Храм
Святого Иоанна Предтечи
в Красноярске

СТРАСТИ ГОСПОДНИ И ГЛАВНЫЙ СИМВОЛ СПАСЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Справка.Страсти, «страдания», Христо́вы - это согласно Евангелиям, физические и духовные страдания Иисуса Христа в последние дни и часы его земной жизни. Церковь вспоминает их в последние дни перед Пасхой, в Страстную седмицу, в течение которой верующие постепенно готовятся к празднику.

На Страстной седмице Церковь вспоминает последние дни земной жизни Спасителя: Его деяния и беседы с учениками, установление Таинства Евхаристии, предательство Иуды, заключение Господа под стражу, Его страдания и уничижение, распятие, смерть и погребение.
Особое место среди Страстей Христовых занимают события, произошедшие после Тайной вечери: арест, суд, бичевание и казнь.

В иконографии Страстей Христовых встречается ещё несколько сюжетов, основанных на Писании и апокрифах (притчах).
Промежуточные эпизоды Страстей:
Пилат показывает Христа народу — Се человек,
Восхождение на крест, Пригвождение ко Кресту, Испрошение тела Христа
у Понтия Пилата, Оплакивание Христа (Не рыдай Мене, Мати…),
Христос во гробе,
Жены-мироносицы у гроба Господнего.
Примыкающие и апокрифические эпизоды:
Муж скорбей, мать скорбящая,
Плоды страданий Христовых,
Христос в темнице
Святая Вероника даёт Иисусу ткань вытереть лицо, и его лик отпечатывается на нём — в православии называемый - Спас Нерукотворный.
Благоразумный разбойник, который спасен и первый вошёл в рай.
Получение Иудой 30 серебренников, его самоубийство.

Символы страстей в иконописи имеют свое место. Икона «Распятие с предстоящими» (слева: жены-мироносицы утешают Богородицу, справа: скорбящий Иоанн Богослов, за ним сотник Лонгин с копьём).
На иконе «Тайная вечеря» XV века - Торжественный Вход Господень в Иерусалим был совершён во исполнение ветхозаветных пророчеств о том, как должен прийти Мессия (Мф. 26:12 и Мк. 14:8). Когда Иисус совершил Омовение ног ученикам, это явилось знаком смирения и кротости. Во время Тайной вечери было установлено таинство Евхаристии и ученики причастились Тела и Крови Христовых. Моление о чаше с просьбой отвратить её — одно из доказательств соединения во Христе двух природ, Божественной и человеческой:
когда воля человеческая отказывалась принять смерть, а воля Божественная позволяла этому проявлению человечества, тогда Господь сообразно Своей человеческой природе находился в борьбе и страхе. Он молился, чтобы избежать смерти. Но так как Его Божественная воля желала, чтобы Его воля человеческая приняла смерть, — страдание стало вольным и по человечеству Христову.
Облачение в багряницу, возложение тернового венца и обращение - «радуйся, Царь Иудейский!» пародируют обращение к императору и являются надругательством над царским достоинством Христа «Сына Давидова» (Мф. 1:1). Осуждение Иисуса на казнь именно на кресте,
было не менее позорным.
Распятие Христово, согласно христианскому вероучению, явилось искупительной жертвой, принесённой Богом за грехи всех людей, а последующее его Воскресение стало победой над смертью:
В сей день великий, Христос воззван от мертвецов, к которым приложился.
В сей день отразил Он жало смерти, сокрушил мрачные затворы унылого ада, даровал свободу душам.
В сей день, воспрянув из гроба, явился Он людям, для которых Он родился, умер и возбужден из мертвых. (И. Дамаскин)

В иконографии и гимнографии Восточной церкви Страсти порой не
имеют ярко выраженного оттенка унижения. По мнению В. Н. Лосского,
для православных даже смерть на кресте и положение во гроб обретают
характер торжества, в котором величие Христа просвечивает сквозь образы уничижения.
Это нашло своё отражение в песнопениях Триоди постной: Новозаветные пророчества о страданиях Христа. Новозаветные пророчества о Страстях Христовых содержатся и в обращениях Иисуса к своим ученикам. Согласно Писанию, он неоднократно говорил им о том, что должен пострадать, умереть и воскреснуть. По словам евангелиста Марка, он «говорил о сем открыто». Однако ученики не понимали его пророчеств: Но Пётр, отозвав Его, начал прекословить Ему. Он же, обратившись и взглянув на учеников Своих, воспретил Петру, сказав: «отойди от Меня, сатана, потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое».

Очень часто в Евангелиях Христос называется Агнцем, а Иоанн Предтеча прямо называет его «Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира»
(Ин. 1:29). Это указывает на прямую связь крестной смерти Иисуса Христа
с ветхозаветными жертвоприношениями. Агнец - распространённое жертвенное животное Ветхого Завета, доступное для жертвоприношения простым людям, а основной целью жертвоприношений было искупление грехов - «Жертва за грех».
В Новом Завете в такую искупительную жертву был принесён уже Сын Божий: «Христос не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровью, однажды вошёл во святилище и приобрёл вечное искупление» (Евр. 9:12).
Большинство предсказаний Христа о своих Страстях приведено в Евангелии от Марка, наиболее коротком и, по мнению многих исследователей, самом раннем из Евангелий.

