Храм
Святого Иоанна Предтечи
в Красноярске

НИКОЛАЙ СЕРБСКИЙ: ЗЛАТОУСТ НАШИХ ДНЕЙ

Сегодня мы продолжим беседу о святителе Николае Сербском, одном из самых почитаемом в Сербской церкви, после Саввы Сербского, святом. Его уникальные дарования сравнивают с талантами царя Давида — боговдохновенного поэта и пророка.
Святитель Николай известен как автор духовных книг, величайший молитвенник Сербии и вдохновитель богомольческого движения.
Святитель Шанхайский и Сан-Францисский Иоанн (Максимович) называл его «великим святителем, Златоустом наших дней и вселенским учителем Православия».

Никола Велимирович родился 23 декабря 1880 года и был одним из девяти детей в семье сербского крестьянина из маленького горного села Лелич. Его отец, Драгомир, славился среди односельчан грамотностью; любовь к письму он привил и сыну. Мать Николы, Катерина (впоследствии монахиня Екатерина), с малолетства водила сына в ближний монастырь Челие (Келии) на службы, к Причастию. Когда мальчик подрос, родители отдали его в школу при этом монастыре, потом в гимназию в городе Валево. В Белградской семинарии на него сразу же обратили внимание как на одарённого ученика.
По окончании семинарии Никола был назначен сельским учителем. К этому периоду относятся и первые публикации юного автора в «Христианском вестнике» и других церковных и светских изданиях.
Вскоре он получил от министра Просвещения стипендию для продолжения учебы на Бернском старокатолическом факультете. Там Никола хорошо изучил немецкий язык и усердно занимался, слушая лекции по богословию и философии, помимо своего, еще на нескольких факультетах в Швейцарии и Германии.
Тема его доктората – «Вера в Воскресение Христово как основная догма Апостольской Церкви».
Окончив Бернский факультет, он поехал в Англию, и, быстро овладев английским языком, окончил философский факультет в Оксфорде. Свой второй докторат – «Философия Беркли» – он защищал уже во Франции на французском языке.
Вернувшись в Белград и начав преподавать иностранные языки в Белградской семинарии, Никола внезапно тяжело заболел. В больнице он дал обет, если выздоровеет, целиком посвятить себя служению Богу, Сербской Церкви и своему народу. После чудесного исцеления Никола немедленно отправился в монастырь Раковица близ Белграда, где принял монашеский постриг с именем Николай.

В 1910 году иеромонах Николай поехал учиться в Россию, в Санкт-Петербургскую Духовную академию. При приеме в академию он даже не упомянул законченные им западноевропейские факультеты, а поступил просто как вчерашний семинарист. Скромный студент регулярно посещал лекции и оставался незаметным для товарищей до одного академического духовно-литературного вечера, когда буквально поразил своими знаниями и проповедническим даром и студентов, и преподавателей, а в особенности Петербургского митрополита Антония (Вадковского), который выхлопотал для него у Российского Правительства бесплатное путешествие по всей России. Это паломничество по русским святыням глубоко вдохновило отца Николая, и многое открыло ему. С тех пор ни одна страна мира не вспоминалась им с такой теплотой и сердечной любовью, как Россия.

Началась Первая мировая война, и Сербское правительство направило отца Николая, к тому времени уже известного духовного автора и проповедника, в Англию и Америку разъяснять общественности этих стран, за что воюет Православная Сербия. Целых четыре года - с 1915 по 1919, отец Николай выступал в церквах, университетах, колледжах, в самых различных залах и собраниях, рассказывая, почему расчлененный врагами на несколько частей сербский народ столь решительно бьётся за единство своей некогда великой родины. Командующий английскими войсками впоследствии заявил, что «отец Николай был третьей армией», воевавшей за Сербскую и юго-славянскую идею.
Примечательно, что прекрасно зная современную ему европейскую философию и науку, владыка Николай уже в начале 1920-ых годов пророчески предсказал вторую мировую войну и в деталях описал оружие и методы, которые будут в ней применяться «цивилизованной Европой». Причиной войны он полагал удаление европейского человека от Бога. «Белой чумой» окрестил владыка современную ему безбожную культуру... В 1920 году иеромонах Николай был рукоположен в епископа Охридского.

