Храм
Святого Иоанна Предтечи
в Красноярске

СИБИРСКИЕ СВЯТЫЕ ЗЕМЛИ ЕНИСЕЙСКОЙ СПРАВКА.

Собор Сибирских святых это праздник в честь святых православных подвижников Сибири, празднование которому в Русской православной церкви совершается 10/23 июня в день памяти святителя Иоанна, митрополита Тобольского и всея Сибири чудотворца, и установлено в 1984 году в связи с подготовкой к празднованию 1000-летия Крещения Руси по благословению патриарха Пимена. 

Первое богослужебное празднование было совершено в этот год в Покровском храме Тобольска. В канун праздника епископ Омский и Тюменский Максим (Кроха) у раки с мощами святителя Иоанна Тобольского прочёл акафист святому, и освятил икону Собора Сибирских святых, написанную иконописцами мастерской Московской Патриархии. 
Лики и ростовые изображения святых Собора расположены в четыре ряда. 
В состав Собора Сибирских святых включены архимандриты, епископы, сподвижники, митрополиты, мученики, праведные, блаженные и юродивые. Всего было более 30 имен, в том числе туда вошли святители Собора Красноярских святых. 

О житийной и другой литературе про Святителя Луку Войно-Ясенецкого и праведного Феодора Козмича Томского мы делали публикации в дни их памяти. В сей праздник хочется рассказать о житии святаго мученика Василия Мангазейского и преподобного Даниила Ачинского и книгах о них. 

СВЯТОЙ МУЧЕНИК ВАСИЛИЙ МАНГАЗЕЙСКИЙ ЧУДОТВОРЕЦ родился около 1583 года в Ярославле, в семье небогатого горожанина. В юном возрасте святой Василий был взят неким предприимчивым купцом на место управляющего продажей своих товаров в заполярный сибирский город Мангазею. В то время (конец XVI в.), Мангазея переживала расцвет как центр торговли и колонизации на русском Севере, затем город запустел и в конце XVII века прекратил свое существование. 
Святой Василий исправно исполнял свои обязанности управляющего.
От природы кроткий и смиренный, с детских лет исполненный страха Божиего, он пользовался добрым расположением окружающих. Все свободное от работы время Василий проводил в храме за Богослужением, часто и подолгу молился дома. В 19 лет тяжелое испытание привело его к мученическому венцу. 
Однажды святой Василий молился в храме, хозяин обнаружил, что воры разграбили его лавку. Недоверчивый и сребролюбивый хозяин заподозрил и обвинил святого Василия в соучастии в преступлении, и подверг его ругательствам и побоям. Неповинный юноша не утратил своей кротости и на все смиренно отвечал мучителю: «Истинно ни что же от имения твоего взях». Тогда хозяин отвел святого Василия к городскому воеводе, перед которым очернил его как преступника. Воевода подверг святого Василия новым пыткам, но он снес их терпеливо и безмолвно. Раздраженный молчанием святого Василия, купец пришел в ярость и по наущению лукавого ударил мученика связкой амбарных ключей. От этого удара святой Василий скончался (+ 4 апреля 1602 года). 
Тело святого было положено в гроб и предано земле, без должного христианского погребения. Прошло почти полвека. В 1649 году мангазейский стрелец Степан Ширяев заметил, что на погорелом месте близ храма в земле обнажилась верхняя часть неизвестного гроба. На него была положена судовая доска, но ее переломило гробом, вышедшим из земли. Тогда на этом месте поставили часовню. 
Вскоре некоторые больные, с верой притекавшие к помощи неведомого угодника Божия, получили исцеление, что засвидетельствовано письменно. Дошедшие до нас списки "Жития святого Василия Мангазейского" сообщают об обильных чудотворениях, совершенных по молитвам к нему: святой Василий помогал заблудившимся путникам и охотникам, исцелял расслабления, слепоту и другие недуги, сохранял малодушных от самоубийства. 
Мангазейскому охотнику Григорию Каратаеву открылось имя новоявленного чудотворца. Воевода Степан Карсаков послал архиепископу Тобольскому Симеону списки чудес святого Василия. Архиепископ препроводил эти списки в Москву до царя, но они затерялось.... 
Но вскоре было произведено освидетельствование мощей святого Василия. 
В 1670 году строитель Троицкого Туруханского монастыря иеромонах Тихон после бывшего ему видения совершил с крестным ходом перенесение мощей святого Василия из Мангазеи в свою обитель. В Туруханске почитание святого Василия еще более усилилось.
(«Мангазея» ныне это территория Тюменского севера и Красноярского края). 

