Храм
Святого Иоанна Предтечи
в Красноярске

  • Храм св. Иоанна Предтечи
  • Новости
  • КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК ЭТО ВСЕЛЕННАЯ И КАЖДЫЙ ЗАСЛУЖИВАЕТ МИЛОСЕРДИЯ - УВЕРЕНА СВЕТЛАНА ТЮРИНА, СЕСТРА "ПЕРВОГО ПРИЗЫВА СЕСТРИЧЕСТВА"

КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК ЭТО ВСЕЛЕННАЯ И КАЖДЫЙ ЗАСЛУЖИВАЕТ МИЛОСЕРДИЯ - УВЕРЕНА СВЕТЛАНА ТЮРИНА, СЕСТРА "ПЕРВОГО ПРИЗЫВА СЕСТРИЧЕСТВА"

Постсоветское движение сестёр милосердия в нашей епархии берёт начало в конце 90-х. Вначале оно было разрозненно, по несколько сестёр в отдельных приходах.

Потом при Первой городской больнице иереем Анатолием Обуховым, имеющим светское медицинское образование, создана община, где сестёр начали обучать. На курсах сестёр милосердия при Красноярском медико-фармацевтическом колледже. Первые выпускницы получили дипломы «младшей медицинской сестры» государственного образца. 

«Все они приняты на стажировку в ожоговый центр при Краевой клинической больнице. Сёстры милосердия будут ухаживать за больными, проводить реабилитационные мероприятия, беседы о душе и духе, о вреде курения и алкоголя, а также учить пациентов и их родственников необходимым навыкам ухода» - читаем в газете «Православное слово Сибири» за 2008 год… 

Одной из этих сестёр была Светлана Тюрина, руководитель нашего Паломнического центра. Учитывая нынешний, новый, этап развития сестричества, возглавляемого ныне священником нашего храма отцом Владимиром Плехановым, мы попросили «сестру первого призыва» рассказать, в чём заключалось это служение, кто и зачем идёт в сёстры милосердия. Для того чтобы те, кто размышляет, где приложить свои силы, мог «примерить на себя» сестринское облачение. 

СПРАВКА. В 1864 году шестнадцать государств Европы и Америки подписали Женевскую конвенцию: отныне каждый, кто отмечен повязкой с красным крестом, должен был «спасать и охранять всех, чья кровь оросила поле чести, не различая ни друзей, ни врагов». Так возник международный союз, эмблемой которого стал Красный крест на белом фоне. 

В России возникновение сестричеств милосердия, также использующих в свое символике красный крест, связывают с именем императрицы Марии Фёдоровны. В 1803 году она учредила так называемые Вдовьи дома — общества милосердия, где обитали вдовы, часть из которых поступали в разряд «вдов сердобольных», призванных ухаживать за больными. После годичных курсов и испытаний 16 из 24 вдов были приведены к присяге, и Императрица собственноручно возложила на каждую сестру милосердия специальный знак отличия — серебряный крест на шейной зелёной ленте, с одной стороны которого было изображение иконы Пресвятой Богородицы «Всех Скорбящих Радость», а с другой — надпись «Сердоболие». В форме сестёр милосердия доминировали тёмное платье, светлый головной убор, фартук и, конечно же, крест. Международный красный крест был для них ещё и символом Креста Господня. 

В XX веке форма сестёр Марфо-Мариинской обители милосердия, созданной великой княгиней Елизаветой Фёдоровной, стала более походить на монашеское облачение. Сохранилось следующее описание: «У сестёр белые апостольники монашеского покроя и серые шерстяные покрывала, на шее кипарисовый крест на белой ленте с изображением Нерукотворного Спаса и Покрова Божией Матери; на обратной стороне — изображение святых жён Марфы и Марии и надпись: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем умом твоим, и всею крепостию твоею; возлюби ближнего твоего, яко сам себе»… 

«На тот момент у меня была личная драма – рассказывает Светлана, - рыдала сутками. Придя в церковь за ответами – почему так и почему со мной – я оказалась под руководством Клавдии Иннокентьевны Зайцевой, старейшей прихожанки Свято-Никольского храма, на служении в Доме инвалидов. Плакать перестала на второй день, увидев вокруг столько поводов для горя, не чета моему. Так я стала сестрой милосердия. 

