Храм
Святого Иоанна Предтечи
в Красноярске

СВЕТ ФАВОРСКИЙ - СВЕТ БОЖЕСТВЕННЫЙ: ПРАЗДНИК ХРИСТИАНСКОЙ ЦЕРКВИ

"Преображение Господне — описанное в Евангелиях явление Божественного величия и славы Иисуса Христа перед тремя ближайшими учениками во время молитвы на горе; праздник христианской церкви. Об этом событии сообщают все евангелисты, кроме Иоанна"- Святитель Григорий Палома

Для изъяснения таинства настоящего празднества и уразумения истины необходимо нам обратиться к самому началу нынешнего чтения Евангелия: "И по днех шестих поят Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возведе их на гору высоку едины" (Мф. 17, 1). 

На горе было восемь, но видимы были только шесть: трое - Петр, Иаков и Иоанн, возшедшие вместе с Иисусом, увидели там стоящих с Ним и беседующих Моисея и Илию, так что всех их было шесть; но вместе с Господом, конечно, были и Отец, и Дух Святой: Отец - гласом Своим свидетельствуя, что Сей есть Его Сын возлюбленный, а Дух Святой - воссиявши с Ним в светлом облаке. 
Великое зрелище Света Преображения Господня есть тайна восьмого дня,
т. е., будущего века, имеющего открыться после погибели сотворенного в течение шести дней мира. Господь возвел их на высокую гору одних и преобразился пред ними, то есть, в глазах их. "Что значит - преобразился?", - вопрошает Златословесный Богослов (Златоуст) и отвечает: "открыл, то есть, им нечто из Своего Божества - столько, сколько они могли вместить, и показал в Себе обитающего Бога". Возсиял же оный Неисповедимый Свет и таинственно явлен апостолам и начальнейшим из пророков в то время, когда (Господь) молился; этим показано, что родительницей этого блаженнаго видения была молитва, что блистание происходило и являлось от соединения ума с Богом.

По преданию, праздник Преображения Господня был установлен в Армении в IV веке святителем Григорием Просветителем и первоначально отмечался лишь на христианском Востоке. 
Богослов Михаил Скабалланович: праздник получил начало во время правления императора Маврикия (582—602 годы). 
Самые ранние подлинные беседы на этот праздник – святителя Андрея Критского. Распространению и возвышению праздника способствовала светская власть. 
Каноны на Преображение, написанные преподобными Иоанном Дамаскиным и Космой Маюмским показывают, что в VIII веке в Палестине этот праздник уже существовал. 
Священноинок Симеон в комментарии на Канон Преображения указывает, что сохранился кондак (V-VII веков) на праздник Преображения Господня, созданный неизвестным автором. Заглавный стих и первый икос этого кондака включены в канон Преображения (это 7-ые кондак и икос канона). Автор комментария пишет, что имеются сведения о празднике Преображения, совершаемый 6 августа, был первоначально праздником храма на горе Фавор, куда сходились клир, местные жители и паломники от других храмов и монастырей Иерусалима. 
В Константинополе праздник утвердился при императоре Льве Философе около 900 года. 

Церковь приурочила праздник Преображения ко времени окончания сбора винограда в регионах Средиземноморья, чтобы вытеснить из народного обихода языческие торжества в честь Вакха. На праздник была установлена молитва Богу на освящение плодов нового урожая, хотя этот обычай не связан с богословской и исторической основой церковного праздника. 
На Западе праздник Преображения начал местно отмечаться, по крайней мере, с VIII века. 
В Римско-католической церкви для всеобщего почитания праздник установлен папой Каликстом III в 1457 году в ознаменование победы христианского войска венгерского регента Яноша Хуньяди над турками под Белградом 22 июля 1456 года, что остановило турецкую экспансию в Европу на 70 лет. Известие о победе дошло до Рима 6 августа 1456 года, поэтому на Западе праздник Преображения был перенесён с 14 июля на 6 августа. 
В Ассирийской церкви Востока Преображение Господне празднуется 
6 августа. В Армянской апостольской Церкви праздник Преображения празднуется в 7-ое воскресенье после Пятидесятницы. 

В Православной церкви Преображение Господне принадлежит к числу двунадесятых великих праздников. Возможно, это была дата освящения часовни в IV веке на горе Фавор в честь Преображения Господня. На 40-й день после Преображения всегда празднуется Воздвижение Креста Господня. 
Церковь приурочила праздник Преображения ко времени окончания сбора винограда в регионах Средиземноморья, чтобы вытеснить из народного обихода языческие торжества в честь Вакха. На праздник была установлена молитва Богу на освящение плодов нового урожая, хотя этот обычай не связан с богословской и исторической основой церковного праздника Праздник имеет один день предпразднства и семь дней попразднства. Отдание праздника совершается 13 августа (26 августа). 

Праздник приходится на Успенский пост. Вечером накануне дня праздника совершается Всенощное бдение . На праздничной Утрени совершается полиелей, читаются каноны выдающихся песнописцев-богословов – прп. Иоанна Дамаскина и прп. Космы Маюмского. В день праздника совершается Литургия. Цвет богослужебных одежд в этот праздник — белый, символизирующий в этот день божественный нетварный фаворский свет. 

