе в Пантелеимонов монастырь на Афон, и в конце 1992 года неожиданно узнал о своем назначении на Афон, правда на Северный, т. е. на остров Валаам. Волю Священноначалия, по собственному признанию, принял с послушанием и смирением. Почему именно эта информация показалась мне очень важной и сохранилась в памяти? Наверное ответ в том, что сегодня приходится сталкиваться с очень разным отношением к священству – чего греха таить: я и сама, порой, приходя на службу, смотрю кто из батюшек выходит исповедовать прихожан, и волей-неволей лезут в голову недостойные мысли: «Ну, вот, сейчас поучать будет…. или советы давать…» или «Радость какая, сегодня отец ... на исповеди». Господи, прости такие помыслы. Ценить надо священников – и понимающих, и порицающих, и поучающих. Любых. Послушав рассказ Ивана про священнослужителей и старцев Валаама, я поняла, что, наверняка, любой батюшка, служащий в храме, с радостью ушел бы в пустынку – молиться в одиночестве в келье, душу Творцу отдать и мира этого не видеть… Вот только нет у них такой возможности. 
От Коневских озер мы перешли к Скиту Всех Святых – это первый по времени основания и самый крупный скит Валаама. Согласно Уставу Валаамского монастыря женщины на внутреннюю территорию этого скита не допускаются, поэтому половина нашей группы осталась у ворот: писать записки и любоваться архитектурой. «Ну, как там?», - спрашиваю у мужа, когда группа снова в полном составе отправилась в путь. «Знаешь, там хорошо так, как дома…», - ответил Вася. Как дома… «В доме Отца Моего обителей много» (Ин. 14, 2). 
Завершалась наша обширная экскурсия субботнего дня на ферме Валаамского монастыря – коровник, построенный еще в 19 веке, реконструировали в 2014 году, набрали работников, и сегодня на острове производится несколько видов сыра по итальянской технологии. Фирменным валаамским сыром является твердый сыр "Монастико" – на каждый килограмм такого сыра уходит более 60 литров молока!
Кроме сыра на ферме мы еще попробовали вкуснейшие валаамские пряники, которые благополучно запили фермерским-же молоком. Молоком?! Господи, я же собиралась причаститься на воскресной литургии! Но, что поделать – что выпито – то выпито, ко всем грехам добавилось еще и нарушение евхаристического поста… 

Габбро-диабаз и прочие интродуценты 
Во время одной из пеших прогулок по Валааму Иван, рассказывая о геологии острова, привел такое выражение: «В результате интродукции образовался габбро-диабаз, на который впоследствии были высажены интродуценты». И в шутку добавил: «Кто сумеет это повторить, может без предварительного обучения начинать работать экскурсоводом на Валааме!» Пока группа старательно изобретала габро-дикабразов и интродивертов, Иван рассказал, что же это за абра-кадабра такая: оказывается в результате минеральных преобразований образовалась особая горная порода – габбро-диабаз – камень, из которого в основном и состоят острова Валаамского архипелага. Несмотря на такие сложные условия, на Валааме необычайно богатая для этих широт флора – более 500 видов растений, многие из которых выращены за пределами ареала их природного распространения. Самые распространенные на Валааме интродуценты (то есть привезенные виды растений) - это пихты, лиственницы, дубы, кедры. Из кустарников – сирень самых разных сортов. 
Говорят, исторически сердцем Валаамского подворья считались сады. Это утверждение и сейчас очень актуально – куда бы ни пришла наша группа – везде глаз радовали аккуратные ухоженные клумбы, необычные альпийские горки, светлые аллеи. И самое удивительное – никого вокруг! Любой россиянин, периодически отбывающий трудовую повинность на 5 сотках, знает как много труда требует обычный газон и самая простенькая клумба: вскопать, сорняки убрать, высадить культурные растения, поливать, удобрять – и это все необходимо делать постоянно, иначе зарастет, засохнет и зачахнет! А на Валааме возле каждого скита – клумбы, у каждой часовенки – аккуратный газон, а в центральной усадьбе – настоящий парк и везде чисто, видно, что пропалывают, удобряют и поливают каждый день, но непонятно когда это все делается. 
А еще на острове растут очень необычные ели: из-за тонкого плодородного слоя почвы деревья не могут укорениться и, чтобы выдержать шквальные валаамские ветра, пускают дополнительные корни из нижних ветвей, которые лежат на земле в виде широкой юбки – так что на Валааме даже елки в юбках! 

продолжение следует...

Поделиться