Храм
Святого Иоанна Предтечи
в Красноярске

ПОЗДРАВЛЯЕМ С КРЕЩЕНСКИМ СОЧЕЛЬНИКОМ

В нашем храме на утренней литургии начали освящение воды и её раздачу. Отец Владимир Плеханов провёл чин Великого освящения. Крещенскую воду можно будет взять в храме: 18 января с 12.00 до 16.00 часов; 19 января с 8.30 до 9.00 часов и с 11.30 до 22.00 часов; 20, 21 января - в притворе храма между богослужениями с 10.30 до 17.00 часов. Требуются помощники для разлива воды и уборки в храме. Запись в лавке и по телефону 211-83-72 

Обращаем ваше внимание, что БОГОЯВЛЕНСКАЯ И КРЕЩЕНСКАЯ ВОДА - ЭТО ОДНО И ТО ЖЕ. Предлагаем вашему вниманию пояснение теолога Александра Моисеенко. 

Праздник Богоявления – один из трёх древнейших – наряду с Пасхой и Пятидесятницей. Он восходит к апостольским временам. Но если два последних возникли сразу после образования первых христианских общин (как правопреемники ветхозаветных Песаха и Шавуота), то Богоявление – изначально христианское, и для его кристаллизации понадобилось несколько десятилетий. 

Почему у него два названия – Крещение и Богоявление? Сейчас в православной традиции это одна дата – 19 января. Но древние христиане в этот день отмечали целых три события – Рождество Христово, поклонение волхвов и Крещение Господне! До IV века это был один-единственный праздник – Богоявление. Со временем каждый евангельский эпизод стал вспоминаться особо. В наше время, относясь к одному дню, слова «Крещение» и «Богоявление» выражают разные грани единого целого. Первое название говорит об омовении на Иордане, а второе возвещает о том, что Бог явился людям во плоти и стал истинным Человеком. 

Вода освящается особым чином, который совершается лишь раз в году – именно в этот день. Этот чин так и называется – великое освящение. Вне богослужебного календаря он совершается только во время Таинства Крещения – именно его молитвы произносит священник, благословляя купель, в которую погружается крещаемый человек. Издревле воду эту называют Агиасмой (в переводе с греческого – «великая святыня»), и она почитается лишь немногим меньше Причастия. Даже молитвы великого чина освящения напоминают Анафору – самую главную молитву, во время которой хлеб и вино становятся Телом и Кровью Христа. Церковь верит, что после великого чина крещенская вода становится той самой водой, в которую вошёл Спаситель две тысячи лет назад. Отсюда – и такое огромное благоговение к этой великой святыне. 

Как использовать крещенскую воду? В некоторых случаях Агиасма становится эквивалентом Причастия. Например, когда из-за тяжких грехов человеку запрещено приступать к Чаше, ему разрешено пить Агиасму как некое утешение в период исправления. Принимают Агиасму только внутрь, иногда каплями можно окроплять лицо. Пьется она натощак и обязательно – с молитвой и верой. Как и у всякой другой святыни, цель Агиасмы – на вещественном уровне обеспечить максимально возможное единение Бога и человека. Ведь человек состоит не только из души, но и из тела, и материальная природа тоже участвует в процессе богообщения. 

Кроме Богоявленской православная традиция знает и другую святую воду – она благословляется «малым» чином в остальное время. Это тоже святыня, но меньшего порядка, чем Агиасма. Её святость сродни святости любого посвященного Богу предмета – то есть на нем благодать Божья почивает, но каких-либо существенных преобразований с ним не происходит. А вот в случае с Агиасмой и с Причастием все как раз наоборот – вода, хлеб и вино, сохраняя свои физические свойства, приобретают новые качества и являют собою совершенно иную, отличную от земной, реальность.

18 января (5 января по ст.ст.) православные верующие отмечают Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник).

Ввиду важности совершившегося в наступающий день события в жизни Иисуса Христа, Церковь установила пост. Именно отсюда и пошла традиция варить сочиво, которая не является обязательной, но настолько удобна, что вошла в традицию повсеместно. 

Разумеется, в наши дни не у всех есть такая возможность, но пост соблюсти всё же необходимо: «Сице убо окормляеми Божиею Благодатию, лихоимства свободимся», говорит нам Типикон. Под лихоимством понимается всё, что вкушается сверх нужды и пусть мерилом здесь будет каждому его совесть.

http://www.pravmir.ru/kak-provesti-kreshhenskij-soche..

Поделиться