Храм
Святого Иоанна Предтечи
в Красноярске

ПАЛОМНИЧЕСКАЯ ПОЕЗДКА НА ВАЛААМ СО СВЯЩЕННИКОМ АЛЕКСАНДРОМ СМИРНОВЫМ. РАССКАЗЫ ПИСАТЕЛЕЙ НАТАЛИИ СУХИНИНОЙ И ОКСАНЫ БЛАЙДА О ВЫРИЦКОМ ПОДВИЖНИКЕ СЕРАФИМЕ

Нашим паломническим центром организовывается поездка на Валаам с 28 сентября на 11 дней.

Маршрут проложен таким образом, что паломникам удастся побывать у многих святынь православия Северо-Запада России: Александро-Невская Лавра - Александро-Свирский монастырь - Вырица - Валаам. Духовником группы едет священник нашего храма Александр Смирнов. 

Телефон паломнического центра: 89048925533, о. Александра: 89069176300. 
Стоимость 36 000 рублей + самолет до Санкт-Петербурга и обратно 19 000 руб. 

Мы последовательно рассказываем о каждой точке маршрута - посредством произведений русских писателей и художников, ведь все эти места и все святые, подвизавшиеся там, давно стали частью не только Православия, но всей русской культуры. 

Сегодня предлагаем вашему вниманию два рассказа. Ааудиорассказ Наталии Сухининой о Серафиме Вырицком и его супруге Ольге. И рассказ Оксаны Блайда о детстве купца Василия Муравьёва, а потом - святого Русской Православной Церкви.

Рассказ Наталья Сухининой начинается с истории паломничества к могилам преподобного Серафима и схимонахини Серафимы, некогда супругов Василия и Ольги Муравьёвых, похороненных рядом. Сейчас над их могилами возведена резная деревянная часовенка, окружённая сосновым лесом. А начиналось всё так. 

1917 год. Многие переводят за границу капиталы и уезжают следом. Василий Николаевич Муравьёв, преуспевающий столичный коммерсант, занимающийся пушниной, закрывает своё прибыльное предприятие, наделяет служащих щедрым выходным пособием, жертвует основные капиталы Александро-Невской лавре, Иверскому женскому монастырю в Нижегородской губернии и полностью посвящает себя молитвенному подвигу. 

Трудно богатому войти в Царствие Небесное, мало кто выдержал испытание богатством. Мало, но есть. Кроме богатства у успешного предпринимателя были сила, красота, жена, двое детей. Господь дал ему в жёны не только красавицу, но и близкого по духу человека. После рождения сына и дочери они по совету духовника принимают решение жить как брат с сестрой, без телесного общения. Кормят сотни голодный у себя в доме, забирают из больниц и выхаживают больных.

Обо всём этом, о сбывающихся до сих пор пророчествах, о чудесах преподобного и его молитвенном подвиге во время блокады Ленинграда слушайте аудиоверсию рассказа Наталии Сухининой "Вырицкий старец" из её книги «Жемчужное ожерелье». 

Второй рассказ - о детстве преподобного Серафима. Книга Оксаны Блайда "К истокам. Родные места преподобного Серафима Вырицкого".

БЛАГОСЛОВЕННОЕ ВЕРХНЕВОЛЖЬЕ 
По воспоминаниям родных, с детства Васю Муравьёва отличали терпение и настойчивость в достижении цели, а также память и сообразительность. В раннем возрасте мальчик практически самостоятельно освоил грамоту и начала математики. Его первыми книгами были Евангелие и Псалтирь. В доме Муравьёвых строго соблюдали церковные установления; с 9-летнего возраста и отрок Василий постился вместе со взрослыми. По преданию, псаломщик Иоанн Всех­святский первым учил маленького Василия служить в алтаре. После смерти отца в 10-летнем возрасте мальчик покинул родину и уехал работать в Санкт-Петербург. Это практически всё, что известно о детских годах прп. Серафима Вырицкого. Вот почему так важно узнавать о тех местах, где он рос, и о людях, которые его окружали. 

В дни юбилейных торжеств в честь преподобного меня пригласили на презентацию книги, посвящённой его родным местам. Ожидали гостей из Рыбинской епархии, и я обрадовалась возможности встретиться с земляками. В верховьях Волги, между Рыбинском и Пошехоньем, жили мои предки. О поездке туда у меня сохранились пёстрые воспоминания: бескрайнее жёлтое поле с синими глазами васильков, морошковое болото, обрывающееся водой Рыбинского водохранилища, булыжная мостовая старинного русского города. «Мы едем в Андропов, – сказала бабуля, – а раньше город звался Рыбинском». 

В путевых записках более чем полуторавековой давности художников Григория и Никанора Черенцовых, прошедших всю Волгу с верховьев до понизовья и оставивших нам почти 2000 картин, об этих местах говорится так: «Рыбинск находится на месте, разделяющем Волгу на две части. Одна из них – к Астрахани – способна к плаванию самых больших судов, а другая – к Твери – только для мелких. Оттого Рыбинск служит как бы внутренним портом, к которому приходят суда со всех низовых мест, и при большом стечении купечества производится в нём обращение огромных капиталов. Часть привозимых товаров продаётся на месте, а другая отправляется вверх к другим пристаням и в С.-Петербург по рекам Волге, Мологе, Шексне, впадающей против Рыбинска в Волгу». Я внимательно рассматриваю на полотнах русских живописцев виды давно ушедшего. Сегодня они дают нам представление о том, насколько изменился этот край. 

Земли Верхневолжского края в середине XIX века были богаты храмами, а монастыри некогда являлись центрами его духовной жизни. Монастырский уклад невольно влиял на быт жителей окрестных сёл. Это отражалось и в деревенском пейзаже: «После мрачных и скучных лесов Новгородской и почти степного местоположения Тверской открываются смеющиеся благословенные пределы Ярославской губернии. Частые селения с церквами, красивые леса, зеленеющие холмы располагают душу и сердце к приятным ощущениям», – писали Ярославские епархиальные ведомости в 1836 году. 

Вахрамеево – деревня, где родился и провёл детство Василий Муравьёв. Первоначально деревня называлась Большие Кулиги. Кулига – значит новь, раскорчёванное место. Так нередко именовали выселок или деревню в лесу. Спрятавшаяся среди лесов, Вахрамеево, однако, была одной из самых густонаселённых, относившихся к приходу села Спасского на Ухре. 

Предки прп. Серафима Вырицкого по линии отца крестились, венчались, молились и были отпеты в храмах Спасского на Ухре, расположенного в семи километрах от Вахрамеево. В исповедных ведомостях храмов этого села корни семьи Муравьёвых можно найти с 90-х годов VIII века. Мать же святого Серафима – Хиония Алимпиевна – была уроженкой деревни Афремово. 

Василий Муравьёв родился 31 марта/13 апреля 1866 года. От деревни к церкви, вероятно, вела лесная тропа, по которой на следующий день после рождения – а в те времена всех родившихся крестили сразу – принесли младенца в храм для совершения Таинства. Пасха в 1866 году пришлась на 26 марта, значит, прп. Серафим родился в Светлую пятницу, а крещение принял – в Светлую субботу. 

В исповедных ведомостях значится, что Василий Муравьёв в 10-летнем возрасте, покинув родные места, ещё числился прихожанином храма в Спасском на Ухре. Василий не раз потом приезжал на могилку к отцу Полностью рассказ можно прочесть здесь.

О чудотворных мощах и храме преподобного.

Наталия Сухинина. Вырицкий старец. Рассказ о Серафиме Вырицком: 

Поделиться