Храм
Святого Иоанна Предтечи
в Красноярске

ПЕРВЫЙ ЕПИСКОП КРАСНОЯРСКОЙ ЕПАРХИИ: ЧАСТЬ ВТОРАЯ

Сегодня мы продолжим предыдущую тему - рассказ о первом архиерее Красноярской епархии. В фондах приходской библиотеки есть несколько книг, где епископ Никодим выступает их автором или составителем. Также представим литературу о его жизни, служении, роли пастыря в истории православия Красноярской земли. Вот эти книги.

ДНЕВНИК ЕПИСКОПА НИКОДИМА / Никодим, епископ Енисейский и Красноярский // СИБИРСКИЕ ВЛАДЫКИ. Книга первая. НАЧАЛО. - Красноярск, 2005. - С. 89-139.

Всю свою жизнь преосвященный Никодим провёл, так сказать, сознательно. Ни один шаг его жизни, ни одна его мысль не осталась неосмысленною, необдуманною с разных сторон, неоцененною по достоинству, искренне. Чтобы постоянно следить за собою, он вёл записки. К счастью, его многотомный дневник сохранился и находится в Красноярском краевом архиве.
Дневники первого епископа Енисейского и Красноярского достоверно и ярко отражают нравственное состояние и духовный мир этого замечательного человека. Так, уже в студенческие годы он записал в своём дневнике: «Я лучше хочу быть милосердым до слабости, нежели правосудным до жестокости».
Владыка, не смотря ни на какие обстоятельства, делал записи ежедневно. Ничто не могло его заставить отступить от этого правила: ни болезнь, ни занятость, ни плохое настроение, ни дальняя дорога. Его дневниковые записи - безценная кладезь знаний для нас, его потомков. Если когда-нибудь дневники Никодима будут опубликованы в полном объёме, то тогда сбудется его желание: «Дал бы Бог через сии мои записи, в коих много мнений записано, принести пользу тому, кто будет читать их».

В данной книге приводятся записи епископа с первого дня прибытия его в Красноярск, то есть с 5 января по 9 мая 1862 года. Любопытны впечатления Никодима о встрече с городом, знакомством с губернской общественностью, священством, посещением храмов, бытом и укладом жизни города, его окрестностей. Из всего этого вырисовывается картина жизни Красноярска середины ХIХ века. И, конечно же, характеризуется автор записей.
Для себя я нашла интересные факты. Например, первоначально владыка хотел выбрать место для архиерейского дома на самом берегу Енисея. Или: «А в Красноярске с 1 марта уже ездят на колёсах, нет снегу». Или: «Булка крупчатая [из муки высшего сорта] стоит 8 коп. фунт [0,5 кг]». И, как правило, Никодима везде встречают «с любовью», «как живую святыню». Очень часто пастырь рассматривает бракоразводные дела, принимает посетителей, помогает им, в том числе материально из своих средств.

ПЕРВЫЙ ЕПИСКОП / Сост.: Л.П. Бердников, С.Л. Лонина. - Красноярск, 2006. - 120 с.: ил. - («Сибирская книга А.П. Быкова»). В самом начале издания его составители предлагают краткий очерк о жизни и деятельности первого епископа Енисейского и Красноярского Никодима (Казанцева). Основной объём (сто страниц из имеющихся ста двадцати) - это историко - социальное исследование архиепископа Никодима «Русский нищий». Текст исследования публикуется с сохранением пунктуации и орфографии автора. Впервые эта книга вышла в Санкт-Петербурге в 1864 году.
В предисловии к изданию Никодим объяснял причину его выхода.

Годом раньше, в газете «Голос», без указания сочинителя был опубликован фельетон «Нищенство». «Статья направлена против нищих русских и исполнена тяжких укоризн, не только нищим нашим, но и тем из нас, кои осмеливаются подать нашему нищему копейку, Христа ради». Владыка «для того, чтобы защитить от укоризн и поношения» нищих и тех, кто им помогает, отвечает сочинителю своими несогласием, замечаниями к статье и изъяснениями своих взглядов на проблему. Ведь «автор [статьи в газете], кроме презрения ко всему, что есть русское и ко всем, кто суть русские, - особенно в наших нищих видит только разврат, леность и тупость, почти скотскую». Но чтобы читатель не усомнился в объективности пастыря - в начале книги приводится в полном объёме та самая скандальная статья.
Епископ развенчивает все ложные постулаты «злобного писаки». Он терпеливо объясняет важность милосердия, сопереживания к чужому горю.

