Храм
Святого Иоанна Предтечи
в Красноярске

СВЯТОЙ ВРАЧЕВАТЕЛЬ ТЕЛ И ДУШ НАШИХ

Лука (Войно-Ясенецкий) (1877 - 1961), архиепископ Симферопольский и Крымский, священноисповедник, в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, родился 27 апреля 1877 году в Керчи, в семье провизора Феликса Станиславовича и его супруги Марии Дмитриевны Войно-Ясенецких. Отец его был ревностным католиком, часто ходил в костел и подолгу молился дома, но своих домашних не принуждал принимать католицизм. Мария Дмитриевна была по рождению православной, хотя в церковь не ходила, молилась дома. По законам Российской империи дети в подобных семьях должны были воспитываться в православной вере. Валентин был третьим из пятерых детей. 

Родители его вскоре переехали в Киев, где он в 1896 году одновременно окончил вторую Киевскую гимназию и Киевское художественное училище. У юноши проявилось художественное дарование, наметилось и направление, проникнутое религиозной идеей. Валентин ходил по церквам и в Киево-Печерскую Лавру, делал много зарисовок богомольцев, за которые получил премию на выставке в училище. Он собирался поступить в Академию художеств, но желание приносить непосредственную пользу народу заставило его изменить свои планы. 
Валентин Феликсович проучился год на юридическом факультете, затем перешел на медицинский факультет Киевского университета.Он учится блестяще. "На третьем курсе, — пишет он в "Мемуарах", - произошла интересная эволюция моих способностей: умение весьма тонко рисовать и любовь к форме перешли в любовь к анатомии..." 
В 1903 году с отличием окончил университет. Невзирая на уговоры друзей заняться наукой, он объявил о своем желании всю жизнь быть "мужицким", земским врачом, помогать бедным людям. Во время войны с Японией, направлен с госпиталем Красного Креста на Дальний Восток и работал в городе Чита заведующим хирургического отделения госпиталя. Здесь Валентин Феликсович познакомился с сестрой милосердия Анной Ланской, которую раненые называли "святой сестрой" и женился на ней. 
С 1905 по 1917 годы работал земским врачом в больницах Симбирской, Курской, Саратовской и Владимирской губернии и проходил практику в Московских клиниках. За это время он сделал множество операций на мозге, органах зрения, сердце, желудке, кишечнике, желчных путях, почках, позвоночнике, суставах и внес много нового в технику операций. В 1908 году он приезжает в Москву и становится экстерном хирургической клиники. 
Во время первой мировой войны в нем пробудилось религиозное чувство, забытое было за множеством научной работы, и он начал постоянно ходить в церковь. Защитил диссертацию, получил степень доктора медицины. Варшавский университет удостоил его диссертацию крупной премии им. Хайницкого и затем получив по конкурсу место главного врача и хирурга Ташкентской больницы, преподает в медицинской школе, преобразованной затем в медицинский факультет. 
Хирургическое искусство, а с ним и известность проф. Войно-Ясенецкого все возрастали. В разного рода сложных операциях он изыскивал и первым применял методы, получившие затем повсеместное признание. Его бывшие ученики рассказывали чудеса об его изумительной хирургической технике. На его амбулаторные приемы больные шли непрерывным потоком. 

