Храм
Святого Иоанна Предтечи
в Красноярске

ВОЗРОДИТЬ ВЕРУ НА РОДНОЙ ЗЕМЛЕ: ХРАМЫ И ПРИХОДЫ ЕНИСЕЙСКОЙ ЕПАРХИИ

Енисейская епархия была учреждена во второй половине ХIХ века.
Решение об открытии кафедры в Красноярске было подписано императором Александром II по представлению Синода 25 мая (7 июня по новому ст.) 1861 года. По церковному календарю это число приходится на празднование третьего обретения главы Иоанна Предтечи. Значит седьмое июня для нас двойной праздник. 

Во-первых - храмовый праздник , когда чествуем святого пророка Крестителя Господня, и во-вторых это день образования Красноярской епархии. 
Что представляла Енисейская епархия в начале своего существования? Этот вопрос интересен сегодня, он же был поставлен в начале ХХ века перед открытым Енисейским Церковно - Историко - Археологическим Обществом, которое провело историко - статистическое изучение епархии, в результате которого сто три года назад был подготовлен справочник: 

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ПРИХОДОВ ЕНИСЕЙСКОЙ ЕПАРХИИ: [Справочник]. - Репринтное воспроизведение издания 1916 г., Красноярск. - Красноярск: КО РФК ХТО «Краевед», 1995. - 243 с. 

Книга является репринтным воспроизведением издания 1916 года. Материал справочника расположен в соответствии с территориальным делением Енисейской губернии: 
Красноярск и Красноярский уезд; Канский уезд; Ачинский уезд; Минусинский уезд; Енисейский уезд; Туруханский край. Выделена отдельная глава о красноярском Богородице - Рождественском соборе, не имевшем своего прихода.
В приложении указаны краткие сведения о храмах, открытых во время составления и печатания справочника. В книгу не вошли сведения о монастырях и монастырских храмах епархии. 
Всего представлено 310 приходов епархии с характеристикой каждого. Несмотря на краткость повествования, представленный материал очень ценный, эксклюзивный. 

О каждом приходе даются сведения следующего содержания: время 
и обстоятельства его основания; географическое положение сёл, деревень, входящих в состав; наличие в населённых пунктах школ, почтовых отделений, железной дороги, врачебного пункта, кинематографа, читальни и др. важных мест; состав населения (коренные сибиряки, инородцы, ссыльные, переселенцы), его основные занятия; краткий религиозный состав населения (православные, католики, иудеи, магометане, раскольники-староверы); количество прихожан мужского и женского пола; характеристика зданий церквей, молитвенных домов, часовен; особо почитаемые святыни, иконы; наличие ценной церковной утвари, старинных Богослужебных книг; особенности и традиции прихода; наличие библиотеки, причтовых домов, богаделен, земли; состав приходского штатного притча, его характеристика, жалованье священства; доходы церкви, наличие церковного попечительства. 
Таким образом, в книге дана не только история храмов, но и история населённых пунктов, история Красноярской земли. 
К сожалению, об Иоанно-Предтеченской церкви при Архиерейском доме нет подробных сведений. Есть лишь перечень домовых, военных и кладбищенских церквей города Красноярска (таковых десять), куда 
и вошёл этот храм. 

Вместе с тем в справочнике можно узнать много интересных фактов из истории храмов Енисейской епархии. Обратимся к некоторым из них. 
В Троицко-Заводском храме, что близ села Тасеевского, «есть две чтимые иконы: св. Николая Чудотворца и св. Предтечи Крестителя Господня Иоанна. Икона св. Николая покрыта серебряной ризой весом 80 зол. и осыпана мелкими камнями в количестве 930 штук. Ежегодно 
9 мая бывает с нею крестный ход из храма в Култук за 12 вёрст, на место явления этой иконы». «Икона св. Крестителя Господня Иоанна ... в серебряной ризе весом в 15 фун. 20 зол. Живопись ХVII столетия». 
Церковная библиотека Ачинского Богородице-Казанского храма «состоит из 538 томов. В ризнице церкви хранится св. Евангелие печати 1657 года и постная триодь 1656 года. 
Особым почитанием у прихожан пользуется древняя икона Казанской Божией Матери, написанная в ХVIII столетии и по преданию найденная на том месте, где построен теперешний Казанский храм». 

В одном из старейших Михалевском Николаевском приходе, что на реке Тасеевой Канского уезда, «пользуется особым благоговейным поклонением образ святителя Николая Чудотворца, почитаемый народом за явленный и чудотворный. Предание говорит, что он появился на речке против того места, где впоследствии выстроена церковь». 
Церковная летопись Балахтонского Покровского прихода (Ачинского уезда) свидетельствует о пожаре в церкви, случившемся из-за грозы. «При этом был убит молнией маляр, работающий в церкви, поселенец Филипп Иванов, который выкрасив крышу, богохульствовал и говорил, что ни одна капля дождя не упадёт на выкрашенную крышу. Вдруг, несмотря на ясный день, выдвинулась туча, разразилась гроза, и Иванов был убит молнией». 
Много свидетельств есть о крестных ходах, которые совершались с чтимыми иконами, например: св. князя Александра Невского (Иланский Александро-Невский приход); Тихвинской Божией Матери (Верхне-Кужебарский Покровский приход Минусинского уезда); св. Мученицы Параскевы (часовня Браженского Петро-Павловского храма и Агинская Николаевская церковь Канского уезда) и других. 

Конечно, данный справочник востребован историками, архитекторами, краеведами. 
Рядовому читателю, неравнодушному к истории своего края, он тоже будет любопытен и полезен. 

Мне особенно было интересно читать о приходах, которые размещались на территории района, где я жила или живу сейчас. Ведь, изучая историю храмов, узнаёшь историю поселений, конкретных людей; узнаёшь, как жили земляки, какие святыни мы утратили. И самое главное - понимаешь, что обо всём этом надо помнить, чтоб возродить веру на родной земле. 

Историю создания справочника смотрите: 
https://docplayer.ru/33995046-100-let-nazad-vyshel-v-.. 

В читальном зале можно познакомиться со Справочником каждые четверг и субботу с 16 до 17 часов. 

Информацию подготовила ВАЛЕНТИНА ХЛЕБОВА

Поделиться