Храм
Святого Иоанна Предтечи
в Красноярске

ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ И ОСОБАЯ РОЛЬ В СУДЬБЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

СПРАВКА. Событие Введения во храм Пресвятой Богородицы не упоминается в канонических Евангелиях и известно из более поздних апокрифических источников - греческого «Протоевангелия Иакова» (гл. 7. 2-3) (2-я пол. II в.) и латинского Евангелия Псевдо-Матфея (IX в.), которые отражают устное предание, но в соответствии с традициями литературного жанра дополнены подробностями из библейских книг, имеющих прообразовательное значение (1 Пар. 15 и Пс. 44), а также из евангельской истории Сретения (Лк 2. 22-38).
Согласно упомянутым источникам, родители Пресвятой Богородицы Иоаким и Анна, когда их Дочь достигла трёхлетнего возраста, решили исполнить данный ими ранее обет посвятить Ее Богу и направились в Иерусалимский храм. Около входа во храм стояли призванные Иоакимом юные девы с зажженными светильниками, для того чтобы юная Мария возлюбила храм всем сердцем. Пресвятая Дева, несмотря на Свой возраст, легко преодолела крутые ступени храма и была встречена и благословлена первосвященником, по преданию Захарией, будущим отцом Иоанна Крестителя. По особому откровению Она как одушевленный кивот Божий была введена во Святая Святых, куда имел право входить только первосвященник однажды в год - этим была явлена Ее особая роль в судьбе человечества.

Событие Введения во храм Пресвятой Богородицы стало началом нового этапа в жизни Пренепорочной Девы - пребывание при Иерусалимском храме, продолжавшееся до тех пор, пока Ей не исполнилось 12 лет. Живя при храме, Мария посвящала Себя молитве, изучению Священного Писания и рукоделию. По прошествии времени Она, решившая сохранять девство и уневеститься Богу, была, по закону отцов, поручена заботам престарелого Иосифа, Обручника ее.

Глубокой тайной покрыта земная жизнь Пресвятой Богородицы от младенчества до вознесения на небо. Сокровенна была и Ее жизнь в Иерусалимском храме. "Если бы кто спросил меня, - говорил блаженный Иероним, - как проводила время юности Пресвятая Дева, - я ответил бы -
то известно Самому Богу и Архангелу Гавриилу, неотступному хранителю Ее".
Но в Церковном предании сохранились сведения, что во время пребывания Пречистой Девы в Иерусалимском храме она воспитывалась в обществе благочестивых дев, прилежно читала Священное Писание, постоянно молилась и возрастала в любви к Богу.

В воспоминание Введения Пресвятой Богородицы в Иерусалимский храм Святая Церковь с древних времен установила торжественное празднество. Указания на совершение праздника в первые века христианства находятся в преданиях палестинских христиан, где говорится о том, что святая царица Елена построила храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы.

В IV веке упоминание об этом празднике есть у святителя Григория Нисского. В VIII веке проповеди в день Введения произносили святители Герман и Тарасий, Константинопольские патриархи. Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы - предвозвестие благоволения Божия к человеческому роду, проповедь спасения, обетование Христова пришествия. Это один из великих церковных праздников. Он входит в число двунадесятых, но установлен был в Церкви позднее других из этого числа. Возможно, его появление связано с деятельностью императора Юстиниана I, построившего в 543 г. на развалинах Иерусалимского храма огромную церковь, посвященную Пресвятой Богородице и названную им Новой.

Статус праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы постепенно менялся, в православной Церкви он окончательно вошёл в число двунадесятых после XIV веке. На Руси до начала XV века, праздничный цикл уже состоит из предпразднства, собственно праздника и попразднства.

Иконография праздника.
Согласно исследованию Ж. Лафонтен-Дозонь, изображение композиции «Введение Богородицы во храм» первоначально известно в составе цикла жития Богородицы. В монументальных росписях встречается
с IX века - собор Святой Софии в Киеве, 1037-1345; церковь Успения Богородицы в Дафни, около 1100; Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря в Пскове, 40-е годы XII века.

Как отдельное событие, литургически вспоминаемое и празднуемое Церковью, Введение Богородицы во храм изображено на миниатюре из Минология Василия II (1613г.), на иконах в составе праздничного ряда иконостаса (фрагмент эпистилия, XII в., монастырь Ватопед; фрагмент эпистилия, конец XII века, монастырь вмц. Екатерины на Синае; икона начала XIV века, икона из Кирилло-Белозерского мон-ря, 1497г.), а
также в монументальных росписях, где композиция представлена как самостоятельный сюжет.

Введение во храм Пресвятой Богородицы и обручение Иосифа.
Фрагмент эпистилия. Конец XII века (монастырь Ватопед)
Иконография и принципы расположения этой композиции в системе храмовой росписи, соотношение ее с другими богородичными сценами и сценами земной жизни Христа соответствуют основным темам песнопений службы праздника.

