Храм
Святого Иоанна Предтечи
в Красноярске

ГЛАВНАЯ ЧТИМАЯ СВЯТЫНЯ РОССИИ - ВЛАДИМИРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Эта икона является одним из немногих сохранившихся памятников византийской живописи периода комниновского возрождения (1057—1185; характерная особенность этого периода - статичность изображаемых лиц и событий, минимум динамики). По сказанию от XV века, икону написал евангелист Лука. Она попала в Константинополь из Иерусалима в V веке при императоре Феодосии II. Леонид Успенский в книге «Богословие: иконы Православной Церкви» пишет: "В настоящее время в Русской Церкви насчитывается около десяти икон, приписываемых евангелисту Луке. Авторство святого евангелиста Луки здесь нужно понимать в том смысле, что иконы эти являются списками (списками со списков) с икон, писанных когда-то евангелистом."

На Русь икона попала из Византии в начале XII века как подарок святому киевскому князю Мстиславу Владимировичу и была доставлена греком митрополитом Михаилом, прибывшим в Киев из Константинополя
в 1130 году. Икона находилась в женском Богородичном монастыре Вышгорода, недалеко от Киева. Сын Юрия Долгорукого Андрей Боголюбский в 1155 году взял икону Вышгородской Богородицы и перенёс ее сначала в свою резиденцию в село Боголюбово, а позже — во Владимир-на-Клязьме, поместив её в Успенском соборе города. С тех пор икона названа — Владимирская. Икона затем была украшена дорогим окладом.

После убийства князя Андрея Боголюбского в 1176 году князь Ярополк Ростиславич снял дорогой убор с иконы. Лишь после победы князя Михаила, младшего брата Андрея, над Ярополком, возвратили икону и убор во Владимир. При взятии Владимира татарами в 1238 году Успенский собор был разграблен, и с иконы Богоматери был снова содран оклад.
«Степенная книга» сообщает о восстановлении Успенского собора и возвращении иконы князем Ярославом Всеволодовичем.

Во время нашествия Тамерлана при Василии I в 1395 году чтимая икона была перенесена в Москву для защиты города от завоевателя.
На месте «сретения» (встречи) москвичами Владимирской иконы был основан Сретенский монастырь, давший название улице Сретенке. То, что войска Тамерлана без видимых причин повернули от Ельца обратно, не дойдя до Москвы, было расценено как заступничество Богородицы. Икона помещалась в кремлёвском Успенском соборе справа от царских врат. Вероятно, после этого её не раз увозили обратно во Владимир. Возвращение иконы в Москву в 1480 году было отмечено особо — как второе перенесение иконы.

В 1812 году икона Богоматери Владимирской на несколько месяцев была увезена во Владимир и Муром, а затем возвращена в Москву, в Успенский собор. Икона стояла по левую сторону от царских врат иконостаса.

В 1918 году была взята для реставрации.
В 1926 году её передали в Государственный исторический музей.
В 1930 году она была передана в Государственную Третьяковскую галерею.

По традиции, восходящей к XVI веку, у Владимирской иконы венчались на царство русские государи. Как главная русская святыня, икона участвовала в избрании митрополитов и патриархов: запечатанные имена избираемых (жребии) клались в её киот, после молебна вынимался один из жребиев, который распечатывался царём, и имя избранного оглашалось народу.

В ноябре 1917 года во время выбора патриарха в храме Христа Спасителя перед Владимирской иконой Божией Матери, принесенной из Успенского собора Кремля, был поставлен запечатанный ковчег с тремя записками (жребиями) с именами. После литургии старец Зосимовой Смоленской пустыни иеросхимонах Алексий вынул жребий с именем митрополита Тихона, который стал Московским патриархом.

В память о чудесах, связанных с Владимирской иконой, Русская православная церковь отмечает праздники в её честь:
21 мая (3 июня) — избавление Москвы от крымского хана Махмет-Гирея в 1521 году;
23 июня (6 июля) — избавление Москвы от ордынского хана Ахмата в 1480 году;
26 августа (8 сентября) — сретение (встреча) иконы в Москве и избавление от Тамерлана в 1395 году.

С Владимирской иконой также связывают избавление Москвы от ордынского эмира Едигея в 1408 году. С сентября 1999 года Владимирская икона находится в храме-музее Святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее. Драгоценные золотые оклады для иконы, изготовленные в конце XIV – начале XV века и в 1657 году, экспонируются в Оружейной палате.

