Храм
Святого Иоанна Предтечи
в Красноярске

ИКОНЫ ЕВАНГЕЛИСТА ИОАННА БОГОСЛОВА

В нашем храме две иконы евангелиста Иоанна Богослова, чья память сегодня. На створках Царских врат, где в Русской православной церкви традиционно изображаются евангелисты, он - верхний слева. И ещё всегда рядом с Богородицей у распятия с Христом – эта икона также присутствует в любой церкви. У нас она слева, сразу у входа.

Иоанн - любимый ученик Христа, сын галилейского рыбака Заведея и Соломии. Заведей был состоятельным и не малозначительным членом иудейского общества. Соломия упоминается в числе жён, служивших Господу своим имуществом: она сопутствовала Господу в Галилее, последовала за Ним в Иерусалим на последнюю Пасху и участвовала в приобретении ароматов для помазания тела Его вместе с другими жёнами-мироносицами. Предание считает её дочерью Иосифа-обручника. 

Иоанн был сначала учеником святого Иоанна Крестителя. Услышав его свидетельство о Христе как об Агнце Божием, Который возьмет на Себя грехи мира, он тотчас же последовал за Христом (Иоан. 1:37-40). Постоянным учеником Господа он стал после чудесного улова рыб на Геннисаретском (Галилейском) озере. 

Евангелие Иоанн написал по просьбе ефесских христиан. Они принесли ему три первых Евангелия и попросили его дополнить их речами Господа, которые он слышал. Святой Иоанн подтвердил истинность всего написанного в этих трёх Евангелиях, но нашёл, что многое необходимо добавить к их повествованию и, в особенности, изложить пространнее и ярче учение о Божестве Господа Иисуса Христа, чтобы люди с течением времени не стали думать о Нём только как о «Сыне Человеческом». 

Отличительная черта Евангелия от Иоанна ярко выражена в том наименовании, которое давалось ему в древности - «Евангелие духовное». Никто не раскрыл так глубоко и убедительно в своём Евангелии и трёх соборных посланиях христианское учение о двух основных заповедях Закона Божия — о любви к Богу и о любви к ближнему. Поэтому Иоанна называют «апостолом любви». 

У иконописцев для изображений евангелистов есть четыре символа: Матфей - как человек, Марк - как лев, Лука - как телец, а Иоанн - как орёл. Ведь апостол Матфей стремился показать, что Иисус Христос - Человек из рода Давида, Мессия, которого все ждали; евангелист Марк говорил о том, что Иисус Христос - Царь мира; святой Лука сделал акцент на жертвенном служении Господа; а Иоанн Богослов на том, что Иисус Христос - истинный Бог. 

Святой апостол Иоанн скончался в возрасте ста с лишним лет. Он намного пережил всех остальных очевидцев Господа, долго оставаясь единственным живым свидетелем земных путей Спасителя. Когда настало время отшествия апостола Иоанна к Богу, он удалился за пределы Ефеса с семью своими учениками и повелел приготовить для себя в земле крестообразную могилу, в которую лег, сказав ученикам, чтобы они засыпали его землей. Ученики с плачем целовали своего любимого наставника, но, не решаясь ослушаться, исполнили его повеление. Они закрыли лицо святого платом и закопали могилу. Узнав об этом, остальные ученики апостола пришли к месту его погребения и раскопали могилу, но ничего в ней не нашли. Это было 26 сентября. 

Каждый год из могилы святого апостола Иоанна 21 мая выступал тонкий прах, который верующие собирали и исцелялись им от болезней. Поэтому Церковь празднует память святого апостола Иоанна Богослова в этот день.

Документальный сериал «Апостолы». Фильм 3-й. «ИОАНН БОГОСЛОВ» (2014) 

Икона апостола Иоанна есть в каждом храме. Не исключение и наш. Она называется «Распятие с предстоящими». Иисус, распятый на кресте, и предстоящие кресту две ближайшие фигуры - Пресвятой Богородицы и апостола Иоанна Богослова. Иоанн удостоился особенной близости к Господу, находясь при Нём в самые важные минуты Его земной жизни: при воскрешении дочери Иаира; преображения Господа на горе; умирая на кресте, Господь поручил ему заботиться о Своей Пречистой Матери (Иоан. 19:27). 

