Храм
Святого Иоанна Предтечи
в Красноярске

ВО ГРАДЕ ЕНИСЕЙСКЕ, БОГУ ПОСЛУЖИВШИЕ

Мы продолжаем рассказ о литературе к 400-летию Енисейска. 
Сегодня вспомним святых и подвижников благочестия, прибывавших 
в Енисейске в разные времена. Ещё раз обратимся к книге: 

ФАСТ ГЕННАДИЙ, протоиерей. ЕНИСЕЙСК ПРАВОСЛАВНЫЙ: Очерк протоиерея Геннадия Фаста. - Красноярск: Енисейский Благовест, 1994. - 239 с. - Список лит.: С. 237 (11 назв.). 

Трудная, трагическая жизнь Православной Церкви предстаёт со страниц книги. Много испытаний, лишений, горя пришлось преодолеть людям, чтоб не предать, не уклониться в раскол, ересь, остаться верными матери Церкви, восстановить храмы, сохранить веру. 
Отец Геннадий рассказывает о людях, посвятивших свою жизнь служению Богу на Енисейской земле. Это протоиерей Гавриил Ушаков (первый священник Успенской церкви), священники Михаил Белоозёров, Артемий Райский, Иоанн Лебедев (Успенская церковь), игуменья Евгения (духовная дочь Даниила Ачинского, настоятельница Христо - Рождественского женского монастыря), протоиерей Василий Касьянов, (Христо - Рождественская церковь), протоиереи Павел Любомудров и Димитрий Евтихеев (Богоявленский собор), отец Иоанн Павлов (Иверская церковь), священник Илия Хнюнин (сгорел в пожаре в Воскресенском храме) и многие другие священнослужители, церковные работники, строители храмов, купцы, жертвовавшие богатые вклады. 
Протоиерей Геннадий Фаст предлагает помянуть их имена, дав на страницах книги «Синодик Успенской церкви г. Енисейска», где перечислены фамилии тех, кто служил от начала существования храмов и заканчивая 20-50 годами прошлого столетия. 
Протоиерей Геннадий повествует о трагедии на МОНАСТЫРСКОМ озере, что в 30 км от Енисейска. Там до революции, впрочем как и сейчас, находился скит Спасского монастыря. Когда Красная армия вытеснила Белую армию Колчака, монахи могли бы уйти с ней. Но не ушли. Они остались верными своей обители, за что расплатились жизнью. Палачи утопили их, сбрасывая с крутого берега в воду. 
«Жители Енисейска рассказывают, что потом, несмотря на лютые морозы, несколько лет озеро не замерзало. Тело одного из монахов всплывало, когда его пытались выловить, оно уходило на глубину, а потом всплывало вновь, словно вопия ко всему миру и свидетельствуя, что не сокрыть...преступлений... Так енисейские монахи стали новомучениками... Число и имена их неизвестны». 

