Храм
Святого Иоанна Предтечи
в Красноярске

ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ, ИМЕНУЕМАЯ «ЗНАМЕНИЕ»

СПРАВКА. Икона Божией Матери, именуемая «Знамение», изображает Пресвятую Богородицу, сидящую и молитвенно подъемлющую руки свои;
на груди ее, на фоне круглого щита (или сферы) - благословляющий Божественный Младенец - СПАС-Эммануил. Такое изображение Богоматери относится к числу самых первых Ее иконописных образов. В усыпальнице святой Агнии в Риме есть изображение Богоматери с распростертыми в молитве руками и с Младенцем, сидящим на Ее коленях. Это изображение относится к IV веку. Известен и древний византийский образ Богоматери «Никопеи» VI века, где Пресвятая Богородица изображена сидящею на троне, держащея обеими руками перед собой овальный щит с образом Спаса-Эммануила. Иконы Божией Матери, известные под именем «ЗНАМЕНИЕ» появились на Руси в XI - XII веках, а называться так стали после чудесного знамения от Новгородской иконы. Когда соединенные силы русских удельных князей подошли под стены Великого Новгорода, жителям его оставалось уповать лишь на Божию помощь. Дни и ночи молились они ко Господу. На третью, услышал архиепископ Новгородский Илия дивный голос, повелевающий ему взять из церкви "Спаса Преображения" на Ильиной улице образ Пресвятой Богородицы и вынести его на городскую стену. Икону ПЕРЕНОСИЛИ и враги пустили в крестный ход тучу стрел - одна из них вонзилась в иконописный лик Богородицы. Из глаз Ее истекли слезы и икона повернулась ликом к городу. После этого Божественного знамения на врагов внезапно напал неизъяснимый ужас, они стали побивать друг друга, а ободренные Господом новгородцы бесстрашно устремились в бой и победили. В воспоминание чудесного заступничества Царицы Небесной, архиепископ Илия установил праздник в честь Знамения Божией Матери, который и празднует вся Русская Церковь.
Афонский иеромонах Пахомий Логофет, присутствовавший на праздновании иконе в России, написал на этот праздник два канона. На некоторых Новгородских иконах Знамения, кроме Богоматери с Предвечным Младенцем, изображаются и чудесные события 1170 года. Чудотворная икона 186 лет после явления знамения находилась в той же церкви Спаса Преображения на Ильиной улице. В 1356 году для нее был выстроен в Новгороде храм Знамения Пресвятой Богородицы, ставший собором Знаменского монастыря.

