Храм
Святого Иоанна Предтечи
в Красноярске

ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ Я ЖИВУ НЕ ПО СВОЕМУ ЗАМЫСЛУ

У нашего нового дьякона и старого знакомого Павла Глибчака вчера окончился дьяконский ставленнический сорокоуст. Это обязательная сорокадневная практика для каждого клирика после хиротонии. И теперь он снова служит в нашем храме. И кроме повода порадоваться, это ещё и повод рассказать о нём.

На машине у него написано «Господь Иисус Христос – Путь и Истина и Жизнь». Надпись эта появилась перед очередной миссионерской поездкой по тувинской глубинке. Православные парни и девушки съезжаются в Кызыл из разных мест, ходят по домам: частным, с цепными собаками за заборами. Говорят тем, кто всё-таки открывает: «Здравствуйте. Можно мы расскажем вам об истинном Боге?»

- Да, бывало, что и собак спускали, и с ножами кидались, но Бог бережёт.

- А зачем такая экстремальная проповедь в наше время?

- Это же долг каждого христианина – рассказывать о своей вере. Ведь апостолам Господь как сказал: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» - отвечает вопросом на вопрос отец Павел. – Позвали меня, священник Антоний Дулевич, руководитель Кызыльской миссии, я и пошёл - последние два года я живу не по своему замыслу.

Но прежде чем понять, что так и надо, долго упирался.?

Машина у Павла хорошая, Шкода Фабиа. Из прошлой жизни, как и путешествия. Он нам иногда рассказывает про многие страны, где побывал. Работал он на железной дороге, топ-менеджером, как сейчас принято говорить. Но каждый раз, приходя за высокой зарплатой, думал, что живёт неправильно, бессмысленно как-то и нерадостно. Душевный конфликт зрел до той поры, пока не перерос в производственный. Сейчас уже, когда кризис вывел его на ту дорогу, что «Путь и Истина», Павел оценивает себя прошлого критично: «Я был очень самонадеян. Вначале «продуманно» поступил в тыловое военное училище. Потом его бросил, потому что надо было подчиняться, а я не умел».

А себя из совсем недавнего прошлого вспоминает иронично: «Про таких, как я тогдашний, хорошо сказал протоиерей Андрей Ткачёв: «замоленных сразу видно». Вот я был такой «замоленный». Жадно читал всё подряд, прямо духовная жажда была: Евангелие, Псалтирь, «Несвятые святые» Тихона Шевкунова. Дома у себя нашёл житие Николая Чудотворца и Закон Божий, изданный ещё в советское время Зарубежной православной церковью – наверное, мама подложила при переезде из Новосибирска? Всё время искал единомышленников, с кем бы поговорить о Боге. С четвёртой попытки нашёл братство апостола Фомы при нашем храме.

С тех пор прошло три года. Высокой зарплаты не стало, зато стало много радости: «Прямо распирало от счастья и желания рассказать таким же, как я совсем недавно - несчастным и неприкаянным, о том - как надо жить». По благословению духовника православного братства отца Александра Смирнова Павел с радостью взялся за катехизаторские беседы. Впрочем, радость была теперь во всём: пылесосить ковры в алтаре, мыть витражи храма и конечно, участвовать в богослужениях… Павел поступил в Новосибирскую духовную академию. «Я начал понимать внутренне состояние тех, кто пришёл креститься. Кого-то зову в храм просто постоять, послушать церковное пение, помолиться своими словами, со многими - говорю о смерти.»

Однако радость, которая озарила жизнь Павла, как только «Господь нашёл его» (так Павел называет отправную точку своего духовного переворота), в семью принесла отнюдь не радостную атмосферу. 17-летний, доселе послушный, сын сказал больше не заезжать за ним на такой машине, жене Ирине понадобился год, чтобы понять и принять нового Павла. Но миссионерская работа в семье дала плоды. Павел и Ирина повенчались – после 20 лет брака. И с тех пор в доме стали появляться не только иконы, но и душевность, терпение к слабостям ближнего, желание помогать друг другу. «Ушла нервозность в отношениях, неуверенность» - подытоживает Павел.

Отец Павел успел побывать за время своего трудничества при храме даже… телеведущим. Сама была тому участницей и могу подтвердить: его теперь Своими путями водит Господь. Сидим в трапезной с директором нашей программы Инной Байкальской, пьем чай и горячо обсуждаем, где нам взять ведущего-мужчину для телепрограммы «Светлый день», чтоб умён, телегеничен, воцерковлён. Спорим, прямо. Я ей – всё пропало! А она мне – Господь управит. Поднимаю глаза – напротив, с такой же, как у нас кружкой, трудник Паша, прихлёбывает чай, смотрит на нас ясными глазами – как по заказу. Посты в братском чате пишет грамотные, к вере – рвение заражающее, статью – добрый молодец. Поскольку он был свидетелем нашего с Инной диалога, объяснять уже ничего не пришлось.

- Хочешь?

- Не знаю.

- Будешь?

- Буду.

О очередной раз решил «не упираться» промыслу Павел Анатольевич и попал в телевизор.

Но - вернёмся к поворотному моменту в его судьбе. Он для православного СМИ - самый интересный. Может, конечно, с нашим Павлом произошло нечто подобное его небесному покровителю Савлу - внезапное озарение? Однако попробуем поискать истоки веры в семье.

Павел считает, что церквей должно быть много, хотя бы для того, чтобы дети могли в них заходить. Так было в его детстве. Он играл с ребятами во дворе, но иногда выходил из игры и бежал в церковь, благо она была недалеко от его дома. Постоит, послушает… в 12 лет сам подошёл к батюшке и попросил его покрестить.

Сейчас Павел удивляется неожиданному на тот момент, и даже, как тогда ему казалось, нелепому маминому предложению пойти учиться в духовную семинарию. Но мамы знают своих детей лучше их самих. В отличие от детей. Собственные родители для большинства из нас «терра инкогнита». Не потому что трудно их понять, а потому что особо не стараемся. Сейчас Вере Анатольевне 74 года, но сын совсем недавно перестал советовать своей маме «почаще молиться».

- Мне казалось, что мама недостаточно воцерковлена, вера у нее какая-то обывательская. Но однажды я случайно услышал её материнскую молитву о нас всех, её близких. Господь открыл мне её любящее и страдающее сердце. С тех пор я перестал говорить маме «молись почаще», но стараюсь рассказывать ей о Церкви, вожу к причастию, когда бываю на родине. Она говорит, что «оно помогает ей от бессонницы» ?

Остаётся пожелать отцу Павлу и дальше следовать за Господом. Возможно, совсем скоро будет у нас ещё один добрый батюшка.

Александра Лылина

Поделиться