Важнейшая из них - тема Богородицы как одушевленного храма, вместившего невместимого Бога. Композиция представляет собой процессию, направляющуюся к храму в виде кивория на тонких колонках, находящегося внутри невысокой ограды. В открытых (иногда затворенных) дверях ограды, которые напоминают царские врата иконостаса, навстречу Богородице склоняется первосвященник Захария, за ним виден церковный престол.

Изображение распахнутых или закрытых врат соотносится с песнопениями службы, в которых Богородицу называют - «Двере Господня». Этот эпитет Богородицы основан на видении пророком Иезекиилем таинственного храма, затворенными дверями которого входит и выходит Господь . Это пророчество читается в качестве паремии на службе в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы и является прообразом приснодевства Богородицы. (Введение во храм Пресв. Богородицы. Роспись Успенского собора Московского Кремля. 1642–1643 гг. )

В памятниках IX-XIII вв. во главе процессии вслед за Богородицей изображаются Ее родители, которые вручают Ее священнику как дар, обещанный Богу; за праведными Иоакимом и Анной - девы, держащие в руках горящие свечи. Такое построение композиции соответствует теме прославления Богородицы как чистой жертвы Богу. Эта жертва понимается как приготовление, прообраз той жертвы, которую принесет Сам Господь. Не случайно в системе храмовой росписи нередко сопоставляются композиции «Введение во храм» и «Сретение Господне». В церкви Спаса на Нередице близ Новгорода, 1199 год, эти сцены представлены рядом на северной стене, в церкви свт. Николая на острове Липно (Новгород), 1299 г.,- друг напротив друга, на северной и южной стенах вимы. Большие по размеру композиции «Рождество Богородицы» и «Введение во храм», занимая важнейшие места в системе храмовой декорации, выстраиваются в один смысловой ряд со сценами «Рождество Христово» и «Сретение» , а также со страстными сюжетами (церковь св. Феодора Стратилата на Ручью в Новгороде, 80-90-е годы. XIV века - композиция «Введение во храм» расположена под Распятием на восточной стене южного рукава креста).

В палеологовскую эпоху в иконографии композиции «Введение во храм» акцент смещается в сторону евхаристического понимания события. Праведные Иоаким и Анна изображаются замыкающими шествие, девы со свечами окружают Богоматерь, Которая тоже иногда изображается со свечой в руке. В сцене питания Богоматери, сидящей на ступени Святая Святых, со слетающим к Ней с небес ангелом евхаристическое значение эпизода подчеркивается размером хлебца и четким изображением на нем креста (Хиландар). Эта тема также продиктована песнопениями службы Введения во храм Пресвятой Богородицы. В росписи притвора Боянской церкви (Болгария), 1259 г., Богоматерь в сцене питания небесным хлебом представлена стоящей рядом с ангелом за престолом в Святая Святых.

В росписи алтарного свода Успенского собора Московского Кремля, 1642-1643 гг., композиция изображена в интерьере пятиглавого храма, а ветхозаветная Святая Святых представлена как алтарь храма новозаветного, над престолом которого на ступенях сидит Богородица, к Ней слетает ангел с кадилом в руке.

На новгородской иконе XIV века Богоматерь показана в интерьере трехглавого храма, под его сводами висят светильники с горящими свечами. Фигурка Богоматери изображена на фоне высокого черного арочного проема. За Богоматерью справа в позах молитвенного предстояния - праведные Иоаким и Анна, девы, слева за праведным Захарией стоит Иосиф, св. Обручник. Появление образа прав. Иосифа на новгородской иконе, по мнению Лафонтен-Дозонь, может быть обусловлено влиянием композиции «Обручение Марии». Например, на эпистилии XII в. (монастырь Ватопед) сцены «Введение во храм» и «Обручение Марии» расположены подряд. Шатровая форма храма и висящие светильники обнаруживают сходство с шатровым киворием, украшенным светильниками в сцене «Введение во храм» в росписи церкви Панагии Аракос близ Лагудеры (Кипр), 1192 год.

В церкви Успения на Волотовом поле в Новгороде, 60-е годы XIV века, традиционная схема композиции так вписана в отведенное ей пространство, что группа дев со свечами оказывается отделенной от остальной части композиции оконным проемом. Экспрессия образов подчеркнута позой дитя Марии, восходящей на ступень храма. Этот мотив соответствует рассказу «Протоевангелия Иакова» о том, что, к удивлению присутствующих, Богородица самостоятельно поднялась по 15 высоким ступеням иерусалимского храма.

Особыми подробностями в изображении введения и пребывания Богородицы во храме в сопровождении сонма ангелов отличаются миниатюры рукописей Слов Иакова Коккиновафского первой половины XII века.

Данным иконописным сюжетам посвящена работа авторов издания из фонда прихода в серии "Русская икона:образы и символы" -
ДАВИДОВА МАРИЯ ГЕОРГИЕВНА, ЛЕПАХИН ВАЛЕРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ
ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ/М.Г. Давидова, В.В. Лепахин - СПб.:ООО Метропресс, 2013. - 76 с.

Книга написана увлекательно, живым, доступным языком, с интересными богословскими историями и научной достоверностью и точностью.

Библиотека работает для читателей каждые четверг и субботу с 16 до 17 часов.
Поделиться