Православное братство апостола Фомы при нашем храме собирается в трапезной храма каждый пятничный вечер, чтобы изучать Евангелие и под руководством своего духовника отца Александра Смирнова соотносить евангельские истины и свою личную, общественную, современную жизнь. Приглашаются все желающие в 19 часов каждую пятницу. Как раз сейчас изучается Евангелие от Иоанна. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) сказал об этой книге так: «Среди всех книг, написанных гениями человечества, мудрейшими людьми и даже святыми людьми, нет книги, которая по силе слова, по величию примеров, по знанию тайн Божиих могла бы сравниться с Евангелием, написанным Иоанном Богословом… Как поразительно глубока и необычайна первая глава Евангелия от Иоанна, которую слышим только раз в год на литургии величайшего праздника Воскресения Христова. На этом Евангелии лежит необычайно яркая печать величайшей премудрости, величайшего знания тайн Божиих. А если так, то, конечно эту силу слова он мог получить только непосредственно от Самого Бога.» predanie.ru/luka-voyno-yaseneckiy-svyatitel/book/8317.. 

СПРАВКА 
Православное христианство знает четыре канонических Евангелия: от Матфея, от Луки, от Марка и от Иоанна. Но почему Евангелие не написал кто-то один? И для чего нам четыре Евангелия, если все они говорят об одном и том же? 

Дело в том, что, вдохновляя писателей, сообщая им и мысль, и слово, Святой Дух не стеснял их собственного ума и характера. Наитие Святого Духа не подавляло собой духа человеческого, а только очищало и возвышало его. Поэтому Евангелия различаются между собой в зависимости от личных свойств характера каждого из евангелистов, от обстоятельств и условий, при которых были написаны, и от цели, которую ставил себе каждый из четырех евангелистов. 

Евангелие от Иоанна 
Евангелист Иоанн Богослов - любимый ученик Христа, сын галилейского рыбака Заведея и Соломии. Заведей был состоятельным и не малозначительным членом иудейского общества. Соломия упоминается в числе жён, служивших Господу своим имуществом: она сопутствовала Господу в Галилее, последовала за Ним в Иерусалим на последнюю Пасху и участвовала в приобретении ароматов для помазания тела Его вместе с другими жёнами-мироносицами. Предание считает её дочерью Иосифа-обручника. 

Иоанн был сначала учеником святого Иоанна Крестителя. Услышав его свидетельство о Христе как об Агнце Божием, Который возьмет на Себя грехи мира, он тотчас же последовал за Христом (Иоан. 1:37-40). Постоянным учеником Господа он стал после чудесного улова рыб на Геннисаретском (Галилейском) озере. 

Евангелие Иоанн написал по просьбе ефесских христиан. Они принесли ему три первых Евангелия и попросили его дополнить их речами Господа, которые он слышал. Святой Иоанн подтвердил истинность всего написанного в этих трёх Евангелиях, но нашёл, что многое необходимо добавить к их повествованию и, в особенности, изложить пространнее и ярче учение о Божестве Господа Иисуса Христа, чтобы люди с течением времени не стали думать о Нём только как о «Сыне Человеческом». 

Отличительная черта Евангелия от Иоанна ярко выражена в том наименовании, которое давалось ему в древности - «Евангелие духовное». Никто не раскрыл так глубоко и убедительно в своём Евангелии и трёх соборных посланиях христианское учение о двух основных заповедях Закона Божия — о любви к Богу и о любви к ближнему. Поэтому Иоанна называют «апостолом любви». 

У иконописцев для изображений евангелистов есть четыре символа: Матфей - как человек, Марк — как лев, Лука — как телец, а Иоанн — как орёл. Ведь апостол Матфей стремился показать, что Иисус Христос — Человек из рода Давида, Мессия, которого все ждали; евангелист Марк говорил о том, что Иисус Христос — Царь мира; святой Лука сделал акцент на жертвенном служении Господа; а Иоанн Богослов на том, что Иисус Христос — истинный Бог.