Во второй части своей работы епископ Никодим делает «общие рассуждения о нищете», где приводит цитаты из Ветхого завета. В третьей, самой наибольшей, части - переходит на Новый завет, приводя тексты апостолов и комментируя их.
Никодим заключает, что в Библии нет «ни единого места, где Господь клял бы нищету, преследовал бы нищих, вооружал против них общество, осуждал бы тех, кои приходят к нищим в жалость и делятся с ними подаянием милости». Меня особо заинтересовали рассуждения на эту тему святых отцов Церкви - Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста. Вот некоторые:
«Если ты постишься без милости, то пост твой не есть пост...».
«За тебя осудил Бог страну на бедствие голода; потому что ты, имея не подавал; потому что ты проходил мимо алчущих; потому что ты не обращал внимания на плачущих; потому что ты не оказал милости кланявшимся тебе».
«Не дай Бог ни жить богато, когда нищие нуждаются, ни наслаждаться здравием, когда не подал помощи к уврачеванию их ран, ни иметь достаточной пищи, ни одежды, ни покойного крова, когда не разделю с ними хлеба, не снабжу их - по возможности - одеждою, не упокою под моим кровом!».
«...Ничто столько не уподобляет нас Богу, как благотворительность».
Прошло полтора века с того времени, как вышла книга епископа. Но его труд актуален и сегодня. Надеюсь, что книга первого архиепископа Енисейского и Красноярского Никодима будет призывать прихожан к состраданию, доброте.
«Спросите кого угодно из людей: чего они желают более: того ли, чтобы между ними было много мудрецов и ораторов, или людей милосердных и человеколюбивых? - И вы услышите, что они изберут последнее. ... ежели уничтожится милосердие, то всё погибнет и истребится: ибо как на море нельзя плыть без берегов, так и сия жизнь не может стоять без милосердия, снисхождения и человеколюбия».
Сам автор этих строк всю свою жизнь следовал делам милосердия и любви.

ПОВЕСТЬ О БЛАЖЕННОМ ВАСИЛИИ МАНГАЗЕЙСКОМ И О НАЧАЛЕ ТУРУХАНСКОГО ТРОИЦКОГО МОНАСТЫРЯ. 20 Генваря 1864 года г. Красноярск. / Сост. Никодим, епископ Енисейский и Красноярский (Казанцев). - [Б. м.], 2004. - 102 с. - Список лит.: с. 13 (6 назв.).

Архиерей Енисейский и Красноярский лично посещал Свято - Троицкий Туруханский монастырь, поклонялся святым мощам Василия Мангазейского. В дальнейшем епископ включил имя мученика в число святых, поминаемых им лично. При возвращении епископа Никодима по Енисею из Туруханска в Енисейск ему в селе Назимове мещанин Александр Иванович Вершинин подарил старинную, ветхую рукопись. «В самом Туруханском монастыре такой рукописи нет, - пишет в предисловии епископ Никодим, - (она не возвращена одним чиновником Туруханским), ныне неизвестно где живущим, взявшим для прочтения». Благодаря стараниям архиерея Никодима рукопись была напечатана в 1864 году в Иркутске тиражом в 400 экз. В предисловии к изданию владыка предполагает, что «Повесть...», по-видимому, составлена современником митрополита Тобольского Филофея Лощиского (в схиме Феодора), бывшего в Туруханске в 1719 году.

Предлагаемая книга состоит из двух частей. Первая часть является перепечаткой рукописи ХVIII века. Но это не репринтное воспроизведение оригинала. При печати был использован современный шрифт русских букв, однако сохранён язык того давнего времени. Но этим повесть и ценна, да и практически всегда понятен древнерусский текст.
В состав повести входит 21 статья, которые расположены в хронологическом порядке и представляют собой литературные произведения разнообразного содержания:
«Слово о начатии Обители Живоначальной Троицы, в пределах Богоспасаемого града Туруханска...»;
Слово и поучения ко дням памяти и чудесах Василия, Мангазейского Чудотворца;
Некоторые записи его многочисленных чудес, имевших место с 1652 по 1692 год;
«Слово о пришествии схимонаха Феодора, Митрополита Тобольского и всея Сибири...» .

