Храм
Святого Иоанна Предтечи
в Красноярске

ПЕРВЫЙ ЕПИСКОП КРАСНОЯРСКОЙ ЕПАРХИИ

В следующем году исполняется 160 лет как была учреждена Красноярская епархия. Первым из красноярских архиереев, назначенным на новую архиерейскую кафедру, был преосвященный Никодим, оставивший заметный след в её истории, и в истории духовного и культурного развития Енисейской губернии в целом. Владыка Никодим (Казанцев), как известно, стоял и у истоков строительства Архиерейского дома.

Для интересующихся историей церкви предлагаем серию материалов о первом архиерее нашей митрополии. Сегодня вспомним его биографию.
Казанцев Никита Иванович - будущий епископ Енисейский и Красноярский, родился 5 сентября 1803 года в селе Комлево Знаменском Рузского уезда Московской губернии в простой, бедной семье дьячка. Детство протекало в крайней нужде. Никодим вспоминал: «Мои родители бедные и потому между родственниками презираемые люди». Будущий владыка, обижаемый товарищами, старался никогда не жаловаться робким и забитым родителям. Он горячо любил их, и эта любовь красной нитью прошла через всю его жизнь. Уже будучи архиереем, он не стеснялся своего происхождения и при всякой возможности посещал родителей в деревне, и каждый раз низко кланялся им до земли, несмотря на свой сан.

Необычное событие случилось в детстве с Никитой Казанцевым - произошла непонятная болезнь, своего рода припадки, «исступления».
Во время них он лежал неподвижно часа три с открытыми глазами и пересказывал свои видения. «В первый раз он говорил о грядущих бедствиях России, во второй раз было видение мук грешников в бушующей огненной реке, а в третий раз картина райская - храм в невиданном блеске». Приступы прекратились, но мальчик стал тихим, перестал есть мясо и молоко. Это случилось сразу после войны 1812 года.
Закончив духовную семинарию, затем Московскую духовную академию со званием «магистра», в 1829 году был пострижен в монашество. Вскоре был рукоположен во иеродиакона, а через год – во иеромонаха.

Казанцев Никита Иванович служил инспектором Тульской, Новгородской духовных семинарий, преподавал там богословие, еврейский язык, философию.
С 1835 по 1853 годы занимал пост ректора духовных семинарий в Вятке, Херсоне, Курске, Ярославле. В эти годы совмещал ректорство со службой в роли настоятеля в монастырях: Вятском Успенском и Трифоновом; Одесском Успенском; Рыльском Николаевском; Ростовском Богоявленском Авраамиевом. В 1854 году хиротонисан в епископа Чебоксарского, викария Казанской епархии.

Радостным событием стало для Никодима известие о назначении его на Енисейскую кафедру в только что открытой в 1861 году Енисейской епархии, которой он отдал восемь с половиной лет своего служения.
Это время архиерей вспоминал с любовью, считая его лучшими годами своей жизни: «Восемь лет в Красноярске суть лучшие лета моей жизни, венец мой. Не хвалюсь и благодарю Бога, что и доселе обоняю благоухание от благодати Божией в Енисейской епархии».

Именно епископу Никодиму мы обязаны выбором места под застройку архиерейского дома. Здесь вскоре и построен был деревянный дом с домовой церковью в честь Иоанна Предтечи. Он «заботился о церковнослужителях, особое попечение о сиротах духовного звания... Во все воскресные и праздничные дни совершал служения, почти ежегодно выезжал для обозрения епархии: был в Енисейске, Туруханске, Кежемской крае до границы Киренского округа», - так писал о нём протоиерей кафедрального собора Василий Касьянов, пользовавшийся у владыки наибольшим уважением.
Действительно, Никодим за время своего служения на Енисейской кафедре дважды объехал всю неизмеримую епархию и знал её лучше всякого другого места, даже лучше Московской епархии, где родился. Из 175 приходов, кажется, не осталось и двадцати, где бы он не провел службы, а побывал во всех.

Все знавшие святителя отмечали необыкновенную доброту его души, как выдающуюся черту характера преосвященного. Только он получал деньги, то тут же оделял толпы нищих и бедняков. Деньги у него никогда не задерживались. Даже когда преосвященному потребовалось ехать в Москву, он вынужден был одолжить деньги на дорогу из Енисейского попечительства. За его доброе сердце он был любим бедняками, о чем сам писал: «Сверху меня не любят, а с нижними я всегда хорош. Тут меня любят». Действительно, преосвященный Никодим умел входить в положение вдов и сирот.

Главным «сокровищем» у епископа были книги. Сохранилась самая важная книга, с которой он никогда не расставался, - Библия, прочитывал всю дважды в год, брал с собой во все дальние поездки. Чтением вечной и главной книги человечества, как писал преосвященный, «я удалял скуку, отгонял уныние и наполнял душу высокими и святыми чувствованиями».

