Храм
Святого Иоанна Предтечи
в Красноярске

ОСОБЫЕ ПРОШЕНИЯ В НАШЕМ ХРАМЕ О ЗДРАВИИ ТЯЖЕЛОБОЛЬНЫХ ПО ЧИНУ "МОЛИТВЫ КОПИЕМ"

Эти молитвы будут читаться на Божественных литургиях по мере поступления особых прошений о здравии; и по субботам в 14.30 на молебне о здравии страдающих онкологическими и другими тяжёлыми недугами. 

Копие – обоюдоострый нож с треугольным лезвием. Большое копие используется для вырезания Агнца – кубической частицы из большой богослужебной просфоры, которая на литургии освящается и прелагается в Тело Христово. Копия меньшего размера используются для вынимания частиц из просфор в память Божией Матери, святых угодников, при поминовении живых и усопших. Копие ассоциативно связывается с копием римского воина-сотника, который, согласно рассказу евангелиста Иоанна, пронзил подреберье распятого на Кресте Иисуса Христа. 

В Требнике – книге, где печатаются богослужебные чины треб на разные случаи – можно найти «Последование, егда крест творит священник на страсть недуга со святым копием». Совершается эта служба таким образом. Во время проскомидии, то есть перед началом Божественной литургии, священник, воспевая три тропаря (песнопения, посвященные распятию Иисуса Христа), крестообразно погружает копие в воду, а после литургии помазывает ею болящих. 

В «Настольной книге священнослужителя» есть разъяснение по поводу этого чина: «В некоторых местах, по просьбе болящих или их родственников, священники совершают это последование в качестве молитвы об избавлении от болезни. По объяснению «Новой Скрижали», обряд освящения воды св. копием практиковался у восточных христиан. Они, «полагая всю надежду к сохранению здравия на врачевания духовныя, творят знамение креста св. копием над водою…» («Нов. Скриж.», СПб. 1870, с.562). 

В случае, если бы кто обратился к священнику с просьбою совершить этот обряд, надо совершить его тем св. копием, которое употребляется на проскомидии для изъятия св. Агнца, и над не освященною еще водою. Больные пьют после священнодействия воду и мажутся ею, с верою в исцеляющую благодатную силу ее. В Москве погружают в воду гвоздь, которым было пригвождено к кресту пречистое тело Господа Иисуса Христа, и раздают потом эту воду верующим как освященную («Церк. В-к», 1900, №14. «Рук. для сел. Паст.», 1885, №42)». 

Этот чин - одна из разновидностей освящения через соприкосновение. В практике Православной Церкви есть два типа освящения: 

1) через молитву призывания Святого Духа и благословение – так освящаются Тело и Кровь Христовы на Божественной литургии и вода при совершении чина Великого водоосвящения (в день Навечения Богоявления и в самый праздник Крещения Господня, а также всякий раз при совершении таинства Крещения); 

2) через соприкосновение со святыней – так освящается Чаша с вином во время литургии Преждеосвященных даров. 

Если великое освящение воды – это освящение прежде всего и преимущественно через саму молитву, то в малом водосвятии ключевую роль играет погружаемый в воду предмет – крест как образ Креста Христова. В древности существовали способы освящения воды через погружение в нее гвоздя от Креста Христова, как в цитате из «Настольной книги», и через омовение мощей святых. В XVII веке этот чин совершали в Великую Пятницу перед Пасхой в московском Кремле. 

Прошения принимаются в лавке храма.

Поделиться