Храм
Святого Иоанна Предтечи
в Красноярске

ТЮРЕМНОЕ СЛУЖЕНИЕ. Я БЫЛ В ТЕМНИЦЕ И ВЫ ПРИШЛИ КО МНЕ

В тюрьмах и колониях строятся церкви, служат священники. При епархиях есть отделы тюремного служения.

Но кроме батюшек частые посетители мест заключения - катехизаторы. В нашем приходе таких трое. И все они женщины. Марина Гудошникова, Светлана Тюрина, Марина Дорофеева. Недавно их наградили благодарственными письмами от отдела образования и катехизации митрополии. И это стало поводом обратиться к теме преступления, наказания и исправления. 

Катехизаторы бывают на зонах как минимум два раза в год. Первый раз - рассказывают о дистанционных курсах по основам православной веры, приглашают желающий к обучению. Второй раз - принимают экзамены. Курсы по программе Центра православного дистанционного образования имени святого Макария Алтайского есть годичные и трёхгодичные. Обучение заочное. По итогу пишется дипломная работа. Тему заключённый выбирает сам. И по признанию педагогов-миссионеров, бывают настоящие шедевры. "Например, "Богородица - кто она для нас?" Отвечая на поставленный вопрос, парень провёл очень глубокое исследование. Почему мы называем Матерь Божию "Честнейшая херувим?" - он изучил и классифицировал херувимские чины. Проверяя сочинение, мы забиваем фрагмент текста в программу "Антиплагиат" и обнаруживаем, что текст оригинальный, самостоятельный. Очень горько, что так много молодых мужчин, красивых, сильных, часто умных, находится в заключении" - делится своим опытом Светлана Александровна Тюрина. 

"Но ещё горше, что существуют колонии для женщин с детьми, - продолжает тему Марина Геннадьевна Гудошникова. - Женщина с ребёнком на руках - самая незащищённая часть человечества. Их используют для совершения преступлений. Нынче среди сиделиц самая распространённая статья уголовного кодекса - торговля наркотиками. Цыганская семья при облавах выдаёт самую молодую невестку, желательно беременную, так как ей меньше дадут. Знакома я и с называемой "матерью-героиней", родившей в тюрьме восьмого ребёнка. Продавала наркотиками чужим детям, чтобы прокормить своих и при этом молится, чтобы её дети стали наркоманами. 

Пять лет мы трудимся по миссионерским программам Центра Макария Алтайского в пяти колониях Красноярского края. В двух женских зонах ведём "Курс осознанного материнства" для женщин, оказавшихся в заключении с детьми до трёх лет. Мылыш не осознаёт этой неволи. Гораздо важнее в этой ситуации ему быть рядом с мамой. Кроме того за детьми ухаживает квалифицированный персонал, есть медицинское обслуживание. На воле у них это было бы вряд ли. Большинство заключённых доучились максимум до 9 класса. Общаясь с мамами, мы подчёркиваем, что возможность быть вместе с ребёнком три года, имея при этом гарантированное питание и крышу над головой в их ситуации это как в монастыре пожить, подарок судьбы." 

Миссионеры приезжают в тюрьмы, к этим семьям, с лекциями, психологическими тренингами, педагогическими семинарами; на праздники - с подарками и мастер-классами. На Рождество Христово мастерят ангелочков, на Пасху красят яйца. Попутно рассказывают об истории праздников и их традициях. 

Зачем свободному человеку идти трудиться в тюрьму, да ещё и безвозмездно, у христианина спрашивать бессмысленно. Ответ очевиден. Так сказал Господь. Глава 25 Евангелия от Матфея: «Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.» 
Но всё же путей служения ближнему множество. Почему именно этот? 

Марина Сергеевна ДОРОФЕЕВА, фармацевт: Мой путь - через священников, протоиерея Николая Вороновича. Знаю его с детства, с тех времён, когда он преподавал в нашей воскресной школе Трёхсвятительского храма и отца Бориса Гнетова. Батюшки окормляли ещё и тюрьмы. Однажды я увидела на отце Борисе мягкие, удобные тапочки. Говорю, какие красивые! Где взяли? - В тюрьме, отвечает, заключённые сшили. Будут и у тебя такие тапочки. 

Так и случилось, по его слову. Когда оканчивала Учительскую семинарию и размышляла над темой для дипломной работы, мой руководитель Марина Геннадьевна Гудошникова посоветовала выбрать тюремное служение. 

