Храм
Святого Иоанна Предтечи
в Красноярске

ОБСУЖДЕНИЕ ФИЛЬМА «МОНАХ И БЕС»

В прошедшую субботу в приходской библиотеке состоялось обсуждение фильма «Монах и бес». Интереснейшее - как и сам предмет обсуждения. Собралась приходская интеллигенция, заглянул настоятель... Вела дискуссию руководитель библиотеки Зинаида Александровна Мосунова. Блестяще – со знанием материала, законов публичного дискурса, благожелательно, давая возможность каждому высказать своё мнение.

Она рассказала о создателях фильма, вызвавшего огромный резонанс в церковной среде. В этом фильме режиссёр Николай Досталь (фильмы «Облако-рай», «Петя по пути в Царство Небесное», «Мелкий бес») и сценарист Юрий Арабов (фильмы «Чудо», «Фауст») выступают почти равноправными авторами, так как фильм снят не по литературному произведению, а по житиям двух святых, Ивана Семёновича Шапошникова, послушника Нило-Сорской пустоши и архиепископа Иоанна Новгородского. И как видно из фильмографии, оба мастера не впервые обращаются к религиозной теме.
Идея фильма пришла Николаю Досталю в 2011 году, сценарий был готов к 2012, а фильм вышел в 2016. Всё это время искали деньги, 120 млн. Съемки в Иордании, Иерусалиме, Крыму, Центральной России – переезды съели основную часть бюджета. Благодаря рекомендациям - тогда председателя Синодального Совета по культуре Всеволода Чаплина и редактора журнала «Фома» Владимира Легойды - Министерство культуры выделило 50 млн, остальными вложилась кинокомпания «Эталон-фильм» и продюсерский центр Игоря Толстунова. Не иначе как по промыслу Божиему, фильм не только сняли, но и открыли им кинофестиваль «Покров» в Украине. Среди более 100 участников, именно он получил гран при.
Самым воцерковлённым из блестящей актёрской плеяды оказался «бес» - актёр Георгий Фетисов, кстати, родом из Красноярска. Он дважды побывал в Афонском монастыре, и режиссёру постоянно приходилось его «одёргивать», возвращая к образу: «Перестаньте думать об Афоне!».
«Бес в этом фильме нравится. Он нестрашный, забавный, и даже привлекательный. Получается, что бесов, их искушений не стоит страшиться. А это опасное заблуждение» - озвучил мнение части священства-противников фильма отец Николай Ши-кэ-мин. Настоятелю же картина понравилась своей лёгкостью восприятия и при этом многоплановостью, неоднозначностью, а значит, поводом поразмышлять, поискать ответы в истории, в писаниях Святых отцов: «Например, верующие люди задаются вопросом - можно ли любить беса? Ведь монах Иван жалеет его, ослабевшего и изнемогающего после Гроба Господня, заботится о нём. Некоторые святые жалели бесов, что они не могут покаяться. Вспомним Паисия Святогорца, много молившегося о нечистой силе, чтобы она покаялась. И в фильме бес раскаялся, иначе бы не назвал своего имени настоятелю, а он назвал - Легион. Значит, он пришёл в монастырь каяться, а не искушать?»
У прихожан возник вопрос, как бес смог войти в Ивана-мальчика, плачущего чистыми слезами умиления после литургии, и потом мучить его всю жизнь? Отец Николай ответил так: «Очевидно, по попущению Божиему. Видимо, так Он планировал спасение его души». Батюшка поделился по этому поводу своим впечатлением от книги иеромонаха Пантелеимона «Козни бесовские»: «Наверное, Пантелеимон знал, о том, как входят в человека бесы и живут в нём, от своего духовного отца, священника Валентина Мордасова? Я был в храме, где тот служил. Его дом стоял за сто метров от церкви, там он отчитывал людей. И пока шёл от церкви до дома, бывал часто в кровь избит бесами.»
