Храм
Святого Иоанна Предтечи
в Красноярске

«СПЕРЕДИ СВЯЩЕННИК, СЗАДИ ПОЭТ»: ОТЗЫВ О ПРОЧИТАННОМ

Когда встречается очень интересная книга, тогда читаешь и не можешь от неё оторваться, отложив дела, «проглатываешь» её. Со мною бывает так не часто. На этот раз небольшого размера книжка, привлекла меня в начале положительным отзывом прихожанки храма, и своими иллюстрациями, которые сулили юмористический подтекст. А ещё в приходской газете «Светлый день» в N14 я узнала, что автор сборника - Сергей Круглов, священник из Минусинска. 

Он же - известный писатель и публицист, постоянный автор интернет-издания «Православие и мир», сайтов «Фома» и «Татьянин день», ведущий программы «Движение слов» на российском радио «Культура», лауреат книжных премий. 
КРУГЛОВ СЕРГЕЙ, СВЯЩЕННИК. ПРО ОТЦА ФИЛОФИЛА. - М.: Изд-во «Новое Небо», 2018. - 240 с: ил. 
Первые новеллы книги удивили. В тексте было много отсылок к примечаниям, из за которых я в начале сбивалась при чтении. Когда к этому привыкла, стала читать с лёгкостью, наслаждаясь написанным. Сборник новелл иллюстрирует то, как относится автор к окружающей жизни, как реагирует на события. А реагирует он по- философски, спокойно, оставаясь независимым в воззрениях. При этом чувствуются глубокие знания священника в вопросах литературы, культуры, богословия. Недаром примечания, где объясняется цитата, фамилия, термин, состоит из 150 ссылок. 
Текст почти на каждом развороте сопровождается иллюстрациями, выполненными самим автором. Рисунки к новеллам усиливают юмористическое восприятие написанного. В книге есть предисловие и послесловие, где делятся своими восторженными впечатлениями о сборнике архимандрит Сава (Мажуко), Евгений Клюев (из Копенгагена), редактор Анна Барабаш. 
Я конечно так складно не умею писать, как эти критики, поэтому цитирую их: «У этой книги много загадок, и главная из них - что же всё-таки собирает эпизоды в одно целое и позволяет читателю получить вдруг чуть ли не исчерпывающее представление о том, каково духовное состояние нашего общества, и много ли может сделать один-в-поле-воин, отнюдь не считающий себя таковым». Почему не считает? - Прежде всего потому, что главный герой книги - отец Филофил - свободен, «и в этом бесконечное его обаяние». Е. Клюев называет его священником - балагуром, священником - парадоксалистом, священником - абсурдистом, священником - энциклопедистом. Всё так. А вот внутренне «это на редкость трогательный и незащищённый человек - взрослый ребёнок, возвращающийся к своим истокам, где всё по - старому («как мать поставила»)», как характеризует отец Сергий сам себя: «Спереди священник, сзади поэт». 
Если бы меня попросили выразить своё мнение о прочитанном одним словом, я бы ответила: «Восторг!». Предлагаю познакомиться с некоторыми отрывками: «Когда после исповеди прихожанка, вертя в руках листочек, по которому читала перечень своих грехов, спрашивала: «А с этим, батюшка, что делать?..», отец Филофил советовал обыкновенно что-то вроде : «Сделайте самолётик». 
Затем быстро всходил в клеть сердца своего, затворял дверь, говорил: «ВЖЖЖУХ!» и отключался по-старому, как мать поставила». 
«Когда в ходе приходских розговин благочестивая прихожанка спрашивала отца Филофила: "Батюшка, а Мария Магдалина и прочие мироносицы чем яйца красили?", тот обыкновенно отвечал: "Чудом!", а, если видел замешательство вопрошавшей, добавлял: "И не жалели кошенили !". 
Затем же, ретировался из-за стола, быстро всходил в клеть сердца своего, затворял дверь, выпивал молока из розоватых глин (прочего не позволял пост пасхальный панкреатит), говорил: "ВЖЖЖУХ!" и засыпал по-старому, как мать поставила». 
«Известная прихожанская вне богослужебная акция «За советом к батюшке» сведена была отцом Филофилом к партии лёгкого пинг-понга: 
- А посоветуйте, что бы такого посмотреть, лёгкого и не напрягающего! 
