Храм
Святого Иоанна Предтечи
в Красноярске

ЭКСКУРСИЯ ПО ХРАМУ – КАК ОДИН ИЗ ИНСТРУМЕНТОВ ШКОЛЬНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»

С таким предложением обратилась вчера к участникам краевой педагогической конференции Светлана Александровна Тюрина,

руководитель паломнического центра храма св. Иоанна Предтечи при Архиерейском доме. Секция, где она рассказала о детских экскурсиях, проводимых в старинном Архиерейском доме, называлась «Обзор практик введения предметной области ОДНКНР в Красноярском крае и других регионах России: смыслы и результаты». 

- Главная мысль, которую я пыталась донести, заключается в том, что на экскурсии мы рассказываем о православных святынях не для поклонения и почитания, а для понимания. Можно даже термин использовать «православие за стеклом» , то есть, не вовлечение детей в традицию, не преподавание Закона Божия, а знакомство с культурой. Митрополит Пантелеимон благословил "экскурсионный поток" в сердце епархии. Экскурсионная программа по Архиерейскому дому включает саму экскурсию, в которой сообщаются знания, викторину – проверку знаний, квест и мастер-класс.

Всё это модули, которые могут складываться как конструктор, и так, и эдак – в зависимости от возраста, базовой подготовки слушателей. Темы также на выбор. Скажем, православное вероучение. Даются базовые понятия христианства за 20 минут через понятные детям образы. Например, Бог – Творец этого мира, как художник рисует картину. Икона – как телефон, средство связи, поэтому христиане молятся не иконе, а перед иконой. Или акцент на историю. Через историю Архиерейского дома можно показать историю России – с освоения Сибири в XVII веке; образования епархии в XIX, период деревянного здания; строительство и модернизацию каменного; советский период – лечебные учреждения; разруху и запустение в 90-х; возрождение. Можно сделать акцент на искусство – архитектура и иконопись.

Квест «Семь печатей Архиерейского дома» – инновационная форма подачи материала, начиная с самого названия. Были некоторые сомнения, приемлемо ли это в Церкви. А почему нет? Это ведь обычная игра. Дети получают задания в конвертах с печатями, которые «взламывают». Задания могут быть совершенно разного уровня, как для выпускников воскресных школ, так и до младших школьников, совсем далёких от православия – просто на смекалку, но все они как-то связаны с темой духовного просвещения, например, составить фразу «не хлебом единым жив человек». 


Важно, что дети выполняют задания их не за партами, а в разных локациях – интересных и необычных. Скажем, клирос – балкон для певчих. Или центр храма - и там задание: собрать пазл иконостаса из разрезанной фотографии (разрезанной корректно, не по ликам), глядя на реальный иконостас. Колокольня – нет человека, которому было бы неинтересно потрогать настоящие колокола.

Мастер-класс – это огромное поле вариантов. То есть через игру дети получают информацию о православной культуре, не вовлекаясь в пространство веры - исповедания христианства.

После доклада ко мне подошли несколько педагогов с вопросами – как попасть на наши экскурсии. Среди них были и те, кто уже приводил свои классы в наш храм в рамках изучения предмета ОПК., и те, кто узнал об этом впервые: учителя из Тюхтета и Канска. 

Телефон, по которому я всегда готова общаться на эту тему: 89048925533.

 
Поделиться