Поводом же к такому постоянному чтению Священного Писания послужил виденный однажды святителем, тогда ещё воспитанником духовной семинарии, сон. «Я спал, – описывает преосвященный Никодим, – ночь была месячная. Вижу: растворяется дверь, входит старец с длинной седой бородой, в белой длинной рубашке – старец лепообразный. Подойдя ко мне, он меня толкнул слегка в бок. Я проснулся. «Ты спишь, – сказал он, – и беспечен. А какие страшные происшествия на земле! Люди в возбуждении мятутся, пороки умножились до безмерности, вопль их слышится на небесах. Скоро зашумят сильнее, прольются реки крови. Ты много увидишь сам и будешь не зрителем только, но тебе надобно будет действовать и спасать. Ныне война на Церковь, и она будет жестока! А ты спишь и беспечен!».
Я ужаснулся от сих речей, смиренно их выслушивая. Потом спросил меня старец: «Что у тебя за книги на окне?». Я ему их пересчитал. «Подай мне Библию», – сказал он. Я подал. Старец разогнул книгу и дал мне читать. Прочёл с полглавы. Чудные глаголы! Какая выспренняя, необъятная премудрость! Мне казалось, что я поднялся над землею и над всем человеческим столько, что мне казалась земля за маленький шар, а люди – как пылинки. Я смеялся над делами человеческими: их заботы, крушения, замыслы, начинания, дела казались меньше детской игры, сущими пустяками... Я был в блаженном утешении... Старец потребовал от меня Библию обратно. Мне жаль было её отдать, однако не смел противиться. Я старался заметить лист, на котором написаны прочтённые мною глаголы Божии. Помнится, будто 8-я и 9-я главы Притчей и Екклезиаста. Однако совершенно не припомню. Видение кончилось. Книги точно лежали на окне передо мною и между ними Библия. Пробуждение было сладкое. Душа трепетала какою-то небесною радостью... Такое видение впечатлело в душе моей благоговение к Священному Писанию, которое, по милости Божией, и доселе остаётся со мной».

Также и другие книги из его библиотеки говорят о широте его кругозора, огромной эрудиции: святоотеческая и богословская литература, в том числе и на латинском языке; Деяния Вселенских соборов; сочинения историка С. Соловьёва; всемирная история немецкого учёного Шлоссера (хотя и сильно критикует его); книги английского историка Т. Маколея; сочинения В. Ирвинга; очерки астрономии Д. Гершеля, месяцесловы и многое другое. Он выписывал столичную периодику: «Духовный вестник»; Московские ведомости»; журнал «Русский вестник». На титульном листе каждой книги стоят даты начала и конца чтения.
Много книг было не только куплено хозяином библиотеки, но и подарено его друзьями, коллегами, учениками, родственниками, авторами. Даже после того, как Никодим в 1870 году по состоянию здоровья ушёл на покой, покинул Красноярск и стал жить в 12 верстах от Москвы в Перервинском монастыре, письма, посылки, книги от сибиряков, учеников продолжли поступать.

Епископ был не только вдумчивым читателем, но и усердным автором, оставив после себя почти 70 рукописных книг! Кроме того владыка вёл обширную переписку, писал статьи в газеты, журналы, содействовал, участвовал в подготовке изданий других авторов. Каким надо обладать трудолюбием, настойчивостью, упорством, чтобы написать, «пробивать» всё это.

В настоящее время в Краевом госархиве хранятся более двадцати рукописных книг. Среди них: дневниковые, келейные записи; памятныые книги, путевой журнал; рукописи - «Иконописание», «Архитектура в церкви», «Апостол Павел», «О реформе духовного суда», «О театрах народных», «О Святейшем Синоде», «Миссионерство», «Об охоте» и прочие. В фондах Красноярской краевой научной библиотеки сохранились некоторые издания из личной библиотеки Никодима. На них есть различные карандашные и чернильные пометки, выполненные его рукой. Иногда между строк встречаются целые подробные комментарии.

Горячая молитва к Богу была великим утешением для преосвященного Никодима во всю его жизнь. Вот что писал он уже будучи преклонным старцем, обуреваемый недугами: «Стану на молитву, помолюсь. Проходит томление духа, возсияевает милосердие Божие: согреваюсь душою и делаюсь способен на всякое дело, мне пристойное».

Большое влияние на жизнь и деятельность епископа Никодима оказал Московский святитель митрополит Филарет (Дроздов). Свои воспоминания о взаимоотношениях с московским святителем и своё отношение к нему епископ Никодим отразил в составленном им труде - «О Филарете, митрополите Московском, моя память». Он выражает к московскому святителю свою любовь и благодарность за его участливое внимание к своей судьбе. Даже случаи гнева митрополита Филарета на него лично, он объясняет отеческой жалостью святителя к себе.
Скончался владыка Никодим 11 июня 1874 года, переехав из монастыря в город Дмитров к сестре. Погребён он в городе Дмитрове, в соборе.

При подготовке данной информации были испоьзованы:
https://azbyka.ru
http://old.kerpc.ru
ВАЛЕНТИНА ХЛЕБОВА, библиотекарь прихода

В следующей публикации мы продолжим рассказ о первом Красноярском епископе и познакомимся с литературой на эту тему.

Поделиться