ИКОНОГРАФИЯ Богородичных икон, в которой Богомладенец изображен прямолично на лоне (на груди) Богоматери, представленной по пояс (вариант «Великой Панагии»).
В основе иконографии - пророчество о воплощении Спасителя: «...Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис 7. 14).
Наименование связано с чудотворной иконой Божией, через которую в 1169-1170 годах Великому Новгороду было явлено заступничество Пресвятой Богородицы. С конца XV века название «Знамение Пречистыя» встречается в новгородских источниках по отношению к этой иконе и ее повторениям, то есть становится наименованием иконографического типа, другое название которого - «Богоматерь Воплощение». Богоматерь «Знамение» - Рельеф из церкви Санта-Мария - XII век.
Изображение Богородицы с Христом Еммануилом в медальоне впервые появилось на печатях императора Маврикия (582-602). Такое же изображение Божией Матери в рост есть на фреске из монастыря Бауит (часовня преподобных, (VI-VII века, Коптский музей, Каир), в монастыре св. Иеремии в Саккаре (VI в.), в сирийской, на фреске Острианских катакомб близ усыпальницы св. Агнии в Риме (конец IV-V веков).
В послеиконоборческий период образы молящейся с воздетыми руками Богоматери в рост или по пояс иногда сопровождались надписью: «Влахернитисса». Император Константин VII Багрянородный в трактате «О церемониях византийского двора» (X век) упомянул о том, что во Влахернах было несколько чудотворных икон Божией Матери, с которыми связаны различные чудеса и обычаи.
С VIII века там происходили еженедельные ночные службы в честь иконы Божией Матери, на которых в ночь с пятницы на субботу было чудо с завесой. В описании этого чуда говорится, что «Мария несет Младенца обеими молитвенными руками». Описывается и находившееся возле императорской купальни мраморное рельефное изображение Божией Матери с воздетыми руками, из которых истекает святая вода. Сохранились многочисленные повторы рельефной иконы с отверстиями в ладонях
(XI-XIII веков).
Изображения Богоматери с Младенцем в медальоне перед грудью встречаются на печатях императоров Иоанна Цимисхия (969-976), Михаила VII Дуки (1071-1078), Алексея I Комнина (1081-1118) и позднее, на серебряной монете Константина IX Мономаха (1042-1055).
Изображение с полуфигурой Богоматери присутствует на золотой печати Льва VI (886-912). По описанию свт. Фотия, патриарха Константинопольского, оно было на мозаике апсиды церкви монастыря Неа-Мони на острове Хиос (1042-1056).
Изображение «Влахернитиссы» в рост, встречается на фресках апсиды церкви Богоматери в Трикомо, Кипр (нач. XII в.), апсиды церкви Спаса Преображения на Нередице (1199), на иконе Божией Матери с пророком Моисеем и патриархом Евфимием (XIII век, монастырь вмц. Екатерины на Синае), на иконе «Ярославская Оранта» (XIII век).
Другое наименование изображения Богоматери с Младенцем перед грудью - «Платитера» («Ширшая небес»). Этот эпитет связан с литургией свт. Василия Великого, на которой поется стих о том, что чрево Богородицы пространнее небес.
Полуфигуры Богоматери Платитеры встречаются на печатях и монетах имп. Никифора Фоки (963-969), в росписи апсид церквей Рождества Христова в Вифлееме (1169), Богородицы Евергетиды в монастыре Студеница, Сербия (1208-1209), Богородицы Левишки в Призрене, Сербия (20-е гг. XIII в.), на мозаике наружного нартекса монастыря Хора (Кахрие-джами) в Константинополе (1316-1321).
Распространение имели выполненные в мраморе изображения этой иконографии. Влахернские (связанные с Влахернами) образы Божией Матери - Оранты без Младенца, но с отверстиями для воды в руках; держащей медальон перед грудью; Оранты с образом Младенца в медальоне - также называют «Великая Панагия» (патена из монастыря Ксиропотам на Афоне, «Ярославская Оранта»).

