Храм
Святого Иоанна Предтечи
в Красноярске

ФРЕСКА КИРИЛЛА АЛЕКСАНДРИЙСКОГО

Кирилл Александри́йский, отец Церкви, чья память сегодня - его лик запечатлён в алтарной части нашего храма. 

Кирилл Александрийский - египетский экзегет, возглавивший оппозицию несторианству. Экзеге́тика — учение об истолковании текстов, первоначальный смысл которых затемнён вследствие их давности или недостаточной сохранности источников. Понимание достигается грамматическим исследованием языка, изучением исторических реалий и вскрытием намёков, смысл которых со временем сделался непонятным; конкретно-психологическими изысканиями и рассмотрением закономерностей формы произведения. 

Святой Кирилл с 428 года боролся против учения Нестория, тогдашнего архиепископа Константинопольского. В 431 год организовал III Вселенский собор, на котором было осуждено учение Нестория и утверждено почитание Девы Марии Богородицей. Противонесторианское движение - это долгий спор о лице Христа, как Искупителя и Спасителя мира, о способе соединения в единой личности Христа божественной и человеческой природе. 

В 414—415 годах изгнал евреев из Александрии, что явилось одним из первых изгнаний евреев из христианских стран. Вот как это описывает историк. "В то же самое время епископу Кириллу пришлось изгнать из Александрии и племя иудеев, — по следующей причине... Сговорившись, чтобы каждый носил с собой, как отличительный знак, сделанное из коры пальмового дерева кольцо, они задумали напасть ночью на христиан, и в одну ночь послали некоторых людей кричать по всем концам города, будто горит церковь соименная Александру. Услышав это, христиане, для спасения церкви, сбегались со всех сторон, а иудеи тотчас нападали и умерщвляли их. Друг друга они не трогали, потому что каждый показывал другому кольцо, а встречавшихся христиан убивали. С наступлением дня это злодейство обнаружилось. Раздраженный им, Кирилл с великим множеством народа идет к иудейским синагогам, … — и синагоги у них отнимает, а самих изгоняет из города, имущество же их отдает народу на разграбление. Таким образом, иудеи, жившие в городе со времен Александра Македонского, тогда все и без ничего оставили город и рассеялись по разным странам." — Сократ Схоластик. Церковная история. Кн. VII, гл. 13 

Экзегетическая литература святого отца сводится к следующим ппроизведениям: 1) «О поклонении Богу духом и истиною» – трактат в 17 книгах, в котором раскрывается мысль, что Христос отменил закон Моисея только в букве, а не по духу; характеризуя в последовательном изложении таинственный духовный смысл всех постановлений Моисеева обрядового закона, святой отец представляет связную историю божественного домостроительства нашего спасения. 2) «Изящные изречения» – сочинение в 13 книгах, составляющее продолжение предыдущего трактата; в нём на основании Пятикнижия Моисея делается попытка представить связную историю ветхозаветной церкви от Адама до Иисуса Навина, с оттенением выдающихся фактов ветхозаветной истории, характеризующих христианскую идею божественного домостроительства о спасении людей. 3) «Толкования на книги пророка Исаии», «Толкованиях на 12 малых пророков», «Толкованиях на Псалмы» и на другие ветхозаветные книги, в т.ч. на пророка Иезекииля, книгу Царств, Песнь Песней, пророка Иеремии, Варуха и Даниила. Из новозаветных книг сохранились толкования на Евангелия Луки, Иоанна, Матфея, на Деяния Апостольские, на послания Апостола Павла к Коринфеям (первое и второе), к Евреям и Римлянам, на соборные послания Ап. Иакова, Петра (первое и второе), Иоанна (первое) и Иуды. Во всех своих толкованиях Кирилл Александрийский усматривает не только исторический, но и духовно-таинственный смысл. 

Представители двух противоположных богословских направлений не достигли соглашения ни путем литературно-полемических сношений, ни путем поместно-соборных административных решений. В виду этого та и другая партия одинаково обратились к мысли о созвании Вселенского Собора, который и был составлен 431 года в Ефесе. Казалось бы, что такая исключительная мера должна была бы подавить несторианское волнение. Но в действительности оказалось иначе. История деяний ефесского Вселенского Собора и затем история последующих богословских споров представляют из себя самую ожесточённую борьбу. Только к концу тридцатых годов церковный мир был восстановлен. 

Святой Кирилл Александрийский во всей этой борьбе был строгим охранителем начал православного учения и для торжества истины не останавливается на полумерах перед личной опасностью. Ему пришлось выдержать сильную оппозицию со стороны императора, перетерпеть заключение под стражу вместе с другими представителями православия, но всё же выйти победителем из продолжительной и частью неравной распри. 

В 1935 году Международный астрономический союз присвоил имя Кирилла Александрийского кратеру на видимой стороне Луны. 

А в 2009 году оскароносный режиссёр Алехандро Аменабар снял историческую драму "Агора" об этих событиях. Слоган фильма: «Александрия, Египет 391 год н. э. Мир изменился навсегда». А это из аннотации: "Действие фильма происходит на территории разваливающейся на две части Римской Империи в городе Александрия Египетская в конце IV — начале V века нашей эры. IV век — век победы христианства в Римской империи, в течение этого столетия христиане из угнетаемого религиозного меньшинства превратились в мощную государственную организацию, диктующую свою волю правителям распадающейся империи "Агора" фильм.