В ходе дискуссии зрители выделили две главные темы фильма: борьба с бесовской силой и всепобеждающая любовь; а также подтемы: прельщение чудесами, одержимость, Вечный город, власть и Церковь, монашество…
Чудес в фильме много. Но все они от беса, как признаётся режиссёр. И только одно от Бога - что бес смирился Богу. А между тем, как падки все мы до чудес. Даже царь со свитой, поневоле пожаловавший в монастырь, первым делом осведомляется: «А нет ли тут у вас каких чудес, чудотворцев?» Даже монахи с готовностью признают в новоприбывшем монахе святого. И только проницательный настоятель бдительно противостоит бесовским козням. Эта тема, как и многие другие, очень актуализирует фильм. И погоня за чудесами, и фуагра на завтрак, и коррупция высшей власти, и торгашество на святом – всё это наше, современное, узнаваемое, над чем можно иронизировать. Ирония и сатира – без сомнения то, что делает фильм интересным широкому кругу. Его жанр создатели определили как фантазийная комедия.
Чего не скажешь об истории. Не знающим её, эпизод с явлением царской свиты в глухой монастырь, не скажет ничего. А между тем, он очень значим. Кандидат исторических наук Е.А. Шушканова просветила аудиторию, что прототип царя в фильме - это Николай I, один из самых религиозных самодержцев. Он в своё царствование приобрёл много земли в Иерусалиме, построил немало храмов и монастырей. А его спутник – Бенкендорф. Именно царь понял тайный смысл кривляний и иносказаний юродивого. Именно по его вере сломанная карета чудесным образом поехала. «Без правды нет царствования и монастыря нет» - напутствует игумена помазанник Божий.
Елена Александровна полагает, что ещё одна главная идея фильма в том, что без Бога мы не можем ничего. Как только Иван не сопротивлялся бесу, но без Бога ему это не удавалось. И только после Гроба Господня он победил нечистого. Всю первую часть Иван спрашивает беса, в чём тайна беззакония. И после духовной победы бес её открывает: «Да не возлюби ближнего своего». И в свою очередь, начинает выспрашивать Ивана, что значит: покаяться перед Господом. Он уже хочет этого. Он полюбил Ивана и хочет быть, как Иван, способный на высшую форму любви - возлюбить врагов своих так, чтобы отдать за другого человека свою жизнь. Считается, что надо дружить с теми, кто близок тебе. Но многие святые полагают: в христианском плане от такой дружбы нет пользы, дружить следует с теми, кто против тебя - в этом рождается твоя духовная сила. В дружбе монаха и беса родилась духовная сила: один погиб, взяв на себя чужие грехи, а другой – очеловечился.
Перед тем, как запускать фильм в производство, его авторы советовались с Церковью в лице Андрея Кураева, Тихона Шевкунова и показывали готовый фильм Патриарху Кириллу. Никто из них не нашёл крамолы. Аргументы противников в том, что нельзя мол, смеяться над монастырской жизнью, и монастырь, дескать, не место для бесов. Но именно настоятелю монастыря, вначале суетливому, приземлённому, несамостоятельному в мышлении, авторы поручили произнести финальную фразу фильма, обращённую писарю, книжнику: «Эх, ты, латынь разумеешь, а Христа понять не можешь. Если я голь не приму, то зачем я здесь? Зачем всё это?! Не всё свято, что в книгу вмято.»
Поэтому фильм к просмотру рекомендован! Некоторые из священнослужителей посмотрели его уже восьмой раз ?
Предлагаем вашему вниманию интересные ссылки по фильму:
Жития прототипов кинематографического монаха Ивана Семёновича:
http://www.russian-inok.org/books/ri2415.html
http://old-ru.ru/05-8.html
Рецензия на фильм: http://kasdom.ru/r_kultura/11561/
В ближайшее воскресенье в 16 часов приглашаем вас в приходскую библиотеку на выставку литературы «Святые и святыни месяца».

Поделиться