РАСПЯТИЕ — кульминационный момент Страстей Христовых. Христиане верят, что многие из Страстей были предсказаны пророками Ветхого Завета и самим Иисусом Христом.
Распятие Иисуса Христа — казнь Иисуса Христа через распятие на кресте, эпизод, венчающий Страсти Христовы и предшествующий погребению и Воскресению Христову.
О распятии Иисуса Христа повествуют все четыре евангелиста, и каждый сообщает свои подробности:
От Матфея - И, придя на место, называемое Голгофа, что значит: Лобное место, дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью; и, отведав, не хотел пить. Распявшие же Его делили одежды Его, бросая жребий; и, сидя, стерегли Его там; и поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский.
Тогда распяты с Ним два разбойника: один по правую сторону, а другой по левую.
От Марка - И привели Его на место Голгофу, что значит: Лобное место. И давали Ему пить вино со смирною; но Он не принял. Распявшие Его делили одежды Его, бросая жребий, кому что взять. Был час третий, и распяли Его. И была надпись вины Его: Царь Иудейский. С Ним распяли двух разбойников, одного по правую, а другого по левую [сторону] Его. И сбылось слово Писания: и к злодеям причтен. Проходящие злословили Его, кивая головами своими и говоря: э! разрушающий храм, и в три дня созидающий! спаси Себя Самого и сойди со креста.
От Луки - И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону. Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. И делили одежды Его, бросая жребий. И стоял народ и смотрел. Насмехались же вместе с ними и начальники, говоря: других спасал; пусть спасет Себя Самого, если Он Христос, избранный Божий. Также и воины ругались над Ним, подходя и поднося Ему уксус и говоря: если Ты Царь Иудейский, спаси Себя Самого. И была над Ним надпись, написанная словами греческими, римскими и еврейскими: Сей есть Царь Иудейский. Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы [осуждены] справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю.
От Иоанна - И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа; там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса. Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский.
Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски. Первосвященники же Иудейские сказали Пилату: не пиши: Царь Иудейский, на что Он говорил: Я Царь Иудейский. Пилат отвечал: что я написал, то написал. Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху.
Итак, сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нём жребий, чей будет, — да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий. Так поступили воины.
При кресте Иисуса стояли Свидетели казни - Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина; Два разбойника, распятые по сторонам от Иисуса; Римские воины во главе с сотником, именуемым в апокрифах Лонгином; Народ, первосвященники и книжники, которые насмехались над Иисусом.

Предметы, использовавшиеся при распятии Иисуса, вошли в число орудий Страстей Христовых и стали почитаемыми христианскими реликвиями и тоже изображались в иконографии. Это:
Крест Животворящий, где был распят Иисус, является священной реликвией христианства.
Титло - табличка со словами -«Иисус Назорей, Царь Иудейский» ,надписано Пилатом.
Гвозди, которыми тело Иисуса было прибито к Кресту.
Губка, с которой Иисуса напоили уксусом.
Чаша Грааля, в которую, по преданиям, собрали кровь Иисуса Христа.
Копьё Лонгина, которым пронзили подреберье мёртвого Иисуса, чтобы убедиться в Его смерти.
Лестница, с помощью которой сняли тело мёртвого Иисуса с Креста.
Клещи, которыми вынимали гвозди.
Голгофа ( «лобное место» ,«череп») - невысокий холм за границей городских стен Иерусалима. Был традиционным местом публичных казней.
Название холм получил от того, что имел форму черепа. Также существует предание, что Ной перед потопом взял череп и кости Адама в ковчег, а по его окончании Сим похоронил череп и две кости на Голгофе.
Христианские богословы считают, что кровь Христа омыла захороненный
на Голгофе, по промыслу Божьему, череп Адама и, в его
Лице всё человечество от греховной скверны, даровав этим возможность спасения.
В изобразительном искусстве изображение главы Адама, омываемой кровью Иисуса, известно с IX века.

В мировом искусстве есть отличительный признак изображения Распятия:
в католической традиции - это скрещенные и пробитые одним гвоздём обе ступни Христа;
в православной традиции Христос изображается распятым на четырёх гвоздях: как руки, так и ноги прибиты каждая своим гвоздём.

Также на Распятии в православной традиции ладони Христа изображаются обязательно открытыми.
Вопрос о недопустимости изображения согнутых пальцев Христа под католическим влиянием поднимал в 1553 году дьяк Висковатый и, хотя
дьяк был осуждён за рассуждения об иконописи, доводы о необходимости изображения открытых ладоней были признаны верными и спорные иконы были переписаны.
Скульптурное изображение распятого Христа, является традиционным атрибутом убранства западных церквей,
В православной церкви в храмах традиционно используют резные деревянные распятия (иногда и с предстоящими).

Дорогие читатели, подробно об истории и традициях в иконографии
страстей Христовых и его распятия можно познакомиться в
Православной энциклопедии РПЦ, том 11 (с. 688-692) и
в серийном издании «Русская икона: образы и символы» из фонда прихода:

КИРЬЯНОВА, СВЕТЛАНА АЛЕКСАДРОВНА, РАСПЯТИЕ ХРИСТОВО / С.А. Кирьянова. – СПб.: Метропресс : ООО «Метропресс», 2013. - 76 с.

Авторитетный автор предлагаемого издания представляет Крест Господень, как главный символ спасения человечества, который сопровождает человека от рождения до последнего вздоха.
Иконография Распятия отражает евангельскую историю крестного пути Спасителя. Каждый эпизод имеет свой иконописный образ и символ, а каждая эпоха и национальная культура имеет свою изобразительную традицию, и привносит ее в историю мировой иконописи.
Этот том серии насыщен иллюстративным материалом и позволит детально познакомиться с известными мировыми иконописными образцами трагического евангельского события.

Тропарь,глас 4
Искупил ны еси от клятвы законныя/ Честною Твоею Кровию,/ на кресте пригвоздився, и копием прободся,/ безсмертие источил еси человеком,// Спасе наш, слава Тебе.

Кондак, глас 8
Нас ради Распятаго, приидите, вси воспоим:/ Того бо виде Мария на Древе, и глаголаше:// аще и распятие терпиши, Ты еси Сын и Бог Мой.

Поделиться