В народной традиции восточных славян Преображение называется Вторым Спасом или Яблочным Спасом. Народное название праздник приобрёл по причине того, что, согласно Типикону (послед. 6 августа), в этот день освящается виноград нового урожая и другие плоды, а там, где его нет, — яблоки, после чего их разрешалось употреблять в пищу. Освящение плодов проводится в конце праздничной Литургии и является выражением дара Богу от благословлённой Им природы. 

В стихирах на этот праздник воспроизводится внешняя обстановка этого евангельского события (молитва Христа, сон учеников, явление пророков и т. д.), а также поясняется его внутренняя (символичная) сторона — то, что Христос преобразился для того, чтобы уверить учеников в Своём Божестве и показать, что и человек может «облистать светом очерневшее Адамово естество». 

Формирование традиционной православной иконографии Преображения Господня завершилось к IX веку. На иконах Христос изображается на вершине скалы, но стоит не на, а над ней — как бы парит в воздухе. По бокам от Него — тоже в воздухе — стоят Моисей и Илия. А под скалой изображены апостолы в очень экспрессивных позах — они закрыли свои лица и лежат на земле, не смея взирать в сторону Учителя, от которого исходит ослепительно яркий неземной свет. Одежды Иисуса изображаются сияющими белизной, эта особая белизна описана во всех синоптических евангелиях: «и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. (Мф. 17:2)» 
«Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить (Мк. 9:3) » 
«И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею (Лк. 9:29) » 
Вокруг Христа на иконах изображается мандорла — тёмный нимб, на фоне которого Иисус символически изображается как просфора на дискосе во время литургии. Чем ближе пространство мандорлы ко Христу, тем она темнее, а чем от него дальше, тем больше в ней света. Загустевающая ближе к образу Христа темнота на иконах Преображения и Воскресения отражает православное учение о природе Фаворского света. Мандорла в православной иконографии Преображения — это символ того Божественного мрака, в который вошёл Моисей на горе Хорив, о чём писал Григорий Нисский в сочинении «О Жизни Моисея законодателя». 
Три острых луча, которые протягиваются от мандорлы к апостолам, символизируют "стрелы Божества", о которых говорится в ирмосе четвертой песни канона Преображению Господню Иоанна Дамаскина: 
«Из плоти Твоей исходили стрелы Божества. Поэтому избранные от апостолов и пророков взывали: слава силе Твоей, Господи» 
— Каноны празднику Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Песнь 4-я 2-го канона. 
Моисей и Илия изображаются по обеим сторонам от Христа как сослужащие ему священник и диакон. По толкованию отцов Церкви, Илия, который не умер, но был во плоти взят Господом на небеса, представляет собою мир живых, тогда как Моисей представляет собою мир мертвых. Ученики обычно изображаются испуганными увиденным ими преображением Христа и явлением двух пророков. Однако Пётр может иметь радостное выражение лица в соответствии с его евангельскими словами: 
«Равви! хорошо нам здесь быть». 
На некоторых русских иконах по бокам и снизу от основного сюжета размещены дополнительные вставки — как апостолы с Христом восходят на гору, как Христос поднимает упавших от страха учеников, и как они с Учителем сходят с горы. В более поздних иконах, под влиянием католической традиции, символизм православных иконописных образов утрачивается, Христос изображается в сиянии света, исходящего от его одежды. 
Согласно 48-й главе Типикона, в Православной церкви существует запрет на вкушение винограда и большинства других плодов нового урожая до Преображения Господня: Надо знать о том, что имеем Предание от святых отцов: начиная от праздника Преображения вкушать виноград в тех местах, где он существует. Виноградные гроздья приносим в церковь, и после литургии священник их благословляет. В Православной церкви существует обычай приносить виноград, яблоки и другие плоды на праздник Преображения в храм. 

В отличие от других главных христианских праздников, тема Преображения Христова не нашла широкого отражения в художественной литературе. Преображение зачастую лишь только упоминается в литературных произведениях, но не является их ключевой темой - например, стихи Сергея Есенина и Александра Блока с одинаковым названием "Преображение", эпизод романа «Лето Господне» Ивана Шмелёва или стихотворение «Август» Бориса Пастернака: 
.... 
Вдруг кто-то вспомнил, что сегодня 
Шестое августа по старому, 
Преображение Господне. 
Обыкновенно свет без пламени 
Исходит в этот день с Фавора, 
И осень, ясная, как знаменье, 
К себе приковывает взоры
…. 

В библиотеке прихода имеется иллюстрированное серийное 44 томное издание «Русская икона: образы и символы » с томом, посвященным иконографии праздника Преображения Христова, его истории и богословскому смыслу: 
СОЗЫКИНА Н.Н., ЯЗЫКОВА И.К. ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ. / Н.Н. СОЗЫКИНА, И.К. ЯЗЫКОВА – СПб.: Метропресс: ООО «Метропресс», 2014. -76 с. : илл. - ( серия «Русская икона: образы и символы ») 
Свет Преображения пронизывает всю христианскую культуру. Богословы, архитекторы, художники всех веков вдохновлялись Фаворским светом, каждый по-своему. Авторы книги – специалисты по древнерусскому искусству, опираются в тексте на самые последние научные данные в области иконографии праздника и излагают живо и увлекательно. 
Приглашаем познакомиться с изданием и прочесть! 

Библиотека работает каждый четверг и субботу с 16 до 17 часов.

Поделиться