Храм
Святого Иоанна Предтечи
в Красноярске

КАЗАНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

В нашем храме две Казанских иконы Божией Матери. Одна, главная, слева от Царский врат. Вторая, надвратная, в алтаре, над Царскими вратами. 

«Казанская» икона принадлежит к иконографическому типу «Одигитрия», что в переводе с греческого означает «путеводительница» (самый древний византийский тип богородичных икон). В этом названии заложен глубокий богословский смысл: Пресвятая Богородица - есть верная помощница и наставница на жизненном пути христианина. Она низводит на нас благодать Божию, заступаясь за нас пред Христом, несёт к Нему наши молитвы. 

Изображение Богоматери на «Казанской» иконе традиционно оплечное, фронтальное, с небольшим наклоном головы влево к Богомладенцу. Это символ милости, любви, материнской нежности и в тоже время преклонение перед Спасителем человеческого рода. Изображение Младенца также фронтальное, поясное, правая рука Его поднята в благословляющем жесте, левая рука опущена и прикрыта гиматием (верхним одеянием). Взгляды Божией Матери и младенца Христа обращены на молящегося. 

На мафории (верхней одежде) Богоматери традиционного тёмно-вишневого цвета изображены три звезды, которые всегда пишутся на обоих плечах и на челе. Эти звёзды - символ её приснодевства. Она - Дева до Рождества Христова, Дева - в сам момент непостижимого Рождества Сына Божия, и остаётся Девой по Рождении своего Божественного Сына. Кроме того это символ Троицы, поэтому одну из звёзд закрывает собой Богомладенец. 

Нимб младенца Христа внутри имеет изображение креста с начертанными буквами - ѺѾН (греч. Сущий). Крест символизирует страдание и воскресение Христа. Эти символы означают, что Иисус Христос есть Сущий или безначальный и истинный Бог — Спаситель. Крещатый нимб на православных иконах изображается только у Иисуса Христа. 

Представленная икона выполнена в византийской традиции современным иконописцем Андреем Кольцовым. Лики Богоматери и младенца Христа написаны плавями (плави - слои нанесения краски для прорисовывания лика святого, подробно здесь: https://azbyka.ru/otechnik/ikona/sekrety-ikonopisnogo..), складки одеяний Христа подчеркнуты твореным золотом (твореное золото - краски из порошка золота, смешанного со связующим материалом, подробное пояснение термина здесь: https://ru.wikipedia.org/wiki/Творёное_золото). 

«Казанская» икона Божьей Матери была явлена в 1579 году в Казани, вскоре после взятия города Иваном Грозным. Пресвятая Богородица явилась здесь, чтобы утвердить в христианской вере местных жителей и расположить к христианству ещё не уверовавших. Богородица явилась во сне благочестивой девице Матроне, дочери казанского стрельца, и повелела возвестить архиепископу и градоначальнику, чтобы они взяли Её икону из земли в указанном месте. Архиепископ и градоначальник не поверили рассказу девочки, и тогда Матрона и её мать стали копать землю в указанном месте и обрели икону. Она была завернута в кусок ткани и сияла чудесным светом. После этого икону с крестным ходом перенесли в ближайшую церковь Св. Николая, а оттуда, в Благовещенский собор. По принесении иконы в храм многие, особенно слепые, получали исцеление. Список с иконы был отправлен в Москву. Царь распорядился построить церковь на месте явления иконы и основать там женский монастырь. Первой инокиней, а затем и настоятельницей монастыря стала Матрона. 

Список с чудотворного образа сопровождал князя Пожарского, благодаря которому мы празднуем сегодня День народного единства. 

Елена Шаклеина, заведующая отделом русского искусства XVIII - начала XX в. Красноярского художественного музея им. В.И. Сурикова, соавтор экскурсионной программы «Иконы Красноярска: музей и храм», разработанной нашим Паломническим центром https://vk.com/palcentr24?w=wall366814153_3564

Поделиться