Храм
Святого Иоанна Предтечи
в Красноярске

ОТОШЛА КО ГОСПОДУ НАША ПРИХОЖАНКА НЕОНИЛА. ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ

Те, кто молился с ней бок о бок, рассказывают о ней удивительные и трогательные истории. Жалею, что не взяла у неё интервью.

Дария Корякина, приходской фотограф:

- Помню, две короткие и очень значимые для меня встречи с Неонилой.
Как-то подошла к ней после фоторепортажа на воскресной литургии. Устала, ноги гудят. Спрашиваю: можно посидеть рядом? Представилась и спросила её имя... Лица знакомые, вижу часто, прихожане улыбаются, здороваются, а я не всех знаю лично.

Неонила всегда привлекала мое внимание своими добрыми открытыми глазами, иногда очень серьёзными, иногда и строгими, но по-доброму, светлому. На литургиях стояла возле иконы Христа с тетрадкой, прошитой вручную...

Неонила представилась и попросила, чтобы я имя свое в крещение назвала. Достала свою книжицу с поблекшими чернилами и пожелтевшими страницами, проклеенными широким скотчем. Листает их, поясняя, что эти люди уже давно все там, с Богом... Только она, Неонила, здесь. Значит ещё есть время потрудиться и помолиться об их упокоении. Кто это сделает, как не она?

И о здравии также: новые бумажки вклеены, еще беленькие, из лавок разных храмов, видно по оформлению. Записывает мое имя в эту тетрадь и заверяет, что будет молиться до последнего. И просит также молиться о ней после того, как предстанет перед Богом.

И тут меня накрывает слезами, еле сдерживаясь, дослушиваю ее до конца. Потом Неонила просит оставить ее, чтобы помолиться. По-родительски, по-доброму, но не предполагая возражений.

Понимаю, что в этой жизни наши отношения с другими людьми - ничто, если нет сердечной молитвы, даже самой простой, своими словами: «Пусть будет все хорошо и полезно, по воле Бога».

Потом - еще одна встреча. Этой весной во время Великого поста. Тогда я пришла к завершению воскресной службы, немного огорченная, что опоздала. И вдруг она отходит от иконы Всецарицы, распахивает объятия и идет навстречу мне с радостной улыбкой. Я оглянулась по сторонам, не поверив, что эти объятия для меня. Обнимает меня по-матерински нежно и говорит, как хорошо, что я пришла, поздравляет с праздником. Как и в прежнюю встречу: краткая. Говорит, что идет писать записки, чтобы всех вспомнить...

А потом самоизоляция от всех и всего... И сейчас некоторое ощущение пустоты и радости за Неонилу, что она встретится с Богом и с покойным мужем своим, расставание с которым было непростым... Вот она сила любви и благодарности за все, что было, есть и будет...

Марина Гудошникова, заместитель руководителя епархиального отдела катехизации:

- Познакомилась я с матушкой Неонилой в 1999 году. Видела раньше ее издалека, часто рядом с отцом Михаилом Гренадеровым. В том году умер мой папа, парторг и атеист, покрестившийся за полгода до своей смерти. Это было первое погребение в моей семье. Я не знала, что и как делать по христианскому обряду. Встретила Неонилу на улице и сказала: «У меня папа вчера умер.» Ни секунды не раздумывая, даже не зная, как меня зовут, она ответила: «Давай я буду псалтирь над ним читать»? И она читала всю ночь. Для меня это было примером христианской любви. И потом я часто поступала так же. Предлагала читать псалтирь, узнав о чьей-то смерти. И читала.

Светлана Тюрина, руководитель паломнического центра:

- С Неонилой мы познакомились лет 15 назад, в скиту у отца Михаила Гренадёрова. Она была очень находчивым и решительным человеком. Помню, однажды выяснилось, что к нам едет какое-то высокое духовное лицо, и надо срочно приготовить праздничный обед. А из «деликатесов» под рукой только жёсткая рыба, которую даже нож не берёт. Неонила не растерялась, взяла стамеску и… украшение стола стала «отбивная рыба».

Второй раз она нас выручила, когда мы пололи картошку в киту, а нас донимали слепни. Неонила порылась в глубинах своей памяти и выдала рецепт: намазаться растительное маслом с дёгтем. Слепни исчезли. Но от этого запаха и мы неделю не могли избавиться.

Для меня Неонила была символом абсолютной энергии. Большая, шумная, деятельная, вокруг неё все кипело. Долго не виделась с ней, встретила в нашем храме и не узнала, а она меня сразу обняла. Была Марфа, стала Мария.

Вадим Коробейников, системный администратор:

- Двадцать лет Неонила покупала на оптовой базе зерно для птиц. У кого-то из святых отцов она прочла, что поминать усопших хорошо, подкармливая птах небесных. Поминала не только родню, но всех, кого знала живыми. Помянник её за эти годы очень распух. Зерно она брала мешами, по 40 кг. Но носить мешки ей было не по силам. Вот и просила она меня подвезти от рынка до дома. Загрузить – выгрузить. Осиротеют голуби без Неонилы наверное? И нам будет её не хватать. Но за неё радостно. Вернулась к Отцу Небесному.

Александра Лылина
Фото: Дария Корякина и др.

 

Поделиться