Иконографически Владимирская икона относится к типу Елеуса (Умиление). Младенец припал щекой к щеке Матери. Икона передаёт полное нежности общение Матери и Ребёнка. Мария предвидит страдания Сына в Его земном пути. Подобная иконография была известна в раннехристианском искусстве, но особо широкое распространение она получила в XI веке.

Отличительная особенность Владимирской иконы от прочих икон типа Умиление: левая ножка Младенца Христа согнута таким образом, что видна подошва ступни, «пяточка». Икона имеет Оборот, где изображены Этимасия (престол уготованный) и орудия страстей, относимые к началу XV века. Это изображение, возможно, выполнено Андреем Рублевым. По оценкам современных искусствоведов, икона написана в первой трети XII века в Константинополе. Первоначальный размер иконы 78×55 см. Уже позже были нарощены поля.

На протяжении своей истории икона была записана (прописана) четыре раза: в первой половине XIII века, в начале XV столетия (возможно, Андреем Рублевым), в 1514 году, во время переделок в Успенском соборе Московского Кремля, перед коронацией Николая II в 1895—1896 годах реставраторами О. С. Чириковым и М. Д. Дикаревым. Кроме того, малые починки проводились в 1567 году (в Чудовом монастыре митрополитом Афанасием), в XVIII и XIX веках.

Фактически от константинопольского образа сохранились только фрагменты. К древнейшей живописи XII века относятся лики Матери и Младенца, часть синего чепца и каймы мафория (длинное женское покрывало, спускающееся с головы до пят), а также часть охряного, с золотым ассистом (штрихи из сусального золота или серебра на складках одежд, перьях, крыльях ангелов, на скамьях, столах, престолах, куполах, хитонах) Младенца с рукавом до локтя и виднеющимся из-под него прозрачным краем рубашки, кисть левой и часть правой руки Младенца, а также остатки золотого фона. Есть схема-картограмма фрагментов разновременных слоёв живописи иконы «Богоматерь Владимирская».

В течение веков икона украшалась массивными окладами из золота и серебра с драгоценными камнями, жемчугом и многочисленными привесками (женскими украшениями, крестами, иконками, монетами).
Первый богатый золотой оклад (согласно летописи — около 2,5 кг золота, не считая серебра) был сделан по заказу Андрея Боголюбского (не сохранился); второй золотой оклад был изготовлен в конце XIV – начале XV века; третий золотой оклад — по заказу митрополита Фотия в первой трети XV века; в 1656—1657 по указу патриарха Никона изготовлена золотая риза, в конце XIX века она оценивалась в 60 тысяч серебряных рублей. В настоящее время эти оклады хранятся в Оружейной палате.
В 1910 году вор ночью проник в Успенский собор Кремля и снял камни с оклада иконы, однако не смог выйти из него незамеченным и был задержан.

С Владимирской иконы часто писали списки, часть которых получили особые именования. Вот некоторые чтимые чудотворные списки Владимирской иконы:

Волоколамская Владимирская (вклад Малюты Скуратова в Иосифо-Волоцкий монастырь, ныне в собрании Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва);
Владимирская-Селигерская икона (принесена на Селигер Нилом Столобенским в XVI веке);
Псково-Печерская икона «Умиление» (1524);
Заоникиевская.1588г. (из Заоникеевского монастыря);
Красногорская.1603г. (Черногорская);
Оранская Владимирская икона Божией Матери (1634г., Оранский Богородицкий монастырь).

Владимирская икона послужила основой для создания новых иконографий:
«Сказание о Владимирской иконе»;
«Владимирская икона с акафистом»;
«Сретение Владимирской иконы»;
«Древо государей Российских» («Похвала Владимирской иконе Божией Матери»)-создана Симоном Ушаковым;
Игоревская икона Божией Матери (сокращённый вариант Владимирской иконы).

Существуют древние повести о десяти чудесах Владимирской иконы Божией Матери и цикл повестей о новейших чудесах от неё.

Наша библиотека предлагает своим читателям познакомиться с историей святыни в 9-м томе Православной энциклопедии и очередном томе из серии «Русская икона:образы и символы"…

ЩЕННИКОВА Л. А. Владимирская икона Божией Матери: Главная святыня России. / Л. А. Щенникова. – СПб.: Метропресс: ООО «Метропресс», 2013. -
76 с.: илл. - (серия «Русская икона: образы и символы»).

Автор, Людмила Александровна Щенникова, излагает материал живым, ярким языком, на доступном простому читателю уровне, опираясь на научные факты и вероучения Православной Церкви. Уникальный иллюстративный материал позволяет изданию быть незаменимым при изучении истории искусства и основ православной культуры.

Мы работаем каждый четверг и субботу с 16 до 17 часов.

Поделиться