Храм
Святого Иоанна Предтечи
в Красноярске

ПРЕДВОДИТЕЛЬ НЕБЕСНОГО ВОИНСТВА

СПРАВКА. По церковному преданию, Бог в начале времён сотворил огромное количество ангелов, и установил между ними иерархию, при которой нижние чины подчиняются высшим. Во главе всех ангелов стоял Денница – самый сильный, умный, красивый и приближённый к Богу ангел. Но Денница возгордился своим высоким положением, перестал выполнять Божьи повеления и всех остальных ангелов, подчинённых ему, стал подстрекать к бунту против Бога. И тогда один из ангелов проявил верность Богу, и громко возгласив: "Кто как Бог?" или "Кто равен Богу?" (по-еврейски "Ми ка Эль", по-русски звучит как "Михаил"), во главе сохранившего верность Богу большинства ангелов, вступил в сражение и, с помощью Божьей, низверг Денницу ( дьявола и сатану) с другими падшими духами – бесами или демонами с Неба.

С тех пор святое (верное Богу) ангельское воинство возглавляют два архистратига: архангел Михаил и архангел Гавриил, а несколько позже, Пресвятая Богородица стала "Честнейшей всех херувимов и Славнейшей без сравнения всех серафимов". В двенадцатой главе Откровения Иоанна Богослова повествуется о небесной битве архангела Михаила и его ангелов с семиглавым и десятирогим драконом, преследовавшем Жену, облечённую в солнце, и её младенца: "И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали".

Архангел Михаил - архистратиг (по-гречески - верховный военачальник), полководец, воевода верных Богу ангелов, победоносный враг Сатаны, победитель зла. Он считался покровителем воинов, бьющихся за правое дело. Верили и в то, что грозный враг Сатаны, архангел Михаил сопровождает душу умерших, отгоняя от них грозящую им бесовскую силу. Покровительство архангела Михаила, небесного воеводы и покровителя праведных воинов, стремились обрести воины древнерусские. Нередко его крылатая фигура украшала их воинские шлемы. Архангелу Михаилу, защитнику душ умерших от бесовской силы, посвящались на Руси многие кладбищенские церкви. Ему посвящена и усыпальница московских князей, а затем и русских царей - Архангельский собор в Кремле.

Широко изображала архангела Михаила иконопись. Сохранилась знаменитая икона «Архангел Михаил» XIII века, принадлежащая сейчас Третьяковской галерее. Существом иной, не человеческой природы предстает здесь изображенный в полный рост архистратиг.
Напряженно всматриваются в даль, прозревая глубины бытия, открывая сокровенное зло, его прозрачные глаза; словно освещен отсветом алого пламени весь его лик. Свидетельствуя о его ангельской природе, широко распахнуты за его спиной крылья, в руках он держит присущие лишь ангелам посох и сферу с именем Иисуса Христа. В знак его воеводского, воинского достоинства архангел Михаил одет в одежды византийского императора: на нем длинный узорчатый дивисилий и плащ, а по груди и плечам препоясан он широким лором (лентой), обильно украшенным драгоценными каменьями. И эти одежды, связанные с высшей людской властью, в сиянии оттенков алого, которыми они написаны, предстают частью того же горячего света, который ложится на лик архангела Михаила, напоминают о власти таинственной и мощной, которой он наделен.

Прославленние архистратига Михаила в древнерусском искусстве - икона архангела Михаила, входящая в деисусный Звенигородский чин, написанный Андреем Рублевым. Изображенный в деисусном молении архангел Михаил и здесь предстает существом чудесным, но чудесна в нем удивительная нездешняя кротость. Она пронизывает весь облик русоволосого архангела Михаила с мягко склоненной курчавой головой, с нежным, округлым, написанным светящимися охрами ликом, льется она из его широко распахнутых глаз. Свету и кротости, наполняющим архангела Михаила, соответствует и цвет его небесно-лазоревых и розовых, как заря, одежд, нежное золотое сияние его крыльев. Могучий борец с Сатаной, со злом, архангел Михаил ни в чем, как говорили в старину, не «приразился ему». Вьются над его кудрями тороки - слухи: слушая Бога, противостоит злу абсолютной полнотой добра написанный Андреем Рублевым воевода небесного воинства. И это рублевское истолкование образа архангела Михаила стало самым глубоким, самым плодотворным в русском искусстве, соединяясь с широкими представлениями о противостоянии добра и зла.

О богатой иконографии архистратига рассказывает издание из фонда прихода - очередной том из серии "Русская икона:образы и символы":
ТЫЧИНСКАЯ ПОЛИНА АЛЕКСАНДРОВНА, АРХАНГЕЛ МИХАИЛ / П.А. ТЫЧИНСКАЯ. - СПб.: Метропресс; ООО"Метропресс", 2013. -76 с.
Авторитетный автор подтверждает, что почитание архангела Михаила установлено в Ветхом завете и продолжено в Новом , и во все времена почитался христианами как защитника душ от дьавольских сил. Иконописная история святого обширна и представлена в каждом храме как христианском, так и почитается другими религиями, что и прослеживает автор в своем исследовании иконографии...

Подробное повествование о житии архангела Михаила можно прочесть в житийном труде ДИМИТРИЯ РОСТОВСКОГО, том 11, в читальном зале нашей библиотеки.

Библиотека работает каждые четверг и субботу с 16 до 17 часов.

Поделиться