Когда мне трудно или одолевают сомнения, я вспоминаю девиз, который сформулировала когда-то для себя: хочу построить храм в сердце заключённого, чтобы там поселился Господь. И свобода - понятие, не относящееся к внешним обстоятельствам. Можно быть и на свободе быть, как в тюрьме, а в тюрьме как на свободе. 

Конечно, мы не заменяем священников. С душевными болями и выбором решений заключённые обращаются к ним. Мы берём на себя миссию говорить только об истории Церкви, Священном предании и Священном писании. Помогаем людям воцерковляться, ведь выполняя «домашние задания», они читают труды святых отцов, учат молитвы, начинают правильно исповедоваться и причащаться. 

Всякому человеку хочется посвятить жизнь чему-то полезному. Тюремное служение - это именно такое дело. На первое собрание приходит обычно человек 60. Это только те, кто уже ходит в тюремный храм. Зачастую ходят "от нечего делать" или из любопытства. Большинство обитателей зон из неблагополучных семей, они ничего не знают о Боге. Но тот, кто узнал и поверил, что у него есть Отец Небесный, и что даже если все его покинули, он не одинок, - тот становится на самый искренний и горячий путь исправления. Изъявляют желание учиться на миссионерских курсах примерно 10-12 человек в год. Но эти двенадцать потом сами несут слово Божие внутри зоны. И ты видишь, как люди начинают меняться. Называют друг друга братьями, духовно борются за каждого как за брата, собираются на общие молитвы. На моих глазах «авторитетный» заключённый Роман, которого вся зона слушалась беспрекословно, придя к Богу, стал вежливым и смиренным. Научился читать по церковно-славянски и теперь помогает священнику при богослужениях, сам читает богослужебные тексты. 

Светлана Александровна ТЮРИНА, руководитель паломнического центра: Мой путь тоже через священника, на тот момент настоятеля Александро-Невского храма, прихожанкой которого я была, Александра Глушанкова. Батюшка занимался тюремным служением уже лет 12 и, зная о моём дипломе Свято-Тихоновского университета, попросил проверить дипломные работы заключённых. Мне это и самой стало очень интересно. Работы бывают очень глубокие. И почерки у некоторых - просто произведение искусства. 

Есть такая общая тенденция у сбившихся с пути, сбиваться и с заданной темы - на описание перепитий личной судьбы. Поправляем. На каждый диплом пишется рецензия не менее одной сраницы А4 формата с подробным разбором всех ошибок и правильными ответами. На защите диплома экзаменуемые зачитывают свои работы, а мы, экзаменаторы, стараемся не только поговорить о содержании текста, но и ободрить оступившегося человека. Я знаю немало людей, именно в тюрьме нашедших смысл жизни. Один из них Владимир Скворцов, прихожанин Александро-Невского храма. Я смело называю его имя, он не скрывает своего тюремного прошлого. Среди всех молящихся на литургии, он всегда - с самым светлым лицом и неподдельной радостью от встречи с Богом. 

Марина Геннадьевна ГУДОШНИКОВА, руководитель Центра православного дистанционного образования имени св. Макария Алтайского отдела религиозного образования и катехизации Красноярской епархии: И я через священника. На одной из встреч священников епархии с мирянами услышала убедительный призыв Александра Косова, председателя отдела по тюремному служению Красноярской епархии. И решила, что это – моё. Он познакомил меня с Натальей Пономарёвой, преподавателем Свято-Тихоновского университета и куратора дистанционного образования в местах лишения свободы. Познакомились и с уже существующими программами. И стали создавать свою, выбирая, что можно адаптировать к нашим условиям, и что нам по силам. Большой проблемой было оснащение тюремных библиотек литературой. Спасибо издательству «Сибирская благозвонница» - помогло на первом этапе. 

В настоящий момент в Красноярской митрополии 29 тюремных священников. Для них проводятся регулярные семинары с обменом опытом тюремного служения во всех епархиях РПЦ, капелланства Англии, Венгрии, Болгарии, привлекаются специалисты по особенностям психологических состояний заключённых, суицидологии, посттравматическим синдромам, правовым основам пребывания священства в местах лишения свободы. 

И вот теперь мы выстраиваем систему тюремного катехизаторства. Приглашаем уже обучившихся на наших курсах и ищущих церковного послушания, обращаться к руководителю этого направления отцу Александру Косову; ко мне по телефону 89831510845 или в наши группы: https://vk.com/tsluhenieke, https://vk.com/pravoslavnoe_ts "

Поделиться