Храм
Святого Иоанна Предтечи
в Красноярске

ТОРЖЕСТВО ЦЕРКВИ: ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Есть утверждение, что Византийский календарь не знал такого торжества. Хотя само чудесное видение Богородицы, которое мы вспоминаем в этот день, случилось в Константинополе, в начале десятого века. Прославил это событие русский князь Андрей Боголюбский в тысяча сто шестьдесят пятом году. Поэтому византийских или греческих икон Покрова не существует.

Первые изображения чуда Покрова Пресвятой Богородицы появились тоже на Руси. Древнейшие из сохранившихся, относится к тринадцатому веку. Это рисунок на одном из клейм Золотых ворот собора Рождества Богородицы в Суздале.
Существует несколько типов изображений праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Первый называют по месту возникновения - "суздальским". На таких иконах Пресвятая Богородица сама держит свой Покров. Среди предстоящих пред Богородицей - священники, император, патриарх, монахи, миряне. Всё происходит на фоне храма. Зачастую абрис постройки передаёт черты Влахернской церкви Константинополя, где случилось чудо. Древнейшая сохранившаяся икона Покрова Божией Матери такого типа датируется серединой четырнадцатого века. Она находится в собрании Третьяковской галереи. После учреждения праздника Покрова Пресвятой Богородицы он начал распространяться по Руси. Одними из первых новое торжество в честь Царицы Небесной приняли и прославили новгородцы и псковитяне.
В Пскове был открыт первый Покровский монастырь. Возможно, поэтому здесь сложился свой тип икон Покрова. На них покрывало-омофор держит не сама Богородица, а парящие над Девой Марией ангелы. Храм изображается как бы в разрезе, он символизирует всю вселенную, которая сама стала храмом славы Божией.
На многих иконах в центре композиции находится фигура диакона, возглашающего хвалу Владычице Небесной. Это известный византийский церковный поэт, преподобный Роман Сладкопевец. По преданию свой дар он получил от Пресвятой Богородицы. Роман начинал служить именно во Влахернской церкви. Казалось бы, зачем его помещать на икону Покрова? Но дело в том, что икона многомернее живописного полотна. Присутствие при событии Покрова известного византийского гимнографа усиливает тему общецерковного прославления Богородицы. Кроме того, четырнадцатое октября - это день памяти Романа Сладкопевца.

В любом из вариантов иконография Покрова - это торжество Церкви. Это радость всего рода христианского, у которого есть Заступница-Богородица, покрывающая его и сберегающая от всякого зла честным Своим омофором.

Исследователь иконы князь Евгений Трубецкой так пишет об образе Покрова: «мы имеем нечто большее, чем человечество, собранное под покровом Богоматери: происходит какое-то духовное слияние между покровом и собранным под ним святыми; точно весь этот собор святых в многоцветных одеждах образует собою одухотворенный покров Богоматери».

Древнейшие образы Покрова в древнерусском искусстве представлены в Суздале — на вратах Рождественского собора (начало XIII века), выполненных в технике золотой наводки по меди, и во Пскове — в росписях собора Снетогорского монастыря (1313).
XIV веком датируются иконы из Покровского монастыря в Суздале (собрание Государственной Третьяковской галереи), Зверина монастыря в Новгороде и икона из Восточной Галиции, находящаяся в собрании Национального Художественного музея Украины.
Древние греческие иконы Покрова не известны, более того, даже в книге «Ерминия» — широко известном греческом полном сборнике наставлений и указаний по иконописи, написанном в 1730—1733 годах известным теоретиком иконографии, афонским иеромонахом Дионисием из Фурны, — описание изображения Покрова Богородицы отсутствует.

Иконография Покрова основывается на Житии Андрея, Христа ради юродивого, в котором описывается явление Покрова Богородицы. Центральной, главной и обязательной фигурою на иконах является Дева Мария, которую изображают с омофором в руках или в виде оранты в верхней средней части икон. В состав композиций икон входят также изображения Иоанна Предтечи и Иоанна Богослова, расположенные по обеим сторонам от изображения Девы Марии. Кроме того, в нижней части икон изображается Андрей, Христа ради юродивый, рукою указывающий Епифанию на Богородицу. Достаточно часто встречается изображение Романа Сладкопевца на амвоне с орарём (под изображением Богородицы). Кроме того, на иконах Покрова изображаются святые в белых одеждах — спутники Богородицы во время небесного её шествия по Влахернскому храму — и ангелы, летящие рядом с Мариею. В нижней части иконы, рядом с Андреем, изображают и молящихся людей. Все изображения, кроме изображения самой Богоматери, не являются обязательными и могут варьироваться на разных иконах или даже совершенно отсутствовать.