Но вопросы остались… Нас, пришедших «учиться на сестёр милосердия», было восемь человек. Все молодые, от 25 до 40 лет, из разных храмов, разных профессий, только воцерковляющиеся и жаждущие деятельной любви к ближнему – нормальные такие Марфы ? (Имеется в виду евангельское противопоставление сестёр Марфы и Марии, служащих Христу. Мария – с благоговением внимающая словам Христа у Его ног; и Марфа – успевающая при этом ещё заниматься и хозяйством. Шире - противопоставление монашества и мира, молитвы и реального дела). 

Четыре месяца мы учились навыкам медицинских сиделок, каждое воскресенье причащались из одной Чаши в домовом храме святителя Луки при медакадемии, с благоговением и гордостью носили сестринское облачение (у нас его было два комплекта - рабочий и парадный), сдружились по жизни и конечно же – работали. 

Моим местом работы был ожоговый центр. Вторники и четверги, с 8 до 14 часов или с 14 до 20 - операционные дни. Я сопровождала больных на операции. Уже на каталках, перед дверьми операционной, под расслабляющим наркозом люди начинали неудержимо говорить: рассказывать о своей жизни, как не простили кого-то, как мало уделяли внимания близким… Примерно на каждого десятого укол действовал иначе – они молчали, но крепко держались за мою руку. 

Это общение научило меня относиться к людям с огромным уважением. Я увидела, что за внешним, наносным – целые вселенные. И ещё тому, что в любой момент в твоей жизни может всё измениться. Пожар – и ты лишаешься всего: близких, имущества, здоровья. Авария – и ты инвалид, зависимый от других. А значит, надо учиться быть милосердным, здесь и сейчас. 

Вопреки нашим ожиданиям, что будем нести слово Божие, главное, чего от нас ждали – физической помощи и доброты. Говорить о Боге можно с уже идущими на поправку. Вспоминаю себя, десятилетней давности - какую же безграмотную чушь я порой несла! Но это было так от души, что до сих пор люди при случайных встречах вспоминают наше общение в то непростое для них время - с благодарностью. 

Разумеется, каждый день встречаться лицом к лицу с горем, стрессом, унынием – очень тяжело. Постепенно многие из нас избрали другие пути служения людям и Господу. Но те годы дали очень многое для воспитания души.» 

СПРАВКА. Постепенно дореволюционные сёстры милосердия, среди которых было немало знатных особ, стали появляться не только в окраинных кварталах и больницах для бедных, но и среди грязи и смрада войны, среди гибнущих тысячами солдат и офицеров. В 1854 году, во время Крымской войны, великая княгиня Елена Павловна, сестра Николая I, создала на свои средства Крестовоздвиженскую общину сестёр милосердия для попечения о раненых. Община получила руководство в лице выдающегося хирурга Н.И. Пирогова. 

Первая мировая война. Сёстры милосердия отбывают в действующую армию. Дочь морского министра работает в морском госпитале в Петрограде, дочь председателя Совета министров оправляется на фронт. На третий месяц войны сестра милосердия Елизавета Гиренкова награждена орденом Св. Георгия «за выдающуюся храбрость, проявленную под огнём неприятеля при оказании помощи раненым». Баронесса Евгения Толль к концу второго года войны была трижды ранена, награждена крестом Св. Георгия. 

История движения сестёр милосердия чрезвычайно богата. Она продолжает писаться и сегодня, поскольку женщин, которые избрали своей жизненной стезёй служение милосердию, можно встретить в любой точке мира. 

Телефон для тех, кто хочет стать её частью в городе Красноярске: 2713933 (Александр Штеле, помощник митрополита по вопросам здравоохранения).

Александра Лылина

Поделиться