Летом 1719 года мощи святого Василия были перенесены из старого и тесного храма во имя Пресвятой Троицы в новый храм - в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, против раки с мощами святого Василия, был поставлен его образ, написанный послушником Тобольского митрополита иконописцем Лукой, спасенным когда-то святым Василием от потопления ( 1679 г). Митрополит Филофей написал канон, составил несколько списков Жития святого Василия и три службы ему. 
Мощи святого Василия были сокрыты под спудом, в земле монастырской ограды; над этим местом построили часовню. В 1788 году устроили особое надгробие. Все это время местное почитание святого Василия практически не прекращалось, молились святому и как покровителю охотников. 
Память святому Василию Мангазейскому - 10 мая, в день торжества перенесения мощей святого из Мангазеи в Туруханск и 22 марта - в день особого празднования тезоименитства св.Василию Анкирскому (+4 в.). 
В XIX веке почитание Василия Мангазейского в Сибири ширилось.
В Енисейске, Туруханске, Красноярске распространились иконы святого, среди населения Енисейского Севера бытовали «большие деревянные складни, некоторые в металлических ризах".
ИСТОЧНИКИ: Основные сведения о святом - его житие в пяти редакциях связано с туруханским Мангазейским во имя Святой Троицы мужским монастырем.
Первая редакция - «Список с явления чюдотворца Василия Мангазейского города» - создана при участии иеромонаха Тихона (около1670 г.) и содержит описание тринадцати чудес, связанных с перенесением мощей святого. 
Список «Сия чюдеса новоявленнаго Мангазейскаго святаго великомученика и чудотворца Василия. Еже содеяшася в последнем роде нашем русскаго Православия, в словенском нашем языце, в Сибирских краех» (конец XVII в.) дополнен описанием чудес, совершившихся в 1649-1669 годах, рассказом о событиях 70-х годов XVII века и чудесах 1691-1692 годов. 
Две редакции, литературно обработанные жития святого, были созданы в XVIII веке: самая подробная, основанная на ранних источниках - «Повесть о блаженном Василии Мангазейском и о начале Туруханского Троицкого монастыря» (с описанием чудес 1719 года, опубликовано в «Иркутских Епархиальных Ведомостях»). 
В XVIII веке составлено «Сказание о проявлении мощей в Сибирстей стране, во граде Мангазейску новаго страстотерпца и мученика Василия, Мангазейского чюдотворца» (1717 год). 
«Новая редакция» - «Житие и страдание мученика Василия Мангазейского» (опубликовано в «Иркутских Епархиальных Ведомостях») - составлена игуменом Туруханского монастыря Илиодором (1850-1864 годы ). 
Краткие сведения о Василии Мангазейском содержатся в деле о «самовольном» открытии «черным попом» Тихоном в 1670 году мощей святого и перенесении их в Туруханский монастырь (1671 год). 

СВЯТОЙ ДАНИИЛ АЧИНСКИЙ, Делиенко [Дёмин] Даниил Корнилиевич - 
святой праведный Сибирский и Красноярский, рожден 12 декабря 1784 года - Новые Сенжары Кобелякского уезда Полтавской губернии, в бедной семье казаков, крещен в местной Успенской церкви. 
С января 1807 года служил солдатом, затем - в артиллерии. Участвовал в Отечественной войне 1812 года, был ранен, с русскими войсками вступил в Париж. Из Франции присылал родным на Полтавщину на имя приходского протоиерея письма и денежные переводы. 
Вернулся в Россию в звании унтер-офицера и исполнял обязанности каптенармуса. В батарейной школе обучился грамоте, читал духовную литературу, затем решил принять постриг. 
В 1820 году батарея Даниила Корнилиевича квартировала в Лебедине (ныне Сумская обл.). В августе подвижник посетил родных, рассказал о намерении поступить в монастырь, раздал деньги и часть своей земли близким. По преданию, стал подвизаться в пещере в глухом лесу, посещал хутор Диканька, в Никольском храме молился перед чтимой иконой святителя Николая Чудотворца. 
В начале 20-х годов XIX века отказался от предложенного командиром полка офицерского чина и карьеры, находясь под арестом, в карцере читал Священное Писание и Жития святых. 
9 июня 1823 года решением военного суда «за принятое намерение удалиться от службы для пустынножительства... как упорствующий в своем мнении и не хотящий служить» Даниил лишен воинского звания и направлен в ссылку в Нерчинск; вместе с каторжанами шёл туда в кандалах. 
В 1824 году Тобольской экспедицией Даниил Корнилиевич был определен «на вечные работы» на винокуренный завод (ныне город Боготол, Красноярский край). 
Со смирением трудился на самых тяжелых работах, а ночи проводил в молитве. Даниил Корнилиевич претерпел издевательства от местного пристава Афанасьева, который зимой выгнал подвижника обнаженным на мороз и приказал поливать его водой. Потом пристав тяжело заболел, но раскаялся в злодеяниях и выздоровел по молитвам преподобного. «Бог тебя простит, ибо я... наказания достоин, потому что я - клятвопреступник», - сказал Даниил Корнилиевич. По ходатайству Афанасьева перед губернатором он был освобожден от каторжных работ. 