Вторая часть книги представляет собой перевод на русский язык некоторых фрагментов предыдущей, первой части, а именно: «Об основании обители...»; «Житие и страдание Мученика Василия Мангазейскаго»; «Чудеса чтимаго Мученика...».

ПЕРВЫЙ ЕПИСКОП НИКОДИМ И НАЧАЛО СТРОИТЕЛЬСТВА АРХИЕРЕЙСКОГО ДОМА (1862-1870) // ШУШКАНОВА, Е.А. АРХИЕРЕЙСКИЙ ДОМ КРАСНОЯРСКА: ВЕХИ ИСТОРИИИ (ХIХ - начало ХХI веков). - Красноярск, 2017. - С. 14-45.

Книга Елены Александровны Шушкановой «Архиерейский дом Красноярска: Вехи истории (ХIХ - начало ХХI веков) известна наверное многим прихожанам церкви. В ней есть отдельная глава о епископах епархии. В монографии даётся биография первого архиерея - Никодима.
Причём, автор приводит довольно интересные подробности, касающиеся его служения и личной жизни владыки, которые не встречаются в других источниках.
Так, Елена Александровна упоминает факт того, что деревня, в которой жила семья Никиты Казанцева располагалась в 25 километрах от Бородинского поля. Поэтому после грандиозного сражения 1812 года деревню оккупировали французы. Имения были разграблены, скота и хлеба не было, открылись повальные болезни. Однако горе усилило веру: «Народ молился с жаром. Все плакали о своих грехах».
Много Елена Шушканова пишет о красноярском периоде жизни епископа: «Я в Красноярске живу тихо и беспечально, даже радостно... Граждане награждают. Светские власти вежливы. Духовенство покорно...».
Вместе с тем, со светскими и церковными властями епископ не всегда находил общий язык. В нём многие обозначали такую черту характера, как мужиковатость, объясняемая его близостью к простому народу. Жил он очень скромно. Как вспоминают многие священники: «...Всё раздавал бедной братии ... и доходило до того, что с келейником у них не было ни чая, ни сахару». Получая приличное жалование, Никодим жертвовал постоянно нищим, нуждающейся пастве. Для этого он специально получал часть жалования мелочью. Два раза в год передавал бедному священству по 50 рублей. В результате при отъезде из Красноярска выяснилось, что у архипастыря не хватает денег на дорогу...

Владыка ладил со священниками своей епархии, всегда защищал их перед властями, помогал, хлопотал об улучшении имущественного состояния простых батюшек. Он добился того, что служителям кафедрального собора были построены семь домов возле храма.
Однако, епископ не был мягкотелым простачком, когда надо - умел критиковать, обличать. Петрашевского, отбывавшего за свою революционную деятельность ссылку в Енисейской губернии, и которым многие горожане восхищались, владыка называл «нечестивым злодеем». А о слепом подражании Европе он сокрушался: «...Совсем забыли святую Русь, не знают обычаев отеческих, обезьянничают Европе, безбожной и развращённой».

Епископ Никодим объездил всю епархию. Был, в том числе, в «хладном крае» - на севере губернии. А во время южной экспедиции на епископа произвело сильное впечатление крещение 80 инородцев в селе Аскыз: «Крещение длилось три часа», так как «крещаемым», давали новые православные имена.
Владыка так полюбил нашу Сибирскую землю, что хотел остаться здесь навсегда. Но начальство рассудило по-другому...

Мы, современные прихожане церкви, должны благодарить архипастыря за архиерейский дом, построенный на том самом месте, которое он выбрал и отстоял это решение. Мы должны чтить память о первом архиерее Енисейской епархии, знать и помнить о его делах, жертвенном служении этого «рассудительного, умного, доброго, многострадального, доброго, милостивого» пастыря, - образца подражания верующим.

Валентина Хлебова, библиотекарь прихода

Поделиться