Храм
Святого Иоанна Предтечи
в Красноярске

9 МАРТА ПЕРВОЕ И ВТОРОЕ ОБРЕТЕНИЕ ГЛАВЫ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ. ЛИТУРГИЮ ВОЗГЛАВИТ МИТРОПОЛИТ КРАСНОЯРСКИЙ И АЧИНСКИЙ ПАНТЕЛЕИМОН

Начало Литургии Преждеосвященных Даров в 8 часов. После Литургии будет отслужена лития по усопшим. 

Святой Иоанн, воспитывавшийся в кумранской общине, был человек очень строгой жизни. Он был аскетом, пустынником и постником:

«Имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих; а пищею его были акриды и дикий мёд» (Мф.3,4).

Чтобы понять тяготы жизни в иудейской пустыне, там надо побывать: воды нет, есть нечего, над головой палящее солнце… без воли Божией, без Божественной любви к нам мы не сможем этого совершить. Нельзя стать праведником, великим подвижником по своей самости. Святого Иоанна Господь много возлюбил, оттого многое ему было дано — дар пророчествовать, крестить людей, приуготовляя их к приходу Спасителя. Святой Иоанн Предтеча полностью предал себя на волю Божию и потому не имел страха даже перед сильными мира сего. Беспощадный в обличении пороков, он хотел спасти и исправить от нравственного разложения всё иудейское общество в лице царя Ирода и царицы Иродиады, повинных в грехе прелюбодеяния. Даже отсечённая голова Крестителя, поднесённая Саломии на блюде, мёртвым языком продолжала обличения, за что Иродиада в бессильной злобе исколола язык булавкой, а голову закопала в нечистом месте. 

Наша храмовая икона - с клеймами, изображающими житие святого. Есть на ней и сюжет первых двух обретений главы пророка (второй в верхнем ряду клейм). 

После усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, тело его было погребено учениками в самарийском городе Севастии, а честная глава сокрыта Иродиадой в бесчестном месте. Благочестивая Иоанна, жена царского домоправителя Хузы (о ней упоминает святой евангелист Лука – Лк. 8, 3), тайно взяла святую главу, положила ее в сосуд и погребла на горе Елеонской – в одном из поместий Ирода. 

Через много лет поместье это перешло во владение благочестивому вельможе Иннокентию, который стал строить там церковь. Когда копали ров для фундамента, был обретён сосуд с честной главой Иоанна Крестителя. Иннокентий узнал о величии святыни по бывшим от нее благодатным знамениям. Так произошло Первое обретение главы. Иннокентий хранил ее с величайшим благоговением, но перед своей смертью, боясь, как бы святыня не была поругана неверными, он снова скрыл ее в том самом месте, где обрел. По кончине его церковь пришла в запустение и разрушилась. 

В дни равноапостольного царя Константина Великого, когда христианская вера стала процветать, двум инокам, пришедшим в Иерусалим на поклонение святым местам, дважды явился сам святой Предтеча и открыл место нахождения своей честной главы. Иноки отрыли святыню и, положив её в мешок из верблюжьей шерсти, пошли к себе домой. По дороге они встретили незнакомого горшечника и дали ему нести драгоценную ношу. 

Не зная, что он несёт, горшечник спокойно продолжал путь, но ему явился сам святой Предтеча и велел бежать от нерадивых и ленивых иноков вместе с тем, что было у него в руках. Горшечник скрылся от иноков и дома с почестью хранил честную главу. Перед смертью он запечатал её в водоносный сосуд и передал сестре. С тех пор честная глава была преемственно хранима благоговейными христианами, пока её обладателем не стал священник Евстафий, заражённый арианской ересью. Он совратил множество недужных, исцелившихся от святой главы, приписывая благодать еретичеству. Когда его кощунство открылось, он был вынужден бежать. Закопав святыню в пещере, близ Емессы, еретик рассчитывал впоследствии вернуться и снова овладеть ею для распространения лжеучения. Но Бог не допустил этого. 

В пещере поселились благочестивые иноки, а потом на этом месте возник монастырь. В 452 г. архимандриту этой обители Маркеллу святой Иоанн Креститель в видении указал место сокрытия своей главы. Это обретение стало праздноваться как второе. Святыня была перенесена в Емессу, а затем в Константинополь. 

На самом деле главным содержанием этого праздника является именно то обретение, которое называется вторым. Это произошло после IV Вселенского Собора в Халкидоне. Православная Церковь разделилась примерно поровну, и одна часть принимала Собор, другая не принимала. Этот Собор мы теперь поминаем как Вселенский. И в этой борьбе свою роль играли и чудеса. Одним из таких великих чудес, которые помогли утверждению Халкидонского Собора в Сирии, произошло в Эмессе - обретение главы Иоанна Предтечи, когда православные монахи, признававшие Халкидон, в пещере неподалеку от своего монастыря по видению нашли спрятанную там раньше главу Иоанна Предтечи. 

СПРАВКА. Клеймы . С IX века в Византии появляется новая форма икон — «житийные иконы». В средней части изображается святой, а на полях в отдельных небольших по размеру законченных композициях (клеймах) — сцены из жизни этого святого. Из Византии житийные иконы попали в Италию, на Балканы, Русь и Кавказ.