Храм
Святого Иоанна Предтечи
в Красноярске

ИКОНА «НЕ РЫДАЙ МЕНЕ МАТИ»

В нашем храме эта икона находится в алтаре и видна, когда открыты Царские врата и левые дьяконские.Традиционно икона «Не рыдай Мене Мати» участвует в Богослужении только один раз в году, её выкладывают на аналой в Cтрастную пятницу. С одной стороны, она служит напоминанием о крестных страданиях Спасителя. C другой - в ней особенно явственно звучит тема Воскресения. И в этом есть существенные отличия православного образа от произведений западных мастеров, где преобладает тема страданий Матери, оплакивающей своего Сына. 

Икона храма Иоанна Предтечи написана современным иконописцем в византийской традиции, в традиционной иконографии. Перед иконой Божией Матери «Не рыдай Мене, Мати» молятся в скорби и печали, за страждущих близких и за детей. 



На фоне креста, чуть справа от центра, изображен поясной образ мертвого Спасителя, стоящего во гробе, с закрытыми глазами и со скрещенными на поясе руками, со следами ран на груди и руках. Слева, за фигурой Христа, изображена Богородица, приникающая к Его лику, оплакивающая и обнимающая его за плечи. 

Это соприкосновение ликов становится визуальным центром композиции. Оно как бы повторяет иконографическую схему «Умиление», где Пресвятая Дева прижимает к груди Богомладенца Христа. Эта перекличка показывает, что в иконографии «Умиления» присутствует тема Страстей, а в иконографии «Не рыдай Мене Мати» — тема любви, побеждающей смерть. Идейный замысел композиции – это искупительная крестная жертва, ставшая высшим проявлением любви Бога к человеку: "Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единороднаго" (Ин. 3,16) 

Название иконы взято из ирмоса девятой песни канона Великой субботы Косьмы Маюмского (VIII в.): "Не рыдай Мене, Мати зрящи во гробе, Его же во чреве без семене зачала еси Сына: востану бо и прославлюся и вознесу со славою непрестанно, яко Бог, верою и любовию Тя величающыя". В песнопении Сам Христос утешает Мать, говоря Ей о грядущем Воскресении, побеждающем смерть. Богоматерь представлена как живой свидетель страданий Христа. Ее скорбный взгляд устремлен на мертвого Сына с мольбой и надеждой на Его скорое Воскресение. 

Иконография этого образа складывалась в Византии в течение нескольких веков. Первоначально в XII столетии появилось поясное изображение Христа во гробе, восходящее к Плащанице. По свидетельствам паломников, каждую пятницу во Влахернской церкви Константинополя вывешивалась Плащаница, сложенная таким образом, что тело Господа было видно лишь до пояса. Реликвия была недоступна для целования, поэтому вскоре на аналое стали полагать иконное изображение умершего Спасителя. Со временем этот образ приобрёл литургическое значение — для служб Страстной седмицы писались выносные двухсторонние иконы, изображающие раздельно Христа во гробе и скорбящую Богоматерь. К XIV веку эти два святых образа соединились — так появилась икона «Не рыдай Мене, Мати». 

В России иконография «Не рыдай Мене, Мати» впервые появилась во времена правления Иоанна IV Грозного в иконе Благовещенского собора Московского Кремля, вызвавшей в 1554 году дело дьяка Висковатого, восставшего против введения в русскую иконопись «латинских ересей», т.к. в XVI веке русские иконописцы стали использовать для композиций икон гравюры западных мастеров. Нередко этот образ называют православной «Пьетой» (итал. пьета – плач), поскольку здесь раскрывается тема оплакивания Христа перед положением Его во гроб. 

Источники: миссионерский православный портал - www.dishupravoslaviem.ru 

Елена Шаклеина, искусствовед

Поделиться