Храм
Святого Иоанна Предтечи
в Красноярске

ОКАЗАЛОСЬ, ЧТО РИТМ МОЛИТВЫ ЖИЛ ВО МНЕ ВСЕГДА

Сегодня день рождения у одной нашей очень активной и разносторонней прихожанки - Ирины Семёновны Колосовой. Конечно, мы её от души поздравляем и желаем всяческих благ и Божьего благословения.

Но всё же помимо традиционной в таких случаях величальной формулы, хочется рассказать о человеке подробнее - что называется "пользуясь случаем". Тем более, что человек незаурядный. 

Ирина - ответственная за работу нашей приходской библиотеки. Ещё она поёт в двух народных хорах, водит и возит экскурсии от нашего паломнического центра, пишет материалы для приходских СМИ. Всё это безвозмездно и по первому зову о помощи. Внучка Ирины Машенька занимается в детском хоре "София", муж и взрослые дети преисполнены уважения. Это очевидно. Иначе как бы могла Ирина посвящать столько времени делам вне семьи и творчеству? Откуда истоки столь многих сил в человеке и такой семейной гармонии? Мы, верующие, знаем ответ. Когда Бог на первом месте, всё остальное на своём. 

Ирина родилась в те годы, когда религией стал научный атеизм, но ей повезло родиться в верующей семье, староверческой. В Бурятии, откуда она родом, их называют семейские. Самые ранние детские воспоминания Ирины, как они с бабушкой "бьют поклоны" у иконостаса, что во всю стену. "Бьют" в буквальном смысле - молятся, касаясь пола головой. Получается ритмичный стук, который в сочетании с речитативом молитвы очень нравится пятилетней девочке. "А сестра моя двоюродная, с которой мы проводили каждое лето у бабушки, мне признавалась, что она в это время стукала по полу утюгом. Молиться с нами ей не хотелось, но и бабушку огорчать было не принято" - улыбается Ирина Семёновна. 

Иконы были и в доме родителей. Их присутствие троим своим детям, Ирине и её братьям, уже пионерам и комсомольцам, родители объясняли так: "Веришь - не веришь, а придерживаться надо. Вот, придут в гости бабушка с дедушкой, на что перекрестятся?" Аргумент был неотразим - уважение к старшим в семье непреложно. 

Между тем девочка росла, хорошела, звонко пела, выступала на разных сценах, начиная от домашней табуретки и заканчивая районными дворцами культуры. Стала готовиться в артистки. Перечитала в библиотеке всю серию ЖЗЛ, собрала коллекцию фотографий артистов кино... Да вот, беда, к старшим классам упало зрение. А какая артистка в очках? Линз тогда и в помине не было. 

Поступила в Восточно-Сибирский институт культуры города Улан-Удэ, но не на театральный факультет, как мечталось, а на библиотечный. И не пожалела. Во-первых, сильные педагоги из Ленинградского института культуры. Во-вторых, возможность проявлять себя в творчестве - ведь библиотека это очаг культуры, организатор диспутов, викторин, концертов. И в-третьих, близость к книгам. Любовь к чтению тоже родом из семьи - отец выписывал все толстые литературные журналы того времени. Ирина Семёновна шутит: "Профессия была предопределена ещё в третьем классе, когда меня назначили классным библиотекарем. Я должна была раздавать, собирать и содержать в порядке учебники, которые нам выдавали в школе." 

Божественная благодать разлита повсюду. Но каждый улавливает её по своему - как кому предопределено. Иной разумом, другой чувством. Кто-то ВИДИТ - особую, небесную, красоту в иконах. Кто-то СЛЫШИТ - в музыке, напевах, молитвах. Царь Давид, Роман псалмопевец - их лики часто изображаются на хорах храмов. И на клиросе нашего храма тоже. Люди, слышавшие "гармонию сфер". Ирина мечтала петь на клиросе. "Когда я впервые пришла в Церковь, услышала песнопения, то поняла, что эти ритмы жили во мне всегда. Возможно, со времён детских молитв с бабушкой. Слов их я тогда не понимала, только ритм. 

Вернула к Богу меня беда, в 55-летнем возрасте. Сыну перерезало бензопилой обе ноги - большие берцовые кости. Год операций, восстановительных процедур. В это непростое время в моей жизни появилась сестра во Христе - моя тёзка и дальняя родственница Ирина, которая стала меня, убитую горем, возить по святым местам, водить по храмам, возвращать в Церковь. Я познакомилась с отцом Геннадием Фастом. Он докрестил меня в православие Святым духом - помазанием Святым миром. 

Сына, а он почти два метра ростом, я возила на инвалидной коляске - по разным лечебным учреждениям и инстанциям. И вот однажды мы попали на приём к хирургу 7-й больницы Андрею Мыльникову. У него на столе стояла икона святителя Луки. Врач оказался родом из Енисейска, духовный сын Геннадия Фаста. Он помог мне получить квоту на операцию. Поставил сыну аппарат Елизарьева и уверенно сказал: "Будет ходить!" И мой мальчик пошёл! И даже без палочки. Это было чудо, ведь мы уже свыклись с мыслью, что будем жить с коляской. 

А петь на клирос я всё-таки попала. В Михайло-Архангельский храм в Ветлужанке. Отец Владимир Плеханов привёл. Когда-то, в бытность своего студенчества, он ходил в мою библиотеку. Изучал живопись в Художественном институте и подолгу сидел в читальном зале над альбомами по искусству. Я его запомнила. Оказалось, и он меня тоже. Я поделилась с ним своей мечтой. Он тут же познакомил меня с настоятелем, и я стала петь во славу Божию. Потом батюшка перешёл в новый храм, Иоанно-Предтеченский, и я за ним. А здесь уже снова встретилась со своей первой и основной профессией - библиотекаря." 

Ирина Семёновна Колосова – профессионал своего дела. Трудилась в библиотеках разной направленности, на разноплановых должностях. Организовывала выставки, конференции, встречи с писателями, издавала газету, брошюры, журналы, в том числе, на грантовые средства. Помнит многих известных людей ещё читателями студенческих библиотек. Например, члена университетского поэтического клуба "Ипокрена", начинающего тогда поэта и композитора Сергея Щеглова. Известные учёные-филологи Галина Шлёнская и Наталья Редько были среди его организаторов и коллег Ирины Семёновны по Красноярскому государственному университету. 

Ирина училась в аспирантуре под руководством доктора исторических наук Владимира Дацышина, писала кандидатскую диссертацию по литературно-политическому журналу XIX века "Вестник Европы", который, как просветила знаток исторической библиографии И. С. Колосова, публиковал не только Тургенева, Гончарова, Салтыкова-Щедрина, но и богословские труды святого Августина. 

Обстоятельства прервали и учёбу, и церковное пение. Но Ирина смогла вернуться в строй воинов Христовых: окончила катехизаторские курсы, поёт литургии с народным хором отца Максима Золотухина, народные песни с хорами "Зорюшка" и "Магистраль", водит знакомство с композиторами и писателями, систематизирует библиотечный фонд. И не устаёт молиться за свою семью и многих людей, которых, благодаря её энергии и жизнелюбию, вокруг неё много. 

Пусть Господь не оставляет Вас, Вашу семью, Ваших друзей и почитателей таланта. Здоровья, благополучия, многая и благая лета! 


Выступление народного хора «Зорюшка». У Ирины партия сопрано. 

 

Поделиться