Храм
Святого Иоанна Предтечи
в Красноярске

ИВЕРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ, ЗАСТУПНИЦА МОСКВЫ

СПРАВКА. И́верская икона Пресвятой Богородицы, или Вратарница,
или Привратница — православная икона Девы Марии с Младенцем, почитается как чудотворная, принадлежит к иконописному типу Одигитрия. Оригинал находится в Иверском монастыре на Афоне, в Греции. Со времени чудесного появления никогда не покидала Святую Гору.

Почитание: вторник Светлой седмицы (переходящее празднование) — обретение первообраза в море у горы Афон; 13 октября - перенесение в Москву в 1648 году.

Это одна из самых чтимых святынь христианского Востока. Возникновение почитания Иверской иконы, согласно преданию, восходит к эпохе иконоборчества. Название икона получила по месту пребывания в Иверском монастыре на Афоне, где она ранее помещалась над главными вратами обители. Отсюда ее греческое наименование «Портаитисса», в переводе на русский - «Вратарница». Современные исследователи датируют появление Иверской иконы в первой половиной XI или начала XII века (Кондаков Н.П. Иконография Богоматери. Т. 2, с. 216).

Иконография Иверской иконы представляет собой особый вариант «Одигитрии», получивший в византийском искусстве название «Милостивая». Доска вытянутая, фигуры заполняют почти все пространство ковчега. Изображение Богоматери поясное, голова слегка склонена к Младенцу Христу, правая рука поднята в молитвенном жесте на уровне груди. Богомладенец сидит на левой руке Матери высоко и прямо, в легком повороте к Ней, голова немного откинута назад. Правая рука Младенца вытянута вперед к руке Богоматери с благословляющим двуперстно жестом, в левой Он держит свиток, вертикально опирающийся на колено.
Положение рук Богоматери, повторяющиеся параллельно полукруглые складки Ее мафория зрительно создают некое вместилище - подобие трона для Младенца Христа, что соответствует византийским богословским и поэтическим представлениям об образе Богоматери – «храме, вместилище Невместимого», и получает отражение во многих памятниках византийского искусства XI-XII веков.

Весьма своеобразна манера написания ликов с крупными, массивными чертами, широко раскрытыми миндалевидными глазами; взгляд устремлен вперед, выражение ликов сосредоточенное. Значимой иконографической деталью является изображение на лике Богоматери раны, из которой сочится кровь, что соответствует тексту никейской редакции Сказания об иконе.

Икона имеет много списков. Существуют греческие, грузинские и славянские сказания об Иверской иконе. Все версии объединяет сюжет странствования чудотворной иконы из первоначального места пребывания по воздуху или по морю на Афон. Согласно первой версии Сказания об иконе («О Святогорском монастыре, зовомем Иверский,...»), она принадлежала некоему богатому купцу. Согласно второй, наиболее краткой версии Сказания, икона находилась первоначально в соборной церкви в Грузии и чудесным образом переместилась на Афон, покинув город, который «за людское согрешение потонул». Эта версия входит в состав надписанной именем Максима Грека статьи «Вопрошение известно от некоих…» (содержится в Сборнике его сочинений 1660 г.). Третья версия Сказания об Иверской иконе, связанна с Никеей и приурочена ко времени правления императора-иконоборца Феофила. Она представлена в греческой традиции и стала преобладающей. Ее славянский перевод выполнен и отредактирован Стефаном Святогорцем (нач. XVII в. ). В этом варианте, озаглавленном «О священней обители Иверской и честней иконе Портаитской»,
Сказанию предшествует история основания Иверского монастыря.

Во всех вариантах этой версии Сказания происхождение Иверской иконы не связано с Грузией, название икона получает по афонскому Иверскому монастырю. Сюжет о ранении иконы и чудесном истечении крови появляется только в никейской версии, причем не во всех вариантах. В преданиях о чудотворном образе нашло отражение изменение состояния красочного слоя и олифы (образование комков на иконе в области шеи Богоматери), отмечавшееся паломниками и путешественниками. В рассказе из «Солнца Пресветлого» при упоминании ранения образа сообщается характерная деталь: «В лице рана от иконоборцев, запеклась кровь грудой» ("Рай мысленный, в нем же различные цветы, преподобным Стефаном Святогорцем собраны" - М.: Иверский мон-рь, 1658-1659).

Привезенные в Россию в середине XVII века афонские списки Иверской иконы оказали влияние на распространение ее русских списков.
Эти списки работы царских иконописцев последней трети XVII века многочисленны, они предназначались для царских хором или были выполнены по заказу царской семьи. Несколько больших местных икон были написаны для кремлевских храмов, три из них сохранились.
В 1676-1677 годах для иконостаса собора Спаса Нерукотворного (Верхоспасского) Большого Кремлевского дворца жалованным иконописцем Оружейной палаты Георгием Зиновьевым и костромичом Сергеем Рожковым была выполнена местная Иверская икона, о чем сообщается в надписи на ее нижнем поле: «Писал сий образ Богородичен Георгий Зиновьев, архангелов же и апостолов писал Сергей Костромин».
Икона является одной из наиболее точных копий афонского списка 1648 года.

О множестве Списков Иверской иконы, о храмах в честь иконы и чудесах от нее можно узнать в изданиях из фонда прихода:

Православная энциклопедия РПЦ, том 23, с.8-22;
"Богородица: Полная энциклопедия жизни и чудес". - М.: 2009.
Чудотворные иконы Божией матери. - М. : 2014.

Библиотека открыта каждые четверг и субботу с 16 до 17 часов.

 

1. Чудотворные иконы Божией Матери/сост. Т.В. Коршунова. - М.: Православное Сестричество во имя Преподобномученицы Елизаветы, 2014. -224 с. - из фонда прихода
2. Иверская икона Божией Матери. 1-я пол. XI , нач. XII в. Оклад нач. XVI в. (Иверский мон-рь, Афон)
3. Иверская икона Божией Матери. 1676–1677 гг. Иконописцы Георгий Зиновьев, Сергей Рожков (ГММК)
4. Иверская икона Божией Матери. 1898 г. Иконописец В. П. Гурьянов (Москва)
5. Иверская икона Божией Матери, со Сказанием. Посл. четв. XVIII в. (Роженский мон-рь, Болгария)
6. Иверская икона Божией Матери, с историей и чудесами. 1-я треть XVIII в. (АОМИИ)
7. Иверская часовня у Воскресенских ворот (фото Карла Фишера, 1900-е)
8. Православная энциклопедия РПЦ. Подписное издание из фонда прихода
9. Богородица: Полная энциклопедия жизни и чудес/сост. М. Тимофеев. М.: Эксмо, 2009. - 368с :ил. - (серия "Мир Православия"). - из фонда прихода.

Поделиться