Храм
Святого Иоанна Предтечи
в Красноярске

ПРАЗДНИК ОБНОВЛЕНИЯ ЖИЗНИ

Успение Пресвятой Богородицы ежегодно отмечается Православной церковью в августе. Дата этого события неизменна - 28 августа по новому стилю. 
Успение отмечается и католической церковью. 
Это праздник мирного ухода из жизни святой Девы Марии. 
В христианской церкви праздники в честь Девы Марии более позднего происхождения.

V век - Эфесский собор в 431 году и Халкидонский собор в 451 году и только после этих событий христианская церковь обратила внимание на личность Марии. 
В похвальной речи Феодора Петрского преподобному Феодосию Великому (ок. 530 года) говорится, что в палестинских монастырях ежегодно с большой торжественностью совершается память Богородицы, о собственно празднике Успения в греческой Церкви достоверные известия начинаются лишь с конца VI века. 
Наиболее раннее упоминание о событии успения Марии среди авторов, подписавшихся собственным именем, — у Григория Турского (к. VI века) в сочинении «О славе мучеников», пересказавшего апокриф «Псевдо-Мелитона Сардийского»: 
« Когда Мария была при конце Своего поприща земного, собрались по божественному внушению все апостолы из всех стран в Ее дом иерусалимский. Вот тогда явился Иисус со Своими ангелами, взял душу от Нее и передал ее архангелу Михаилу. Апостолы перенесли бездушное тело на следующее утро в гробницу. И пока они там стояли, опять внезапно появился Господь, взял тело в облако и принес его в рай, где душа опять с ним соединилась…». 
В этот день все апостолы, словно чудом, оказались в Иерусалиме, чтобы проститься с Богоматерью.
В разных источниках могут встречаться данные, отличные друг от друга, но полагают, что весть о скорой кончине принес Пречистой Деве архангел Гавриил. Он же наставлял Деву Марию не бояться пройти по этому пути, так как ее ждут Небеса и вечная жизнь души". 

Праздник православный, посвящённый воспоминанию кончины (успения) Божией Матери принадлежит к числу двунадесятых. Согласно церковному преданию, в этот день апостолы, проповедовавшие в различных странах, чудесным образом собрались в Иерусалиме, чтобы проститься и совершить погребение Девы Марии. 

Иерусалимская, Русская, Грузинская и 
Сербская православные церкви, а также Украинская грекокатолическая церковь, старообрядцы и некоторые иные празднуют Успение 15 (28) августа. 

О событиях Успения и погребения Богородицы известно миру из поздних апокрифов:
«Сказание об Успении Богородицы» Псевдо-Иоанна Богослова (конец V, или начало VI века);
сирийский апокриф «Исход Марии Девы» Псевдо-Мелитона Сардийского (конец V, или начало VI века);
«Письмо Псевдо-Дионисия Ареопагита к Титу»;
«Слове Иоанна, архиепископа Солунского» (VII век);
«Коптское сказание об исходе» (VII век), «Латинское сказание об исходе „W“» (VII век);
«Армянское сказание об исходе» (VII век), «сказание Псевдо-Иосифа Аримафейского» (VII век);
«История Евфимия» (VII век). 
Один из таких апокрифов помещён в «Истории Церкви» Никифора Ксанфопула. Перечисленные апокрифы отличаются друг от друга содержанием. 
Всего известно не менее 70 различных апокрифов, написанных на самых разных языках (греческий, сирийский, коптский, латинский, ирландский, армянский, арабский, эфиопский, грузинский, славянский). 

Материалы для агиографии, гимнографии и иконографии Марии, описывающие подробные обстоятельства кончины Богородицы взяты из апокрифов. 

