Храм
Святого Иоанна Предтечи
в Красноярске

С БОГОМ ЖИТЬ РАДОСТНЕЕ

Леспромхоз Братского района Иркутской области. Советское время с его атеистической идеологией, когда многие храмы – закрыты, разрушены, а люди отошли от церкви. Но, видимо, человеческая душа не может без Бога.

Даже детская душа. Или детская душа – в особенности. Вот и душа девочки со светлыми глазами и светлым именем во всём ощущала присутствие Господа. Ничего не зная о Боге, Света всё равно верила: Он есть! Внутренне не соглашалась, когда учителя в школе утверждали обратное, и кажется, с раннего детства знала, как правильно креститься.
***
После школы Светлана переехала в Иркутск, поступила в торговый колледж. Каждый день девушка шла на занятия по центральной улице города, проходя мимо храма. И однажды вместе с подругами решила зайти. Первое, что вспоминается спустя многие годы, – запах ладана, насквозь пропитавший одежду. А ещё Светлана помнит, как, с трепетом оглядываясь вокруг, рассматривая старинную роспись на стенах, произносила про себя: «Мне бы иконочку! Маленькую иконочку домой...»

Это был первый раз, когда Светлана оказалась в церкви. Потом заходила туда время от времени. А через несколько месяцев подруги с лёгкостью, присущей молодости, предложили:

- Свет, пойдём покрестимся, а?

- Пойдём! – также легко поддержала идею Светлана.

И таинство Крещения действительно состоялось. Правда, позже... на десяток лет. И уже не в Иркутске. Ведь на пути к Богу человеку часто приходится претерпевать различные искушения и трудности, которые словно норовят увести в сторону, проверяют твёрдость характера и намерений. Тогда Светлана Сазонова этого не знала. Зато сейчас, пройдя свою дорогу к храму, понимает очень хорошо.
***
В её жизни, как водится, было всякое. И радостное: Светлана вышла замуж за мужчину родом из Азербайджана, мусульманина по происхождению, на свет появился их сын Сабир. И, наоборот, трагическое – женщина рано потеряла мужа и брата. Но и в радости, и в горе Господь оставался в её сердце. В самые тяжёлые моменты Он даровал смирение. Через потери, через печали Светлана обратилась к Богу – душа попросилась в объятия Господа, и Господь принял её, как принимает каждого из нас.

Светлана покрестилась после похорон мужа. Причём сразу вместе с сыном, сестрой и племянницей. Местом их крещения стал Усть-Илимск – следующий город в биографии Светланы. Город, который встретил её, свою новую жительницу, свежим воздухом, звёздным небом, красивой, первозданной природой и каким-то удивительным уютом. Город, с которым связаны особые воспоминания, поскольку там, на берегах Ангары, прошла значительная часть её жизни и в том числе, жизни духовной.

Светлана и её родные крестились в Усть-Илимском храме во имя Всех Святых, в Земле Российской просиявших. Крестил их отец Александр, ныне настоятель этого храма.

- Тебя как зовут? – спросил батюшка у сына Светланы.

- Сабир, – ответил мальчик.
Священник слегка опешил, услышав необычное имя, и решил:

- Сергеем будешь!
***
В Усть-Илимск к Светлане переехали родители. Её папа к тому времени тоже уже был истинно верующим, серьёзно относился к вере, ходил в храм. В доме привычным делом стали разговоры о религии, о церкви.
- Сейчас я могу оценить, какую огромную роль папа сыграл в моей христианской жизни, – рассказывает Светлана. – Он так Бога любил! Так веровал! Помню, говорил мне: «Никому не верь, кто скажет, что Бога нет!» – а у самого слёзы в глазах стояли. Именно папа подготавливал меня к моей первой исповеди. Я боялась: как исповедоваться? Как признаваться в грехах? Повезло, что батюшка попался хороший – встретил с улыбкой, с добрым словом, помог мне, и я покаялась. В тот же день состоялось первое причащение.

Осознание торжественности произошедшего смешивалось с ответственностью. За что? Наверное, за свою жизнь, за душу. После таинств исповеди и причастия особенно ощущаешь близость Бога к человеческой душе и невозможность дальнейшего существования без Него.

Тем не менее, воцерковление Светланы пока откладывалось, и активной прихожанкой она смогла стать не сразу. Повседневная суета, работа, обязанности, домашние хлопоты, ребёнок отнимали силы и время.
Однако папа каждый раз звал Светлану и всю семью в храм. Не заставлял, не давил, не настаивал. Но приглашал и сам молился за близких, за дочь. Горячие отцовские молитвы были услышаны – Светлане вдруг захотелось в церковь! В обычный день, проснувшись, встав с кровати, она поняла: ей необходимо на службу, на исповедь! И с тех пор повелось: в будни отводила Сабира в школу, а сама перед работой хоть на пару минуточек старалась забежать в храм, пожелать Богу доброго утра, по воскресеньям начала ходить на службы вместе с сыном и, конечно, с папой.