Вторая часть книги Геннадия Фаста посвящена святому праведному Даниилу Ачинскому, уроженцу Полтавской губернии, герою войны 1812 года, участнику Бородинского сражения.
Артеллерист Даниил Корнилиевич Делие, будучи невиновным, отбывал срок в Сибири, да так и остался здесь навсегда, завершив свой земной путь в Енисейске. 
Это первое жизнеописание старца Даниила составил СХИИГУМЕН ПАРФЕНИЙ (Агеев) - инок со святой горы Афон. В основу «СКАЗАНИЯ О СТАРЦЕ ДАНИИЛЕ, почившем в Бозе 15 апреля 1843 г. во граде Енисейске, подвизавшимся в Сибирской стране близ Ачинска, собранное иноком Парфением, со святой горы Афонской из монастыря великомученика и целителя Пантелеймона» легли воспоминания людей, знавших праведного - священники, его ученики, в том числе его духовный сын Александр Данилов, переехавший из Ачинска в Енисейск. 
Там же оказалась и духовная дочь старца. Даниил познакомился с Екатериной Стариковой в Ачинске, тогда она ещё молодая, планировала с мужем построить дом. Но старец предупредил: «Не стройтеся, ибо в нём вам не жить: хозяин умрёт, а дом на болоте, он потонет... тебе давно уже Владычице уготовала чёрное покрывало, тебя ожидает обитель, ты будешь монахиня». Так и произошло. Муж умер, имущество было описано за долги. Екатерина решила уйти в монастырь. 
«Куда меня благословите идти, в Иркутский или Енисейский [монастырь]?», спросила она Даниила. - «Поступай в Иркутский, а будешь в Енисейском». И опять сбылись предсказания старца. В 1842 году монахиня Евгения (Старикова) из Иркутска была послана служить игумений Енисейского Христорождественского женского монастыря. 
Когда-то давно, ещё в Ачинске Катерина настойчиво приглашала старца к себе. Но он отказывался: «Ты сама живёшь на болоте, а когда будешь жить на твёрдой земле, тогда я к тебе и приду, ты меня и похоронишь».
В январе 1843 святой Даниил прибыл в гости в монастырь, «на твёрдую землю». Через три месяца, 15 апреля (старого стиля), на Пасху праведный Даниил тихо скончался, стоя на коленях. До этого он в последний раз исповедовался (у священника Василия Касьянова), причастился. 
На месте погребения праведного, стараниями его крестного сына Александра Данилова, была воздвигнута часовня во имя Даниила Столпника. В 1920 году её, к тому времени уже перестроенную, сломали, а святые мощи выбросили. Очевидцы этого злодеяния уверяли, что в дальнейшем мощи перезахоронили. Но куда? Существует несколько версий... 
О чудесах, святой жизни Даниила, о поисках его мощей, о путешествии по местам его жизни, в том числе в Енисейск, можно прочесть: 

МАЙСТРЕНКО, В. ОТЗОВИСЬ, БРАТ ДАНИИЛ! По дорогам святых. - Красноярск: «Енисейский благовест», 2009. -256 с.: ил. 

Посещали город Енисейск и епископы. Например, первый епископ Енисейской епархии Никодим (Казанцев) неоднократно приезжал сюда, в том числе после большого пожара 1839 года, чтоб помочь своей пастве. Здесь, в сибирском городе отбывал ссылку епископ Ташкентский Лука, в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, профессор медицины, хирург с мировым именем. 

ПОПОВСКИЙ, М.А. ЖИЗНЬ И ЖИТИЕ СВЯТИТЕЛЯ ЛУКИ, ВОЙНО - ЯСЕНЕЦКОГО, АРХИЕПИСКОПА И ХИРУРГА. - СПб.: Сатис: Держава, 2005. - 527 с. 
Марк Поповский (1922-2004) - писатель, журналист, правозащитник, диссидент, автор биографических книг об учёных, исторических романов, очерков, встречался с владыкой Лукой в конце его жизни в 1957 году. Данную книгу он написал в 1970-75 годах. Однако свет она увидела лишь в 1979 году в Париже. В России её впервые опубликовал журнал «Октябрь» в 1990 году. 
Книга довольно объёмная. Мы уделим внимание тем местам, где речь идёт о Енисейском периоде ссылки святого Луки. 
Он находился в Енисейске всего два месяца в 1924 году. Но за это короткое время он заслужил уважение, авторитет у горожан. Сделал несколько удачных операций. Особенно запомнились енисейцам глазные операции. После этого к священнику-врачу хлынули горожане и крестьяне из соседних деревень. Не отказывал он в помощи самым сирым и убогим, не брал ничего за лечение. 
Заняв на Ручейной улице (ныне Фефелова) в двухэтажном доме Забоевых просторную квартиру с гостиной, епископ начал по воскресеньям и праздничным дням совершать богослужения, затем стал служить и в закрытых храмах. Как епископ он постриг двух монахинь под именами Лукия и Валентина и рукоположил монаха Христофора в иеромонаха. 
Несколько раз епископ Лука выступал с проповедями, пытался урезонить, пристыдить разрушителей храмов. Потом принял участие в публичном, многолюдном диспуте с молодым медиком-атеистом. 
Растущая популярность Луки раздражала городских начальников. Были недовольны и некоторые местные медики, у которых Валентин Феликсович «отбил клиентуру». В результате он был арестован и под конвоем выслан ещё на несколько сот километров южнее, на Ангару. 
Но уже через три месяца по приказу вернулся в Енисейск. 
Те, кто сослал епископа Луку в глухомань, на Ангару, полагали, что наголодовавшись, намучившись, он вернётся обратно более покладистым. Однако после того, как Лука, отслужив литургию архиерейским чином, посвятил в сан священника псаломщика Николая Тюрнева, терпение большевистских чиновников иссякло. От непослушного Епископа надо было избавиться. Оставить в Енисейске? Ни в коем случае! В Туруханск его, в Курейку, на Диксон!
Так закончилось кратковременное пребывание святителя Луки в городе Енисейске. 