Даниил поселился в Ачинске, несколько лет жил в келье во дворе купца Хворостова, затем в тесной келье у крестьянина деревни Зерцалы близ Ачинска, которая, по словам инока Парфения, была «совершенный гроб» ... Жил «в совершенном нестяжании», шил одежду для односельчан, помогал соседям по хозяйству. Вкушал ржаной хлеб или картофель с водой, носил железные вериги, обруч и берестовый пояс, который к концу жизни врос в его тело. 
Многие стали приходить к Даниилу как к старцу, стяжавшему дар прозорливости, просили совета и молитв, посетил его и Иркутский архиепископ Михаил (Бурдуков). Когда владыка, уезжая, захотел в благодарность старцу дать денег хотя бы на масло для лампады, тот ответил: «Лампадку для чего мне иметь, когда в душе моей тьма? А когда бывает в душе моей свет, то кольми паче мне нужна лампадка, ибо без того светло и радостно». 
Преподобный сторонился мирской славы, не любил празднословия. 
В «Сказании.... » инок Парфений повествует о чудесах: как-то к Даниилу Ачинскому приехала томская мещанка Иконникова, праздно путешествовавшая по святым местам. Старец встретил ее с гневом: «Что ты, пустая странница, пришла ко мне? Зачем ты бродишь по свету и обманываешь Бога и людей? Тебе дают деньги в Киев на свечку и на молебны, а ты их тратишь на свои прихоти». В Саровской пустыне святой Серафим также обличил Марию: «Зачем ты пошла в Россию? Ведь тебе брат Даниил не велел больше ходить в Россию!.... ступай назад домой». 
Однажды, когда один односельчанин решил заглянуть в окно кельи Даниила, оттуда вырвалось пламя и едва не опалило любопытного. 
«Впредь не испытывай»,- крикнул Даниил Ачинский односельчанину из-за дверей.
Предчувствуя скорую кончину, Даниил Ачинский снял с себя вериги и обруч, чтобы скрыть свой подвиг от людей. 
В январе 1843 года по просьбе духовной дочери, настоятельницы монастыря г. Енисейска игумении Евгении (Стариковой), старец переехал в обитель, где вскоре скончался. За три дня до смерти Даниил Ачинский дал наставление игумении и сестрам. В день кончины Праведного исповедовал священник Василий Касьянов, служивший в храме монастыря, автор жизнеописания преподобного. Игумения Девора, предшественница Евгении, будучи слепой, увидела свет, когда почившего старца несли мимо ее кельи. 

Праведный Даниил Ачинский был похоронен в монастыре, в 1860 году над его могилой в пяти саженях от Рождественского храма была поставлена часовня во имя преподобного Даниила , где служились регулярные панихиды, совершались исцеления. 
В мае 1920 года президиум Енисейского губернского комитета РКП приказал захоронение праведного Даниила Ачинского вскрыть, часовню уничтожить. 
В 2000 году была найдена чугунная плита с могилы праведного Даниила Ачинского, ныне хранящаяся в кафедральном Успенском соборе Енисейска. Там же находится икона преподобного (1989 год).
14 ноября 1999 года архиепископ Красноярский Антоний (Черемисов), провел чин канонизации Даниила Ачинского в лике местночтимых святых (память 16 декабря). Во имя праведного Даниила Ачинского освящена церковь (2001год) на кладбище "Бадалык" Красноярска, ведется строительство храма в г. Ачинск. 
Основные источники сведений о Данииле Ачинском -
«Сказания» о старце насельника афонского Пантелеимонова монастыря инока Парфения (1854), протоиерея Василия Касьянова (1871).
Популярный вариант жизнеописания праведного Даниила Ачинского собирался составить и издать Лев Николаевич Толстой. 

В фонде библиотеки прихода имеется книга нашей прихожанки, Красноярской писательницы и исследователя жизни святого:
МАЙСТРЕНКО, Валентина Андреевна, Отзовись, брат Даниил! По дорогам святых / В.А. Майстренко - Красноярск: Енисейский благовест, 2009. - 256 с., с илл.
В рамках проекта "По дорогам святых", Красноярская журналистка Валентина Андреевна Майстренко, автор ряда документальных книг, написала повесть о своем путешествии по местам жития на Енисейской, Украинской и подмосковной земле Даниила Корнилиевича, праведного Даниила Ачинского. На страницах книги мы встречаемся со многими интересными людьми, знакомимся с повествованием о чудесах по молитвам людей к святому. Подробнее об этой и других книгах данной серии Вы узнаете в наших следующих публикациях.

Материалы подготовлены с использованием:
Православной Энциклопедии - том 7, с. 206-209; том 14, с.104-111.
Жития святых (Четьи-Минеи) Димитрия Ростовского, кн. 1, 3.

Литературу для прочтения можно получить в библиотеке храма, каб.110, 
в четверг и субботу, с 16 до 17 часов.

Поделиться