Храм
Святого Иоанна Предтечи
в Красноярске

Музыка между землёй и небом

Отпускники съезжаются в город. Скоро начало учебного года. Родители озаботились тем, в какие секции и кружки пойдут их чада в нынешнем году. Расскажем и мы об одной из таких возможностей. При церкви Иоанна Предтечи, что в самом центре города, уже полгода по воскресеньям работает школа звонарей. В неё ходят как взрослые, так и дети. Двое уже получили достаточную квалификацию, чтобы звонить в настоящие церковные колокола. Школа будет работать только в тёплое время года, так как тренажёры – на улице, во дворе храма. Так что остаётся совсем немного времени в этом году, чтобы попробовать себя в столь интересном деле. Помимо несомненной духовной и телесной пользы (учёными доказано, что колокольный звон способен лечить и благотворно влиять на психику) это занятие способствует развитию ритмики. Да и перспективы творческого роста значительны – то и дело проводятся всероссийские фестивали колокольного звона, пишутся и продаются диски, организуются гастроли мастеров звонарного искусства. Предлагаем вашему вниманию интервью с учителем школы звонарей Натальей Минаевой.

Я была как все

Так говорит о себе самой годовалой давности Наталья Николаевна, звонарь архиерейского дома - центра Красноярской митрополии, участник нескольких всероссийских конкуров колокольного звона. А ещё Наталья – мама семилетнего непоседы Даниила. Его-то она и пыталась заинтересовать этим делом год назад, приведя в такую же школу звонарей Николаевского храма. А оказалось, что Господь выбрал именно её.

–  Я была как все раньше, забегала в храм на пять минут. А потом, когда стала знакомиться с людьми церкви, захотелось чего-то большего, чем просто стоять на службе. Стала заниматься в школе звонарей священника Алексея Гамолина, дважды в неделю. Начало получаться, понравилось… А потом настоятель церкви Иоанна Предтечи отец Николай Ши-кэ-мин  предложил звонить и учить этому других. 

– Вы играете на каких-то музыкальных инструментах?

Нет, и музыкального образования у меня нет. Чтобы звонить в колокола, достаточно иметь чувство ритма и хорошую память. Но музыкальное образование это большой плюс. У меня есть такая ученица: за пять занятий она освоила то, на что мне понадобилось полгода. Уже звонит на колокольне. И совершенно счастлива этим!

– Говорят, что архитектор не может пройти мимо интересного здания. А у Вас бывает так: услышишь колокольный звон и остановишься?

– Да, бывает. Услышав колокольный звон, каждый останавливается, пусть не в буквальном смысле, но в душевном точно. Колокольный звон действует по-разному. Может успокоить, умиротворить, или побудить на хорошее, на духовный подвиг. А я, как человек, который звонит, прислушиваюсь к тому, как звонят, к рисунку, стараюсь понять, что хочет изобразить звонарь.

– Существуют ли ноты для колокольных звонов?

- Московские, Псково-Печерские, Ростовские перезвоны давно  положены на ноты. Правда наш нотный стан отличается от общепринятого пятилинейного. Колокола делятся на три группы: благовест - самый большой (басовый), подзвонные (средние, альтовые) - они управляются левой рукой и зазвонные (малые) - правой рукой. Таким образом, например, трём зазвонным колоколам будет соответствовать нотоносец из трёх линеек. А сами ноты обозначают только длительность,  ритмическую структуру звона.

– Вы молитесь перед тем, как подняться на колокольню? И важно ли душевное состояние звонаря, когда он звонит?

- Есть молитва звонаря. Её лучше читать, уже поднявшись на колокольню. «Господи, гласом звона сего священного всякое стремление к лености от сердца моего отжени. И спешно мя на молитву и всякое дело благое силою Своею сотвори. Аминь.» Перед звоном надо обязательно посмотреть, какой праздник сегодня. Если это день памяти мученика, то и звоном выражается мученическая смерть; если это праздник - звоним весело, торжественно. Есть разные виды звона. На панихиду звонят от самого маленького колокола до большого (благовеста) перебором. Это символизирует жизнь человека: его рождение, зрелось, старость и … удар во все колокола - это смерть, переход в мир иной. Есть такой вид, как перезвон: от большого к малому, звонят так на вынос Плащаницы, раз в году. Это означает мучение Христа на Кресте, его истощение.

– Должен ли быть звонарь верующим человеком?

– Он может быть и неверующим, но в скором будущем  вера к нему всё равно придёт. Невозможно оставаться в неверии на такой службе.

– Что, по-вашему, может привлечь учеников в школу звонарей?

– Это занятие требует усердия, сосредоточенности - качеств, которые хорошо бы развивать у детей. Это и возможность самореализации. Ведь у тебя есть возможность научиться тому, что далеко не каждый умеет. Ты делаешь своё дело у всех на виду, тебя многие слышат – а это означает признание и вырабатывает чувство ответственности. И разумеется - духовное развитие. Ты узнаёшь литургику, ведь звон - это часть церковной службы. Это у нас звонят всего два раза: призывая на литургию и после нее. А в монастырях, в столицах – и во время самой службы несколько раз вступают колокола. 

–  Есть ли какие-то вершины творчества, которые вы бы могли назвать. Имена, фамилии, школы?

–  Да, есть сильная школа в Новосибирске под руководством Алексея Талашкина, в Иркутске, Томске. На звонарские фестивали, где мы набираемся опыта, приезжают настоящие мастера:  Старший звонарь Данилова монастыря Москвы иеродиакон  Роман  (Огрызков), Екатерина Головизнина, преподаватель звонарских курсов Свято-Данилова монастыря. Они удивительно звонят! Их на все фестивали приглашают, они дают мастер-классы.

Приносит ли деньги профессия звонаря?

Мне - нет. Я во славу Божию звоню, мне это очень нравится. Ну, вообще, конечно же есть небольшая зарплата у звонарей. Обычно они совмещают её с какой-то другой работой по храму.

На Пасху Наталья сделала себе и сынишке подарок. Они проехали по нескольким церквям города и позвонили на разных колокольнях. На Пасху ведь можно звонить всем! Для Даниила обучение тоже не прошло даром – он освоил азы мастерства. Пока мальчик слишком мал, чтобы выбирать что-то всерьёз и навсегда. Но колокольня такое место, что на неё захочется вернуться.   

 

 

Подпись к фото: Тренажёры настоящих колоколов стоимостью около 15 тысяч рублей изготавливают в ближайшем к нам Новосибирске. Их покупают в основном воскресные школы. А наш тренажёр сделан на заказ из обычных труб. Ведь в тренажёре главное не звучание, а возможность отработать технику, чтобы потом подняться на колокольню и красиво звонить в тяжёлый, звучный колокол, радуя всех плывущей между землёй и небом особенной музыкой.

Поделиться