Одним из замечательных енисейских священников был отец Василий - Василий Димитриевич Касьянов (1817-1897). Он родился в семье, где отец, брат, дед, прадед, и прапрадед были священниками Троицкой церкви села Пировское Енисейского округа. В той же церкви семилетний Василий стал служить алтарником. 
После окончания Иркутской семинарии он приступил к службе в Енисейске, первоначально в уездном училище, затем был рукоположен во диаконы, а через неделю во иереи. Молодой священник сразу же был направлен в Христорождественскую церковь Иверского девичьего монастыря, где прослужил 18 лет. При нём прекратилась распря между женским монастырём и приходом из-за Христо-Рождественского храма. И добрые отношения монахинь и прихожан не нарушались. 
В 1857 году Василий Касьянов был произведён в протоиереи и переведён в Красноярск в Воскресенский собор. Прощание отца Василия с монахинями, прихожанами церквей, учащимися и преподавателями уездного училища, городским обществом было сердечным, длилось несколько дней. Ведь его уважали и любили. 
В дальнейшем протоиерей Василий играл важную роль в епархиальной и церковно-общественной жизни Енисейской губернии. Он длительное время возглавлял епархиальную констисторию и являлся первым помощником занимавших Енисейскую кафедру архиереев. 
После назначения Касьянова В.Д. цензором «Енисейский епархиальных ведомостей», в них стали печататься научные исследования и наиболее содержательные статьи священнослужителей. 
Высоко образованный, культурный, добрый, сострадательный протоиерей Василий пользовался авторитетом, уважением всех слоёв общества. Общался с многими священниками епархии и со значительными светскими лицами губернии. Своё прозвище «вселенского протоиерея» отец Василий получил за обширную переписку со многими известными людьми губернии, России. В год им было получено 600 писем. 
Десятки лет своей жизни священник Василий Касьянов вёл дневники, часть которых сохранилась и была опубликована в 2012 году: 

КАСЬЯНОВ ВАСИЛИЙ ДИМИТРИЕВИЧ, ПРОТОИЕРЕЙ. ИЗ ДНЕВНИКОВ 1870-1897 гг.: В двух книгах. Кн.1-2. / Автор-сост. А.В. Броднева; Музейно-просветительский центр духовной культуры Красноярского края «Касьяновский дом». - Красноярск: ООО Издат. Дом «Восточная Сибирь», 2012. 
Кн.1. Касьянов В.Д. Из дневников. / Вступит. статья А.В. Бродневой «Жить не по лжи». Васлий Дмитриевич Касьянов летопись нравов сибирского общества (1870-1879). - 702 с.: ил. 
Кн.2. Приложение. [Автобиография протоиерея В.Д. Касьянова]. Указатель исторических названий. Комментарии исторических событий летописи. 622.с.: ил. - Список лит.: С.617-621. 

В дневниках отражена не столько частная сколько общественно - церковная жизнь священника. В предисловии автор - составитель книги называет её «Летописью нравов сибирского общества». Огромное количество персонажей, событий, метеорологических данных, географических мест проходит перед читателями, показывая этим свидетельство прошлого, знакомя с нравами общества второй половины ХIХ века. 
За четыреста лет их было много (монахов, казаков, священнослужителей, купцов, простых мирян), кто упорством, несгибаемой волей, верностью, трудами создавали храмы, горели в огне, оберегали от поругания христианские святыни, воздавали молитву Богу, восстанавливали церкви, несли свет православной веры. Благодаря им построен город, храмы, возрождается православие на Енисее. Помяним всех почивших енисейцев. Светлая им память и благодарность. 

С праздником город Енисейск! С праздником, енисейцы! 
С праздником, православные! Слава Тебе, Господи, слава Тебе! 

Иформацию подготовила ВАЛЕНТИНА ХЛЕБОВА

Поделиться