Сам он все больше находил утешение в вере. Посещал местное православное религиозное общество, изучал богословие, ближе сошелся с духовенством, принимал участие в церковных делах. Как он сам рассказывал, однажды он выступил на епархиальном съезде "по одному очень важному вопросу с большой горячей речью". После съезда Ташкентский епископ Иннокентий (Пустынский) сказал ему: "Доктор, вам нужно быть священником". "У меня не было и мыслей о священстве, - вспоминал Владыка Лука, - но слова Преосвященного Иннокентия я принял как Божий призыв архиерейскими устами, и минуты не размышляя: "Хорошо, Владыко! Буду священником, если это угодно Богу!" 
7 февраля 1921 года был рукоположен во диакона, 15 февраля - во иерея и назначен младшим священником Ташкентского кафедрального собора, оставаясь и профессором университета. В священном сане он не перестает оперировать и читать лекции. В октябре 1922 года он активно участвует в первом научном съезде врачей Туркестана. В мае 1923 года принял монашество с именем в честь св. апостола и евангелиста Луки, который, как известно, был не только апостол, но и врач, и художник. 
12 мая 1923 года хиротонисан тайно во епископа Ташкентского и Туркестанского. 
В июне этого года был арестован как сторонник Патриарха Тихона. В тюрьме ташкентского ГПУ он закончил свой, впоследствии ставший знаменитым, труд "Очерки гнойной хирургии". Епископ Лука вместе с протоиереем Михаилом Андреевым были отправлены в ссылку на Енисей. Путь лежал через Тюмень, Омск, Новониколаевск (Новосибирск), Красноярск. Арестантов везли в столыпинских вагонах, а последнюю часть пути до Енисейска - 400 километров - в лютую январскую стужу им пришлось преодолеть на санях. В Енисейске все оставшиеся открытыми церкви принадлежали "живоцерковникам", и епископ служил на квартире.
В марте 1924 года был вновь арестован и отправлен под конвоем в Енисейскую область, в деревню Хая на реке Чуне. В июне он снова возвращается в Енисейск, но вскоре следует высылка в Туруханск, где он служит, проповедует и оперирует, а в январе 1925 года его высылают в Плахино - глухое место на Енисее за Полярным Кругом и переводят снова в Туруханск. 
Все многочисленные церкви города Енисейска, и церкви областного города Красноярска, были захвачены обновленцами. Епископ Лука с тремя сопровождавшими его священниками совершал литургию в своей квартире, и даже рукополагал там священников, за сотни верст приезжавших к православному архиерею. 
По окончании ссылки он возвращается в Ташкент, поселяется в домике на Учительской улице и служит в церкви преподобного Сергия Радонежского. Епископ Ташкентский и Туркестанский 25 января 1925 года был вновь назначен на Ташкентскую и Туркестанскую кафедру. 

С ноября 1927 года проживал в Красноярском крае, затем в городе Красноярске, где служил в местном храме и работал врачом в городской больнице. 6 мая 1930 года арестован по делу о смерти профессора медицинского факультета И. П. Михайловского, застрелившегося в невменяемом состоянии. 15 мая 1931 года, после года тюремного заключения, был вынесен приговор (без суда): ссылка на три года в Архангельск. В 1931-1933 годах живет в Архангельске, ведет амбулаторный прием больных. Вера Михайловна Вальнева, у которой он жил, лечила больных самодельными мазями из почвы. Владыку заинтересовал новый метод лечения, и он применил его в условиях больницы. И в последующие годы проводил многочисленные исследования в этой области. Пробыв недолго в Крыму, владыка возвратился в Архангельск, где принимал больных, но не оперировал. 

Весной 1934 года посещает Ташкент, затем переезжает в Андижан, оперирует, читает лекции. Здесь он заболевает лихорадкой папатачи, которая грозит потерей зрения, после неудачной операции он слепнет на один глаз, но совершает церковные службы и руководит отделением ташкентского Института неотложной помощи. В этом же году удается издать "Очерки гнойной хирургии". "Пожалуй, нет другой такой книги, - писал кандидат медицинских наук В.А. Поляков, - которая была бы написана с таким литературным мастерством, с таким знанием хирургического дела, с такой любовью к страдавшему человеку". 

13 декабря 1937 года - новый арест. В тюрьме владыку допрашивают конвейером (13 суток без сна), с требованием подписать протоколы. Он объявляет голодовку (18 суток), протоколов не подписывает. Следует новая высылка в Сибирь. С 1937 года по 1941 жил в селе Большая Мурта Красноярской области. Началась Великая Отечественная война. В сентябре 1941 года, по личному заявлению М. И. Калинину, владыка был доставлен в Красноярск для работы в местном эвакопункте - здравоохранительном учреждении из десятков госпиталей, предназначенных для лечения раненых. Лечил с молитвой - со скальпелем в руке и крестом на груди. После операции шёл в Николаевскую кладбищенскую церковь и на богослужение. Святитель Лука был вскоре возведен в сан архиепископа. 27 декабря 1942 года его назначили на Красноярскую кафедру.

Наш удивительный Святитель Лука включен в состав Собора святых Красноярской метрополии и в день его памяти вместе с ним, чтят шестнадцать почитаемых на Приенисейской земле подвижников.

Книги о святителе Луке Войно-Ясенецком можно почитать в библиотеке прихода и взять на дом.
Мы работаем каждый четверг и субботу с 16 до 17 часов.