В Охриде, древнем граде Македонии, расположенном близ Охридского озера, одного из красивейших в мире, им был создан целый цикл литературных произведений:
«Молитвы на озере», «Слова о Всечеловеке», «Охридский пролог», «Омилии» и другие.
Владыка ежедневно разъезжал по епархии, проповедовал и поучал народ, восстанавливал разрушенные войной церкви и монастыри, основывал дома для сирот. Предзрев опасность сектантской пропаганды, уже тогда набиравшей силу, владыка организовал Православное народное движение (также называемое «богомольческим»), которое составили люди, откликнувшиеся на зов своего владыки, и готовые ежедневно и твердо исповедовать своей благочестивой жизнью Христа Господа. В 1934 году епископ Николай был переведен в Жичскую епархию.

Началась вторая мировая война, когда Сербия – уже в который раз! – разделила одну судьбу с Россией, как страна славянская и православная. Гитлер, найдя себе надежных союзников в хорватах, небеспричинно видел в сербах своих ярых противников. Он лично приказал своему командующему Южным фронтом обессилить сербский народ: «Уничтожить сербскую интеллигенцию, обезглавить верхушку Сербской Православной Церкви, причем в первую очередь Патриарха Дожича, митрополита Зимонича и епископа Жичского - Николая Велимировича...»
Так владыка Николай вместе с Сербским Патриархом Гавриилом оказались в печально известном концлагере Дахау в Германии – единственные из всех европейских церковных лиц такого сана взятые под стражу!
Их освободила 8 мая 1945 года союзническая 36 американская дивизия. Из лагеря владыка Николай вышел с готовой книгой – «Сквозь тюремную решетку», в которой призывал православных людей к покаянию и размышлению о том, за что Господь попустил столь страшное бедствие.
Узнав, что в Югославии насильственным путем пришел к власти атеистический, антиправославный режим Иосифа Броза (Тито), владыка остался в эмиграции: немало поскитавшись по Европе, он жил сначала в Англии, затем в Америке. Там он продолжил свою миссионерскую и литературную деятельность, и создал такие жемчужины как «Жатвы Господни», «Страна Недоходимая», «Единственный Человеколюбец», оттуда направлял он в сербские церкви и монастыри щедрую материальную помощь.

Последние дни владыки Николая протекли в русском монастыре святителя Тихона в штате Пенсильвания. 18 марта 1956 года святитель мирно отошел ко Господу. Смерть застала его за молитвой. Из русского монастыря тело Владыки было перенесено в сербский монастырь святителя Саввы в Либертвилле и похоронено с большими почестями на монастырском кладбище. О переносе мощей владыки Николая на родину в то время не могло быть и речи: режим Тито объявил его предателем и врагом народа. Узника Дахау, владыку Николая коммунисты публично называли «сотрудником оккупантов», всячески принижали и поносили его литературные труды, полностью запретив их печатание.
Лишь в 1991 году Сербия вернула себе свою святыню – мощи святителя Николая Сербского. Перенос мощей владыки вылился во всенародный праздник. Они покоятся теперь в его родном селе Лелич.
Прославление угодника Божия святителя Николая, епископа Охридского и Жичского (Велимировича) совершено в 2003 году. Память его совершается 18 марта (в день упокоения) и 20 апреля / 3 мая (в день перенесения мощей).

Святой Николай почитаем не только сербами. Имя его широко известно во всём мире. Книги издаются на многих языках. Его любят, помнят, читают и молятся ему в России. Вспомним и мы его в день памяти святого - 3 мая.

Напоминаем, что в приходской библиотеке имеется большое количество наименований книг святого автора, а также литература о нём.

Рекомендуем к просмотру документальный фильм - «Святитель
Николай Сербский». Редчайшие кадры документальной кинохроники запечатлили Владыку.



ВАЛЕНТИНА ХЛЕБОВА, библиотекарь прихода

Поделиться