На Руси тип «Влахернитиссы» с воздетыми руками и медальоном перед грудью получил наименования от чудотворных икон: Абалакская, Курская-Коренная, Мирожская, Новгородская, Серафимо-Понетаевская, Царскосельская и др.
«Знамение» - Новгородская икона Божией Матери, чудотворный образ середины XII века, с его помощью связана защита Великого Новгорода в 1169-1170 годах от войск великого князя Андрея Боголюбского, который, желая наказать новгородцев, собиравших незаконную дань с княжеской Двинской земли, послал на город свои дружины.
Икона получила общерусскую известность в XIV веке, когда было написано Сказание о чуде, вошедшее в новгородские и московские летописные своды. Эта икона находилась в церкви Спаса на Ильине улице за престолом. На третью ночь осады города Новгородский архиепископ Иоанн, молившийся перед иконой Спасителя, услышал голос, исходящий от образа: «Иди в церковь святого Спаса на Ильину улицю, и возьми икону святую Богородицю, и вынеси в острог противу супостат». Икону вынесли на городские укрепления, «иде же ныне манастырь святыа Богородица на Десятине». Стрелы, пущенные суздальцами, «яко дождь умножен», попали в икону, которая повернулась ликом к городу, из полученных «ран» истекли «слезы». Нападавших, покрыла тьма, объяли «трепет и ужасть», и они стали избивать друг друга.
В память чудесной победы архиепископом Иоанном 27 ноября по ст. стилю, был установлен праздник. До начала сороковых годов XV века
Пахомий Серб составил «Воспоминание о знамении», церковную «Службу знамению» и «Слово похвальное знамению». Позже Сказание вошло в Житие святого Иоанна Новгородского. В 1356 году икона была перенесена в специально построенную для нее каменную церковь в честь Знамения Пресвятой Богородицы, в XVII веке в честь иконы был возведен большой каменный собор.
В 1999 году чудотворный образ, хранившийся в советский период в Новгородском Госмузее, был передан РПЦ и поставлен в соборе Святой Софии в Великом Новгороде - на солее перед иконостасом слева от царских врат в стеклянном киоте.
Икона более полуметра, двухсторонняя, укреплена на древке, является выносной. На лицевой стороне изображена по пояс Богоматерь с воздетыми руками, на Ее груди медальон с образом Христа Еммануила. На полях иконы - ростовые фигуры святых Георгия, Иакова Перского, Петра Афонского и Онуфрия (Макария Египетского). На оборотной стороне в молении перед благословляющим обеими руками Спасителем, изображенным в сегменте, представлено два святых. В поздней записи на иконе имелись надписи с именами апостола Петра и мученицы Наталии.
Древние надписи не сохранились, однако анализ иконографии позволил предположить, что это изображения праведных Иоакима и Анны.
В XVI веке икона была поновлена, возможно лично архиепископом Макарием (впосл. митрополит Московский). От первоначальной живописи древнего образа на лицевой стороне сохранились фрагменты синего мафория и платья Богоматери, а также фрагменты медальона, окружающего образ Богомладенца. Изображения на оборотной стороне относятся к первоначальной живописи.
Один из ранних списков Новгородской иконы - икона XII века с мученицей на обороте. Многочисленные списки относятся к XVI веку. Поясное изображение Оранты с медальоном встречается на печатях Киевских митрополитов Никифора I и Михаила (XII век), Новгородских епископов.
В XV-XVI веках изображения «Знамения» часто помещались на иконах избранных святых.
В столице, Царскосельская икона Божией Матери «Знамение» - чудотворный образ, родовая икона Дома Романовых, в России известна с апреля 1653 года, когда была подарена царю Алексею Михайловичу Константинопольским патриархом св. Афанасием III Пателларием; считается, что последний раз ее видели во время отречения государя от престола.
По преданию, император Петр I, перевезший образ из Москвы в Санкт-Петербург, благословил им цесаревну Елизавету, которая в 1734 году специально для этой иконы поручила архитектору И. Я. Бланку разработать проект каменного храма в Царском Селе, сооруженного и освященного в мае 1747 года. Есть сведения о том, что в ночь перед переворотом, после которого она взошла на престол (27 ноября 1741г.), она усердно молилась перед иконой.
В торжестве трехдневного перенесения иконы из Санкт-Петербурга в новый храм в Царском Селе участвовали Святейший Синод и весь двор, императрица прошла всю дорогу и даже помогала нести образ.
До 1831 года образ находился над царскими вратами иконостаса, над изображением Тайной вечери.
Ее выносили из храма только 12 мая 1812 года, во время пожара, охватившего дворец и угрожавшего Знаменской церкви. В 1831 году, после избавления Царского Села от холеры, случившегося по совершении
5 июля молебна перед вынесенной в центр храма иконой «Знамение» и крестного хода с ней вокруг города, она была помещена перед правым клиросом Знаменской церкви. Тогда же по просьбам горожан был учрежден ежегодный крестный ход: до 1917 года в этот день икону после обедни выносили на дворцовую площадь, где перед ней совершался предшествующий крестному ходу коленопреклоненный молебен.
В XVIII веке был выполнен ее первый список, который также находился в Царском Селе, в том числе во время пожаров и эпидемий.
Вероятно, перед этой иконой императрица Александра Феодоровна молилась во время первой мировой войны, когда государь уехал в Ставку.
В 1942 году из осажденного Ленинграда, перебравшись через линию фронта, к оккупантам в город Пушкин (ранее Царское Село) пришли сестры Зоя и Вера Шамонины - дочери известного Санкт-Петербургского протоерея Владимира, духовного сына праведного Иоанна Кронштадтского. Они просили отдать им находящийся в Знаменской церкви образ (список XVIII в.) и получили его. Не возвращаясь в блокадный город, они отправились в Ригу, где икона и находилась до конца войны.
В 1946 году митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий (Чуков) передал ее в церковь апостола Иоанна Богослова ( Санкт-Питербург), где она и пребывает.
В Знаменской церкви - ее список XX века.
Известны случаи благодатной помощи и от гравюрных ее изображений. В 1916 году литографические изображения иконы освящались в Знаменской церкви и посылались солдатам действующей армии, они носили иконки на груди.
С 1999 года по средам перед образом читают акафист и в Санкт-Петербурге ежегодно с 10 по 13 декабря проводятся Общеобразовательные Знаменские чтения, открываемые после литургии и молебна перед иконой «Знамение».
Точных сведений о времени написания иконы нет.

