Храм
Святого Иоанна Предтечи
в Красноярске

ИКОНА СПИРИДОНА ТРИМИФУНТСКОГО

Сегодня, в день памяти Спиридона Тримифунтского, продолжаем миссионерскую рубрику #Учимся_понимать_иконы. Авторы экскурсионного проекта «Иконы Красноярска: музей и храм» Светлана Тюрина, руководитель нашего Паломнического центра и искусствовед Елена Шаклеина надеются, что проект станет ещё одним мостиком от мира светского в мир духовной культуры, на которой зиждется история государства Российского. 

Святитель Спиридон, епископ Тримифунтский (ум. в 348 г.) прославился своей благочестивой жизнью и неустанным служением в сане епископа города Тримифунта на Кипре в IV в. Святитель обладал даром провидения и чудотворения, после смерти у его мощей происходили различные исцеления. Он широко почитался во всей Византийской империи, особенно на Кипре, где родился и служил, и на о. Корфу, где с 1460 г. находятся его мощи. 
Святитель Спиридон издревле почитается и на Руси. «Солнцеворот», или «поворот солнца на лето» (25 декабря нового стиля), совпадающий с памятью святителя, называли на Руси «Спиридоновым поворотом». Особым почитанием пользовался святитель Спиридон в древнем Новгороде и Москве. В 1633 году в Москве был воздвигнут храм во имя святителя. 

Иконография Спиридона Тримифунтского необычна. На иконах этого святого принято изображать в епископском облачении, за исключением одной детали. На его голове, вместо епископской митры - тростниковая шапочка, которые в Греции носили пастухи. Этот головной убор призван подчеркнуть преемственность того дела, которому посвятил себя святой Спиридон. В молодости он был простым сельским пастухом и пас овец и коз; возглавив епископскую кафедру, стал пастухом овец стада Христова. 

Также на иконах иногда его изображают с черепицей в руке, из которой исходят огонь и вода. Этот сюжет восходит к житию святителя Спиридона, когда он обличал еретическое учение Ария. Как говорит житие, святой взял кирпич и сжал его в руке. Из него вырвался огонь и истекла вода, а в руке святого осталась мокрая глина. Святитель Спиридон обратился к видевшим чудо со словами: «Вот обожжённая плита (кирпич), в которой соединились три сущности - глина, огонь и вода. Так же един и Господь, в котором соединены три лица: Отец, Слово и Дух». Как говорит житие, сторонникам Ария нечего было возразить. 

Икона святителя Спиридона Тримифунтского в храме Иоанна Предтечи изображает святого в традиционной иконографии - с седой заострённой бородой, в плетёной шапочке. Святитель облачен в зелёно-голубую фелонь (верхнее богослужебное облачение православного священника без рукавов, в древности исключительно белого цвета) и омофор с чёрными с золотом крестами. В левой руке, прикрытой розовым платом, святой держит закрытое Евангелие, его правая рука поднята в благословляющем жесте. Евангелие закрыто, потому что так традиционно изображают святителей. С открытым Евангелием пишут Спасителя и Евангелистов, иногда Николая Чудотворца. 

Лик святого написан по тёмному санкирю (тёмный, оливковый или коричневый тон, поверх которого кладутся остальные, более светлые слои в живописи лица, рук и других открытых частей тела), с применением белильных движков (короткие светлые или белильные штрихи, пятна для моделирования выпуклых частей на лично́м письме или при изображении открытых частей тела). Движки очень оживляют изображение, их иногда называют «оживками». Иконописец изображает святителя Спиридона как сурового наставника: его брови сдвинуты, взгляд обращён на зрителя. 

Икона написана на нейтральном охристом фоне (цвет охра – это настоящий природный пигмент. Железо и глина придают охре припылёно-жёлтый оттенок). Нимб святого покрыт сусальным золотом, очерчен киноварной (красной) описью. В левом нижнем углу в икону помещена частица мощей святого. 

Елена Шаклеина, заведующая отделом русского искусства XVIII - начала XX в. Красноярского художественного музея им. В.И. Сурикова,
 
Поделиться