- Знаете, я и сейчас чувствую папину поддержку и папину молитву, – говорит Светлана. – Хотя мой папа, Владимир Иванович, уже на Небесах. В один из дней он по обыкновению утром молился в своей комнате, и в какую-то минуту мама перестала слышать его голос – папа ушёл от нас в молитве, как праведник. От него мне досталось богатое наследство – Библия и Евангелие, намоленное, зачитанное, заложенное закладочками. Оно и стало моим путеводителем на пути к Богу и на жизненном пути. А если бы не папа, не известно, как бы сложилась моя жизнь.

Смерть отца оказалась очередным испытанием, выпавшим на её долю. Именно после этого Светлана уже в полной мере пришла к вере.
***
В Усть-Илимском храме во имя Всех Святых, в Земле Российской просиявших, была традиция: прихожане всегда собирались заранее и за пять-десять минут до начала богослужения выстраивались в ровные рядочки-шеренги, носок к носку, стояли так, почти не шевелясь, пока не закончится служба, и никто не уходил, никто не разговаривал.
- Такая там атмосфера благая! – вспоминает Светлана Владимировна. – Душа сама молится! А после службы мы тоже говорили не о мирском, не о том, кто сколько картошки выкопал, а обсуждали проповедь. Сейчас мне очень не хватает тех людей, тех батюшек. Я всех их помню, скучаю. Для меня мой храм – это, в первую очередь, тот храм в Усть-Илимске.
В том – её – храме произошло не только крещение. Там произошло духовное рождение. Женщина стала задаваться вопросами о вере, о православии, о Христе, стала внимательнее вслушиваться в слова проповедей, читала книги из приходской библиотеки. Но главное – у неё появилась искренняя, настоящая любовь к Богу, а ещё – страх Божий. В том смысле, в каком она сама его понимает.

- Я раньше думала: страх Божий – это когда Бог тебя чем-то напугает, кару нашлёт. Но на самом-то деле страшно другое – страшно Бога потерять, без Него остаться, потому что без Него жизнь пустая, а с ним жить сразу радостнее.
***
Решение о переезде в Красноярск далось Светлане Владимировне нелегко. Но в Красноярске жил повзрослевший сын Сабир, крещённый Сергеем, и другие родственники. Поэтому три года назад Светлана Владимировна перебралась в наш город и поначалу тосковала по ставшему родным Усть-Илимску, по своему храму и приходу.
Красноярский храм Иоанна Предтечи постепенно исцелил её тоску, утолил духовную жажду. Тем более, что Бог везде один. И везде любит нас одинаково.

В храм Иоанна Предтечи Светлана Владимировна, как и в Усть-Илимский, ходит не одна – с сыном. При этом признаёт, что Сабир гораздо воцерковлённее неё, и это тоже, прежде всего, влияние и заслуга отца Светланы Владимировны, дедушки Сабира: тот с детства приучал внука к молитве, ставил на коленочки перед иконами. А вот мусульманская бабушка благословляла даже уже крещённого, принявшего православие внука Кораном. Так Сабир и вырос под «двойным» благословением.

И, судя по всему, теперь также предстоит расти его новорождённому сыну, маленькому внуку Светланы Владимировны.
***

Православный Сабир выбрал в жёны девушку из мусульманской семьи, Самиру.

- Я готова была принять любой его выбор, – делится Светлана. – Счастье сына – моё счастье. Но я понимала: просто не будет, молодым ещё предстоит отстоять своё право быть вместе перед родителями Самиры, убеждёнными мусульманами. Оставалось только уповать на Господа, верить, что, если Он вновь избрал меня и мою семью для испытаний, значит, не случайно, значит, знал, что справимся.

С Божьей помощью препятствия были преодолены, и ситуацию удалось разрешить мирно. Сабир не отступился от возлюбленной. Да и Самира оказалась на редкость сильной: много слёз пролила, но своего добилась – какими бы строгими ни были родители, они тоже приняли выбор дочери. Свадьба была сыграна. Правда, на этом испытания для пары не закончились.

Самира стала ходить в православный храм. Сначала за компанию с мужем. Потом по велению собственного сердца. И, наконец, решила принять православие и крестилась, получив при крещении имя Мира. Родители-мусульмане были категорически против, даже хотели снять с дочери крест. Как уж Самире удалось и не отречься от принятой веры, и сохранить отношения с отцом и матерью – отдельная история. Но креста она не сняла, а родители, к счастью, и здесь понемногу смягчились, особенно когда узнали, что у них будет внук.

Сын Сабира и Самиры Исмаиловых родился нынешним летом. Малыша назвали Османом – в знак уважения к мусульманской родне, а крестили Фёдором в честь Святого праведного воина Фёдора Ушакова. В многонациональной семье Светланы Сазоновой появился ещё один православный христианин. Жизнь в радости, любви и с Богом продолжается!

Екатерина Смирнова, ученица Школы миссионерской журналистики (грантовый проект "Православная инициатива")
Наталья Сойнова, педагог.
Фото: Александр Сабакарь, Наталья СойноваАлександра Лылина.

Поделиться