Храм
Святого Иоанна Предтечи
в Красноярске

ПЕРВЫЙ СИБИРСКИЙ СВЯТОЙ

Первый прославленный на Сибирской земле святой - ВАСИЛИЙ МАНГАЗЕЙСКИЙ - принял мученическую кончину 5 апреля (по новому стилю) 1600 года (по другим источникам 1602 года) и с середины XVII столетия благоговейно почитается за множество чудесных проявлений своей святости - в помощи недужным, скорбящим и бедствующим, прибегающим к его ходатайству перед Богом.


Блаженный Василий, сын благочестивого купца Феодора, родился в Ярославле. По торговым делам он оказался в сибирском городе Мангазее, где поступил приказчиком к одному богатому купцу. С самых юных лет честность его была очевидна всем. Кротость и смирение украшали отрока, а сердце его было исполнено искренней веры в Бога и нелицемерного благочестия. Любовь к молитве заставляла его во время совершения службы оставлять житейские дела и молиться в храме.
Едва Василию исполнилось 19 лет (по другим источникам 15 лет), как Всевышний, видя его добродетели, призвал его к следованию за Собой узким и прискорбным путём.

Текст древнего песнопения, и некоторые исторические источники говорят, что хозяин воспылал к Василию преступной страстью, но получил отпор, что ожесточило его. Как свидетельствует церковное предание, однажды блаженный Василий молился за Пасхальной заутреней, а воры разграбили лавку его хозяина. Василия потребовали к ответу. Несмотря на то, что хозяин несколько раз звал его, праведный Василий остался в храме до конца богослужения. Купец, заподозрив его в краже, подверг юношу вместе с воеводой Савлуком Пушкиным, пыткам и истязаниям и наконец убил, ударив в висок связкой ключей. Боясь наказания, тело несчастного зарыли без долж¬но¬го хри¬сти¬ан¬ско¬го погребения, но через пятьдесят лет над этим местом стали совершаться знамения. Сохранившиеся списки жития Василия Мангазейского свидетельствуют о многих чудотворениях, бывших по молитвам к этому святому.

Первым гроб святого обрёл в 1642 году житель Мангазеи Степан Ширяев, а стрелец Тимофей Сеченов устроил над местом погребения блаженного Василия часовню.
В 1659 году, по благословению Тобольского митрополита Симеона, было произведено освидетельствование мощей праведного Василия, и с тех пор почитание его, как истинного угодника Божия, распространилось в Сибири. В 1670 году строитель Туруханского Троицкого монастыря иеромонах Тихон перенёс прах святого Василия в свой монастырь.
В 1703 году, высокопреосвяшеннейший Филофей, недавно ступивший на епископскую кафедру, на себе испытал чудесное действие молитв новоявленного страстотерпца, и тогда решил перенести мощи Василия Мангазейского из Туруханска в Тобольск. В Петербург было направлено письмо с просьбой о высочайшем на то разрешении, но Пётр I наложил на это прошение запрет. Из столицы пришёл ответ: «Святых мощей из Туруханского монастыря не переносить».

И всё-таки летом 1719 года мощи были перенесены, но, с учётом монаршей воли, в пределах монастыря. Целую седмицу, бывая в посте и молитве, готовились иноки Троицкого монастыря к этому событию и в назначенный день совершили по чину обряд, водворив мощи в новой просторной церкви, построенной в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Службой правил сам митрополит Филофей, много потрудившийся для прославления святого Василия.
Но недолго суждено было мощам лежать в покое. Преемник Филофея, митрополит Антоний (Стаховский), распорядился честные останки Василия сокрыть в земле, где они пролежали более шестидесяти лет. Над местом захоронения была возведена часовня.
Божьим милосердием к почитателям памяти святого Василия, гроб с его останками через сто сорок лет снова был явлен миру: новая могила мученика и часовня над ней располагались на холме у обрыва; в 1788 году земля с обрыва стала осыпаться, и перед очами православного люда предстал гроб Мангазейского чудотворца. Игумен Троицкого монастыря Михаил перенёс гроб во вновь отстроенную каменную церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.

В конце XVIII века снова возникли препятствия к почитанию святого. Преодолеть их смогла лишь сила любви к праведному Василию. Божьим попущением в конце 1802 года Туруханск поразила страшная эпидемия горячки. Причину Божьего гнева туруханцы увидели в том, что мощи святого Василия были заново сокрыты, службы в его честь прекращены, а иконы мученика вынесены из храма. И возроптал народ. Волнение приобрело такой размах, что потребовалось вмешательство томского губернатора. Весть о событиях в Сибири «докатиласъ» и до столицы, до Святейшего Синода, и решено было «оставить почитание в прежнем виде».
Церковное предание, исторические хроники и официальные акты хранят память о Мангазейском чудотворце и его заступничестве с начала XVII века и до наших дней. Но самым ярким подтверждением непрекращающейся любви к нему является живая память о нем в народе. Особенно благоговейно чтут его православные Сибири. На месте первой могилы святого Василия в Мангазее, где некогда стояла часовня над возникшим из земли гробом, в прежние времена можно было видеть звериные шкуры, принесённые благодарными охотниками. Народности Енисейского и Тюменского Севера и сейчас почитают святого Василия Мангазейского как великого угодника Божия и обращаются к нему с молитвой. Ныне и Церковь наша, поминая его на отпустах, поёт Славу угоднику Божию.