Много столетий назад казаки выработали собственный стиль изображения икон, так называемые «Казачьи» иконы Покрова . Основное отличие — изображение молящего люда в виде казаков.
В основу праздника положено предание о явлении Андрею, Христа ради юродивому, Божией Матери во Влахернском храме в Константинополе, в котором хранилась риза Божьей Матери. Богослужебные особенности прапздника во многом соответствуют Богородичным двунадесятым праздникам, хотя сам праздник Покрова Пресвятой Богородицы относится к великим недвунадесятым праздникам.
Рассказ о событии взят из жития Андрея Юродивого, который, вместе со своим учеником блаженным Епифанием, и увидел Богородицу, распростёршую над собравшимся в храме народом свой омофор.

В житии Андрея Юродивого, помещенном в Великих Четьих Минеях, не указан ни день недели, ни какое-либо число, сказано лишь, что видение было во время всенощного бдения, в четвёртом часу ночи, во Влахернском храме. Согласно житию, Богородица «высоко», то есть по воздуху, пришла царскими вратами в сопровождении Иоанна Предтечи и Иоанна Богослова, которые по обеим сторонам поддерживали Пречистую; рядом с Богородицей были многие святые, поющие духовные песнопения, в белых одеждах, одни шли впереди Девы Марии, другие после неё. Остановившись вблизи амвона, перед алтарём, Богоматерь сняла с себя омофор, который был на верху её головы, и держала над молящимися людьми, при этом омофор сиял как илектор (в переводе с греч. - лучезарное светило, солнце, огненная стихия, космический огонь). Спустя время Богородица удалилась, оставив благодать.

Согласно описанию Димитрия Ростовского, составленному лишь в конце XVII века, чудесное видение произошло в правление императора Льва Мудрого, в воскресенье, 1 октября, в четвёртом часу ночи. Во Влахернской церкви Константинополя, которую наполнял многочисленный народ, совершалось всенощное бдение, находившийся в ней Андрей Юродивый поднял глаза и увидел Пресвятую Деву Богородицу, стоящую на воздухе и молящуюся, сияющую солнечным светом и покрывающую людей Своим честным омофором. Видя то, святой Андрей сказал ученику своему, блаженному Епифанию: — «Видишь ли, брат, Царицу и Госпожу всех, молящуюся о всем мире?». Епифаний ответил: — «Вижу, святой отче, и ужасаюсь».
Богородицу сопровождали ангелы и «сонмы всех святых», среди которых были Иоанн Предтеча и Иоанн Богослов. Богородица вместе с ангелами и святыми принесла молитвы «к Сыну Своему и Богу нашему».

Димитрий Ростовский так описывает молитву Богородицы:
«Когда святой Андрей с Епифанием созерцали сие дивное видение, Богоматерь молилась на долгий час, обливая слезами Своё Боговидное и Пречистое лицо. Окончив здесь молитву, подошла к престолу, молилась и здесь за предстоящий народ. По окончании молитвы, сняла с Себя блиставшее наподобие молнии великое и страшное покрывало, которое носила на Пречистой главе Своей и, держа его с великою торжественностью Своими Пречистыми руками, распростерла над всем стоящим народом. Чудные сии мужи довольно время смотрели на сие распростёртое над народом покрывало и блиставшую наподобие молнии славу Господню; и доколе была там Пресвятая Богородица, видимо было и покрывало. По отшествии же Её, сделалось и оно невидимо. Но взяв его с собою, Она оставила благодать бывшим там».

Познакомиться с вопросами истории и иконографии праздника Покрова Пресвятой Богородицы можно в изданиях из фонда прихода Иоанна Предтечи:
РОСТОВСКИЙ ДИМИТРИЙ, ЖИТИЯ СВЯТЫХ (Четьи-Минеи) в 12 тт, т.10.
ПИВОВАРОВА НАДЕЖДА ВАЛЕРЬЕВНА, ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ / Н.В.Пивоварова – СПб.: Метропресс: ООО «Метропресс», 2014. – 76 с.: ил. – (серия «Русская икона:образы и символы»).
ПРАВОСЛАВНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ РПЦ (подписное издание в 54 тт.)

Библиотека работает каждые четверги и субботы с 16 до 17 часов.

Поделиться