-Как прекрасен этот мир, посмотри. 
-А посоветуйте, что бы почитать! 
-Почитай отца и мать своих, и будешь долголетен на земле. 
- А сколько раз?.. 
-Шестьсот шестьдесят шесть. Или сорок без одного. Или семьдесят раз по семь, как вам больше нравится. 
-А почему?.. 
-По священнокочану. 
Так-то наигравшись, отец Филофил быстро всходил в клеть сердца своего, затворял дверь, говорил: «ВЖЖЖУХ!» и ложился спать по-старому, как мать поставила». 
ЛУЧЕНКО, К., КРУГЛОВ С. ДВИЖЕНИЕ К НЕБУ. / К. ЛУЧЕНКО, С. КРУГЛОВ. - М.: Издат. дом «Никея», 2015. - 259 с. - (Открытый разговор журналиста и священника). 
«Родина, Творчество, Любовь, Дети. Грех, Боль, Смерть, Одиночество, Святыня, Чудо» - это разделы книги, они же и темы, по которым беседуют журналист Ксения Лученко и священник Сергей Круглов. Размышления отца Сергия на вечные темы затрагивают всегда вопросы взаимоотношения Бога и человека в современном мире. 
Вот несколько цитат: «А в церковь я попал по Промыслу Божию: работал в местной минусинской газете и пришёл писать материал, думал, напишу, откуда у церкви деньги, несло меня куда-то. И вот, придя про это писать, я буквально через несколько дней крестился». (Раздел «Родина»). 
«Но у нас падших, получается так, что слышание голоса Бога происходит чаще всего именно на территории одиночества.... именно поэтому многие люди уходили в пустыни, им нужно было пространство тишины, где можно было расслышать что-то очень важное в себе, а потом услышать Бога.» (Раздел «Одиночество»). 
«...Без читателя нет писателя. Читатель - это соучастник, сотворец стихотворения». (Раздел «Творчество»). 
«Как говорят некоторые святые отцы, подвижники: нет у тебя какой-то добродетели, но ты хотел бы, чтобы она у тебя была? Веди себя так, как будто она у тебя есть. Это не лицемерие. Раз, второй, третий - на четвёртый она появится». 
«Один человек тоже унывал, ему говорят: «А вот теперь ты должен вечером сесть, взять листок бумаги и записать 33 благодарности Богу за что-нибудь». Так человек делал полгода и излечился от своих фобий и неврозов». (Раздел «Грех») 
Я с большим удовольствием прочла те места диалога, где священник вспоминает свою Родину. Ведь сейчас Сергей Круглов - житель столицы, но с ностальгией вспоминает Сибирь. 
«Всё-таки Сибирь - это страна ссыльных, пересыльных, туда ведь отправляли очень многих интересных людей. Особенно в Красноярске... очень много было бывших репрессированных... Поэтому ничего удивительного, что там много свободомыслящих людей». 
«Не хватает ветра, который шумит в соснах. Уже в феврале, когда зима переламывается на весну, небо вдруг становится выше. Оно всё ещё такое хмурое, серое, как ватное одеяло, но оно поднимается, весна начинает его вспучивать вверх, - раз, где-нибудь оно разорвётся посередине, и там такая голубизна, и ветер начинает шуметь в верхушках сосен. Так вот этот шум ветра, движение - это ощущение Сибири». 
Каждый раздел книги предваряют стихи нашего земляка, отца Сергия. Положенный на бумагу данный диалог журналиста и священника является, по мнению известного писателя Евгения Водолазкина, настоящей удачей. Разговор получился динамичным, живым - как шахматная партия. «Умная, душевная и тонкая книга. Ни тени фальши». 
Я прочла эти две книги одного автора. Какими разными показались они мне. В первой книге отец Сергий описывает священника отца Филофила совсем неожиданно, раскрывая его внутреннюю жизнь. Но читатель думает, что автор рассказывает о себе... 
Вторая книга раскрывает батюшку Сергия уже без юмора, серьёзно. И всё, о чём он рассказывает - глубокие суждения. Из этих двух книг вырисовывается преданный вере священник, поэт, писатель, весельчак, заботливый батюшка, умный, неординарный, интересный человек, которому есть что рассказать читателю. 

Информацию подготовила ВАЛЕНТИНА ХЛЕБОВА.

Поделиться