В фонде библиотеки прихода имеется издание «Жития святых» Димитрия Ростовского в 12-ти томах. Том восьмой включает материал
об Успении Матери Божией. 
К моменту своей смерти Богородица проживала в Иерусалиме, посещала для молитв Голгофу и Гроб Господень. Однажды во время молитвы ей явился архангел Гавриил, сообщивший, что через три дня она «отойдёт ко Христу Богу». Успокаивая Марию, чтобы она была готова к своему смертному часу, архангел возвестил ей: 
«Сын Твой и Бог наш с архангелами и ангелами, херувимами и серафимами, со всеми небесными духами и душами праведных приимет Тебя, Матерь Свою, в небесное царство, чтобы Ты жила и царствовала с Ним бесконечное время». 
В ознаменование своих слов архангел вручил Богородице ветвь райского древа (Димитрий Ростовский уточняет, что это была ветвь от финиковой пальмы), указав нести её перед гробом Богородицы при погребении. 
О полученном от ангела известии Дева Мария сообщила Иосифу Аримафейскому. Желая видеть перед смертью апостолов, она обратилась с молитвой к Богу, и «по повелению Божию, ангелы восхитили разошедшихся с проповедью Евангелия по концам вселенной Апостолов и на облаках принесли их в Иерусалим, поставив на Сионе пред дверями дома, где 
обитала Матерь Божия». 
Простившись со всеми близкими и сделав распоряжение относительно своего имущества, Богородица приготовилась к смерти. Внезапно в горнице заблистал несказанный свет Божественной славы, помрачивший светильники. Те, которым открыто было это видение, пришли в ужас. Они видели, что кровля горницы открыта и слава Господня нисходит с небес, - сам Царь славы Христос со тьмами ангелов и архангелов, со всеми небесными силами, со святыми праотцами и пророками, некогда предвозвещавшими о Пресвятой Деве, и со всеми праведными душами приближался к Пречистой Своей Матери. После этого Дева Мария мирно скончалась». 
Рассказ об отсутствии тела Богородицы во гробе также вошёл в Жития святых святителя Димитрия Ростовского, в Августовскую книгу (8 : 
«…когда святые Апостолы, отвалив камень, открыли гроб, то пришли в ужас: во гробе тела Богоматери не было, — остались одни только погребальные пелены, распространявшие дивное благоухание; святые Апостолы стояли в изумлении, недоумевая, что это значит! Лобызая со слезами и благоговением оставшуюся во гробе погребальную пелену, они молились Господу, чтобы Он открыл им, куда исчезло тело Пресвятой Богородицы? 
Согласно Димитрию Ростовскому, в этот день вечером за трапезой апостолам явилась на воздухе Богородица в окружении ангелов и приветствовала их словами: 
«Радуйтесь! — ибо Я с вами во все дни». 

РОСТОВСКИЙ Димитрий , Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. - Ростовский Димитрий , ЖИТИЯ СВЯТЫХ: Четьи-Минеи, книга 8. 

Учение о том, что Богородица была взята на Небо с душой и телом разделяли, жившие в более позднее время, авторы: Димитрий Ростовский, Иннокентий Херсонский, Игнатий Брянчанинов, Филарет Московский. 
Содержание апокрифа «Cказание об успении Святой Богородицы» вошло в богослужебную практику Православной церкви. 

Фонд библиотеки прихода имеет 44 томное издание из серии "Русская икона: образы и символы", каждый её том посвящён определённому святому или библейскому событию запечатленному на иконах. 
Грядущий Богородичный праздник освящает следующий том этой серии:

Лепахин Валерий Владимирович, Белик Жанна Григорьевна, УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ / В.В. Лепахин, Ж.Г. Белик – СПб.: Метропресс: ООО «Метропресс», 2014 – 76 с.: илл.- (серия «Русская икона: образы и символы») 

Авторы повествуют здесь об иконографии Успения, его духовном смысле и исторических особенностях, погружают 
в мир древнерусской иконописи. Великолепные иллюстрации комментируют тексты Лепахина Валерия Владимировича - это крупнейший историк и исследователь русского искусства, и специалиста по древнерусской иконописи - Белик Жанны Григорьевны. 
Книга увлечёт каждого, кто откроет издание, как знатока древности, так и начинающего изучать древнерусское искусство иконописи и историю православной культуры. 

Приглашаем в библиотеку для знакомства с православной литературой
с 16 до 17 часов по четвергам и субботам.

Поделиться