Храм
Святого Иоанна Предтечи
в Красноярске

В Крестовоздвижение в нашем храме прошла праздничная литургия

 Настоятель, отец Николай Ши-кэ-мин, поздравил прихожан с праздником и напомнил в своей проповеди о том, что у каждого человека есть свой крест, и нести его до конца, как Христос нёс свой, наш личный путь в Царствие Небесное. Приводим часть проповеди.
Показать полностью…
«В 326 году царица Елена, мать первого христианского царя Константина, отправилась из Константинополя в Иерусалим, чтобы найти Честной крест. Как говорит предание, Елена, приехав, всюду расспрашивала, где был распят и погребён Иисус Христос, и где Святой Крест, на котором его распяли. Никто не мог сказать, 300 лет прошло. И, наконец, один еврей по имени Иуда указал на храм Венеры – здесь был распят Спаситель. И Крест, вероятно, находится под храмом. Разрушили этот храм и стали копать. Очень глубоко. Кто был в Иерусалиме, знает, как глубоко надо спускаться до того места, где был обретён Святой Крест.
Нашли три креста, и дощечку, и гвозди, но не знали, который из них Христов. В это время мимо несли хоронить умершую женщину. Священники предложили: «Давайте поднесём каждый из крестов к усопшей. Может, Господь явит нам чудо и покажет, который крест Спасителя. Они так и сделали. И когда приложили к усопшей крест Спасителя, она воскресла. Огромную радость имела Елена, обретя Крест Господень. Во время венчания читается молитва для жениха и невесты с пожеланием обрести им такую же великую радость, что была в тот момент у Елены. Такая радость бывает, когда причастишься и думаешь, Господи, как же хорошо в храме у тебя. И с обретения этой радости стали поклоняться Кресту Господню. Во многих храмах есть частички того самого Креста. И люди с благоговением кланяются, как Кресту написанному, так и частицам Животворящего Креста.
Почему Крестовоздвижение? Потому что, когда нашли Крест, священники поднимали его, чтобы огромная толпа народа увидела его и благословляли им людей, осеняя. Праздник вспоминается уже с VI-VII века от Рождества Христова. Читая житие преподобной Марии Египетской, мы узнаём, что она поехала с людьми, отправившимся на поклонение Святому Древу Господню. Персы, завоёвывая Иерусалим, уносили все святыни, в том числе, и Крест Святой. И когда христиане побеждали и возвращали святыни в Иерусалим, так же поднимали Крест, радуясь его возвращению. Мы в XXI веке выносим Крест на середину храма для поклонения, а епископы и патриархи воздвигают, благословляя на все четыре стороны народ и город. В это время хор 50 раз поёт «Господи, помилуй», как тот народ, который видел воздвижение Креста в Иерусалиме.
Сапситель наш, прежде чем быть распятым на Кресте, нёс его. И донёс до конца. И мы, как православные христиане, взирая на Крест Христов, понимаем, что у каждого есть свой жизненный крест. И порой тяжесть его кажется нам невыносимой. И много есть притч и песен о том, что если человек снимает с себя крест или укорачивает – не попадает в Царствие Небесное. Кресты бывают разные: болезни, тяжёлая работа, непослушные дети, строптивые муж или жена. Иногда даже думается, что только мы скорбим, а больше никто. И вопрошаем чуть не каждый день: «За что же, Господи, почему же именно я?». Но мы по сути ничего не знаем о жизни этих людей. Особенно тяжело нести крест не верующим, имеющим духовную расслабленность от страстей. А когда мы имеем крепкий дух Божий, трезвый ум, нам тогда эти испытания легче перенести и принять правильное решение, чтобы выйти из создавшегося положения.
Господь сказал: «Кто хочет следовать за Мной, да отвергнется от себя и возьмёт крест свой». От чего мы должны отвергнуться? От зла, себялюбия, гордыни, от страстей, тщеславия, уныния. Воцерковившись и познав любовь Божию к нам, мы не находимся в том же духовном состоянии, что и вначале пути. Мы растём, как пшеница – не заметно подчас. Мы уже не осуждаем, не злословим, не обижаемся, не клевещем. Но у нас могут быть другие грехи, более тонкие: можем не почувствовать, когда погордимся, потщеславимся, погневаемся. Грехи будут нас уловлять всю жизнь.
Есть и другие слова Евангелия: «Что толку человеку, если он обретёт весь мир, но повредит своей душе?» О каком мире идёт речь? Конечно не о богатстве, а о том, что человек не живёт духовно, но по страстям, во зле, гордыне и считает, что Бог ему не нужен. Он самодостаточен. Тем он отрешается от Бога, не идёт путём спасения и - погибает. Он всё испробовал, почувствовал в этой жизни, но не отвергался себя. Что толку? Ведь главный наш враг – это мы, а не какой-то человек, который ходит и про меня плохо думает. Ветхий, злой человек во мне – вот кто враг мой. Вот с кем я должен в первую очередь бороться. Будем брать пример с Господа нашего, донёсшего крест свой до конца.
Нужно помнить, что Господь не даёт нам испытаний больше, чем мы можем понести. Как говорит святой Исаак Сирин, если посмотреть на небо, на всех святых, мы не найдём ни одного, кто бы не достиг святости без скорбей и испытаний. Мир хочет жить, не скорбя. Люди пытаются даже играть в успешность и счастливость, показывать через социальные сети свои радости: в каких только странах они не были, на каких пляжах не лежали… Святые отцы говорят: «Чем меньше люди знают о твоём счастье, тем дольше оно продлится». Конечно, когда люди имеют возможность отдыхать, быть с семьёй, радоваться солнцу, морскому ветру, хорошей машине - это хорошо, это благословение Божие, если получено праведным путём. Но если человек это делает, чтобы погордиться – это неправильно. Но зачастую люди обманывают сами себя. Господь даёт им скорби, чтобы вразумить, а человек не хочет понять в силу глупости или гордости.
Конечно, в нашей жизни больше счастья. И мы совсем не должны всё время пребывать в скорбях. Но когда они посещают, мы должны правильно к ним относиться. Подлинное счастье не в том, чтобы иметь седьмой айфон, появились даже люди айфонофилы, которые живут айфонами. Святые отцы говорят, что подлинное счастье идёт не из внешнего мира, а из нашего сердца. Могу сказать о себе. В силу своего послушания, я занимаюсь административной работой, она съедает всё моё время и силы, нет времени ни на отпевания, ни на венчания. И когда кто-то просит меня, и я, преодолевая усталось, всё же делаю это, отвергаюсь от себя, чувствую особую радость. Она совсем другая, не как от айфона. Напоминает ту, когда прижимаешь к себе маленького ребёнка. Наверно, мы испытываем такую большую радость, прикасаясь к духовной силе и чистоте ребёнка.
Дай, Господи, мне и вам нести свой крест, который так порой хочется с себя снять. Храни вас Господь и Царица Небесная. Аминь.

Поделиться