Традиционно иконография «Знамения» дополнена по изволению императрицы Елизаветы Петровны вскоре после восшествия на престол изображениями на полях апостола Петра, праведных Захарии и Елисаветы, прп. Алексия, человека Божия. На списке XVIII века к ним по повелению имп. Марии Александровны были добавлены (1859) образы свт. Николая Чудотворца и мц. Александры в память императора Николая I и его супруги Александры Феодоровны.
По воцарении императрица Елизавета соорудила из червонного золота ризу на икону . В благодарность за избавление Царского Села от эпидемии холеры, икону покрыли шитой множеством бриллиантов, жемчуга, бирюзы, аметистов, сапфиров, изумрудов, опалов ризой, основой которой служила золотая фольга. Риза, словно разноцветная мантия с широкими рукавами, поверх которой с плеч спускался широкий окаймлявший ее омофор, украсила образ Богородицы. Чело Богоматери украшал убрус, шитый из драгоценных камней. Такая же мантия и омофор покрывали образ Богомладенца. Драгоценные ризы были изготовлены и для изображений святых на полях. Большая и лучшая часть драгоценностей пожертвована императрицами Александрой Феодоровной и Марией Александровной и, великими княгинями.
Внизу на сердцевидной золотой дощечке, искусно сделанной из пожертвованных богомольцами мелких золотых вещей, были выгравированы слова: «За спасение от эпидемии ..."
На пелене вышиты сияние, Евангелие, сосуд, две скрижали, кадило, виноградные листья, кисти, колосья; изготовлен «ковер усердия» для пола в алтаре и доходивший до середины церкви. Риза утрачена при изъятии церковных ценностей в 1922 году.
Не сохранился и выполненный в 1853 году на средства прихожан Знаменской церкви киот, а также бронзовый вызолоченный подсвечник, называвшийся фрейлинским.

Многочисленные списки с иконы "Знамения" известны по всей России. Многие из них просияли чудесами в местных храмах и были наименованы по месту явления чудес.
К таким спискам иконы "Знамения" относятся иконы Дионисиево-Глушицкая, Абалацкая, Курская, Серафимо-Понетаевская и другие.

Библиотека прихода предлагает для подробного знакомства с историей иконографии издания из фонда:
Православнвя энциклопедия, РПЦ, том 10, с. 271-277.
Очередной том серийного издания по иконографии:
ПИВОВАРОВА НАДЕЖДА ВАЛЕРЬЕВНА, ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ЗНАМЕНИЕ» / Н.В. Пивоварова – СПб.: Метропресс: ООО «Метропресс», 2014. -76 с. – ( Серия «Русская икона: образы и символы»).

Библиотека работает для читателей каждые четверг и субботу
с 16 до 17 часов.
 
Поделиться