Канон святому ещё в 1719 году составил митрополит Филофей, тогда же появилась и «Повесть о блаженном страстотерпце Василии».
К концу первой трети XVIII столетия были написаны три службы и несколько поучений на дни памяти праведного Василия.
Одну из первых икон святого написал послушник Тобольского митрополита Павла, живописец Лука, по случаю своего чудесного избавления от смерти. Известны изображения Василия Мангазейского во Владимирском соборе Киева, в Новгороде и Москве.

Мощи святого Василия до начала XX века почивали под спудом в Троицком Туруханском монастыре. В последний раз они обретены при раскопках в храме в 1997 году. Вначале нашли часть утвари и порубленную раку, церковное облачение и, наконец, были найдены мощи, перемешанные с землёй. В природе в это время стали происходить дивные явления. В небе над рекой Енисей возникло три радуги с необычайно ярким сиянием, облачное до этого небо очень быстро очистилось, и на востоке появилось удивительное невиданное до сих пор зарево.

Как прежде, вот уже более четырёхсот лет, по молитвам и вере происходят исцеления и чудотворения: у святого Василия просят исцеления от болезней, помощи в коммерческих делах и воспитании детей, ему молятся о прекращении вражды между людьми и защите от несправедливых наветов, об укреплении веры и спасении души.
«Ты же, честный страдальче, предстательством своим страну нашу в мире сохрани, и молися о спасении душ наших».

Дни памяти: 5 апреля (принял мученическую кончину),
23 мая (перенесении его мощей из Мангазеи в Туруханск),
5 июня (Собор Ростово - Ярославских святых),
11 июня (Собор святых Красноярской митрополии).

В фонде приходской библиотеки есть уникальная книга:
ПОВЕСТЬ О БЛАЖЕННОМ ВАСИЛИИ МАНГАЗЕЙСКОМ И О НАЧАЛЕ ТУРУХАНСКОГО ТРОИЦКОГО МОНАСТЫРЯ. 20 Генваря 1864 года. г. Красноярск. / Сост. Никодим, епископ Енисейский и Красноярский (Казанцев). - [Б. м.], 2004. - 102 с. - Список лит.: С. 13 (6 назв.).

Первым епископом Енисейским и Красноярским, в образованной в
1861 году Енисейской епархии, был владыка Никодим (Казанцев), который и стоял у истоков строительства Архиерейского дома. Он лично посещал Свято - Троицкий Туруханский монастырь, поклонялся святым мощам Василия Мангазейского. В дальнейшем епископ включил имя мученика в число святых, поминаемых им лично. При возвращении епископа Никодима по Енисею из Туруханска в Енисейск, ему в селе Назимове мещанин Александр Иванович Вершинин подарил старинную, ветхую рукопись.

«В самом Туруханском монастыре такой рукописи нет, - пишет в предисловии епископ Никодим, - (она не возвращена одним чиновником Туруханским), ныне неизвестно где живущим, взявшим для прочтения». Благодаря стараниям архиерея Никодима рукопись была напечатана в 1864 году в Иркутске. В предисловии к изданию владыка предполагает, что «Повесть...» видимо составлена современником митрополита Тобольского Филофея Лощиского (в схиме Феодора), бывшего в Туруханске в 1719 году.

Предлагаемая книга состоит из двух частей. Первая часть является перепечаткой рукописи ХVIII века. Но это не репринтное воспроизведение оригинала. При печати был использован современный шрифт русских букв, однако сохранён язык того давнего времени. Но этим повесть и ценна, да и почти всегда понятен древнерусский текст:
«...Тимофею в соннем видении явися новоявленный Чудотворец и глагола ему: «Виждь, брате, како получил еси милостию Божиею и мною исцеление руки от тяжкия болезни. Ты же обета твоего в забвение не полагай, и от меня не удаляйся. Виждь на руку мою бывшия древныя узы, ныне же их не обретается: ты же прочее не ужасайся». Он же, восстав от сна, иде во храм молитвенный к гробнице Святаго, моляся, и паки обещание верши, отъиде в дом свой радуяся».

В состав повести входит 21 статья.
Они расположены в хронологическом порядке и представляют собой литературные произведения разнообразного содержания:
«Слово о начатии Обители Живоначальной Троицы, в пределах Богоспасаемого града Туруханска...»;
Слово и поучения ко дням памяти и чудесах Василия, Мангазейского Чудотворца;
Некоторые записи его многочисленных чудес, имевших место с 1652 по 1692 год;
«Слово о пришествии схимонаха Феодора, Митрополита Тобольского и всея Сибири...».
Вторая часть книги представляет собой перевод на русский язык некоторых фрагментов предыдущей, первой части, а именно: «Об основании обители...»; «Житие и страдание Мученика Василия Мангазейскаго»; «Чудеса чтимаго Мученика...».
Дошедшие до нас списки жития святого Василия Мангазейского сообщают об обильных чудотворениях, совершенных по молитвам к нему: святой Василий помогал заблудившимся путникам и охотникам, исцелял расслабления, слепоту и другие недуги, сохранял малодушных от самоубийства.

О святом мученике Василии Мангазейском можно прочесть также другие книги из нашей библиотеки:
Агафангел, игумен (Дайнеко). Свято - Троицкий Туруханский монастырь. 350 лет служения. - М. : Институт экономических стратегий, 2010. - 208 с.; ил.; CD-диск.
Мученик из Мангазеи // Сибирские владыки. Кн. первая. Начало. - Красноярск, 2005. - С. 54 - 58.

При составлении информации были также использованы материалы:
https://days.pravoslavie.ru/Life/life6495.htm
https://tainadiveevo.ru/vasiliy-mangazeyskiy-istoriya..


Валентина Хлебова, библиотекарь прихода.

Поделиться