Храм
Святого Иоанна Предтечи
в Красноярске

ЛАУРЕАТЫ ПАТРИАРШЕЙ ПРЕМИИ ГОВОРЯТ О ЛЮБВИ К РОДИНЕ СПРАВКА

Патриаршая литературная премия учреждена Священным Синодом в 2009 году с целью поощрения писателей, внесших 
существенный вклад в утверждение духовных и нравственных ценностей
в жизни современного человека, семьи и общества, создавших высокохудожественные произведения, обогатившие русскую литературу. Эта премия не имеет аналогов в истории Русской Православной Церкви и других Поместных Православных Церквей.

Ранее лауреатами Патриаршей литературной премии стали: 
2011 год - Владимир Крупин; 2012 год - Олеся Николаева и Виктор Николаев; 2013 год - Алексей Варламов, Юрий Лощиц и Станислав Куняев; 2014 год - священник Николай Агафонов, Валентин Курбатов и Валерий Ганичев; 2015 год - Юрий Бондарев, Юрий Кублановский и Александр Сегень; 2016 год - Борис Екимов, Борису Тарасов и священник Николай Блохин; 2017 год - Виктор Лихоносов, Борис Споров и священник Ярослав Шипов; 2018 год - Владимир Костров, Константин Ковалев-Случевский, Виктор Потанин. 

Накануне празднования памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия - просветителей славян, и Дня славянской письменности и культуры, 23 мая сего года, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил церемонию избрания и награждения лауреатов Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве. Лауреатами Патриаршей литературной премии 2019 года стали Дмитрий Володихин, Александр Стрижёв и наш земляк Михаил Тарковский.
Что объединяет лауреатов этого года? Они – каждый на своем месте, в своей области – делают для родной страны и для родной культуры то, 
что в их силах. 

Дмитрий Михайлович ВОЛОДИХИН известен как профессиональный историк, замечательный писатель, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова. Автор нескольких исторических романов, Володихин всегда строго следует исторической правде. Но однажды, решив написать о Москве изучая материал, писатель понял - древнейшая история Белокаменной — не просто совокупность фактов, а настоящий лиричный и поэтический... миф! Первые московские письменные документы — летописи — появились лишь спустя два века после того, как «град Москов» стал заметен на политической карте древней Руси. Это значит, что взгляд на возникновение древнего города на семи холмах уже тогда имел необыкновенную широту и возможно, даже художественную. На эту тему Дмитрий Володихин размышляет в своей книге - «Московский миф». 
Что значат в жизни человека книги? Особенно художественные произведения, созданные на родном ему языке? И что значит знание или забвение родного языка, родной речи? 
В рассказе «Слишком человеческое» Дмитрий Володихин показывает читателям, что могло бы быть со страной и человеком, если бы история пошла по-другому, если бы была взята Москва и победил фашизм… После встречи с одним из известных фашистов русский подросток проникается 
его идеями, фашист становится для него образцом, его идеи воспринимаются как правильные, определяют путь выросшего мальчика, теперь уже молодого человека. Фашизм калечит сердца и умы, как победителей, так и побежденных. 
Дмитрий Володихин показывает, что происходит с совестью, стремлениями, умом молодого человека, мечтающего теперь достичь уровня «слуги 1-го класса», показывает, как старательно он стремится отказаться от «слишком человеческого», уничтожить его. В числе того, что он готов теперь отдать на уничтожение ( за награду), книги. Когда-то, еще до веры в фашистскую идеологию, молодой человек Иван, ставший теперь Вильгельмом, вместе с любимой девушкой Катей спрятали в тайнике небольшую стопку русских книг – классики. Они старались уберечь их, так как эти книги были бы уничтожены фашистскими властями, если бы были найдены. 
Герой Дмитрия Володихина знает, что для той власти русская классика – запретные книги. Знает, что их почти не осталось, многое уничтожено. 
Но то, что они редки, греет его надежды на награду, если сдать книги властям. Вильгельма не останавливает, что тайник они делали с Катей, 
что это их общие книги, не останавливает и то, что Катя тайно читает их. Стремление выслужиться перед фашистским начальством затмевает все. Он готов отказаться от родного дома, от родителей, от чувств к Кате, от 
книг на родном языке… Даже родной язык он стал забывать. Он не может правильно прочитать имена авторов книг, которыми еще совсем недавно дорожил. И это тоже свидетельство его предательства и нравственного падения. 
Отношение к лучшим произведениям, созданным на родном языке, отношение к книгам – это лакмусовая бумажка, способная показать нравственный уровень человека. Об этом говорит читателю Дмитрий Володихин. 

Александра Николаевича СТРИЖЁВА мы знаем как образованного, разностороннего, компетентного в разных областях человека - русского писателя, литературоведа и историка русской культуры; библиографа. 
Пока о Церкви, о духовности нельзя было говорить открыто, в своих фенологических очерках А.Н. Стрижёв напоминал читателям о христианской духовности, вплетая это в рассказы, очерки, наблюдения о природе и ее изменениях. Когда стало возможно говорить о христианстве больше, он стал писать о русских духовных писателях, о православной педагогике. Человек стремится в дальние страны: повидать что-то экзотическое, необычное. Но не замечает что есть в его родных краях.
Александр Стрижёв много сделал для того, чтобы помочь людям по-настоящему увидеть, узнать родную природу. Он не устает напоминать, что роль живой природы как наставника важна и неоценима для взрослых и детей. Для детей особенно: «И уж совсем велика радость узнавания у детей – этих неустанных «почемучек», которым тайны природы открываются не сами по себе, а только с помощью взрослых. Совершать фенологические прогулки, вообще-то говоря, под силу каждому родителю». 

Александр Стрижёв не только дает общие рекомендации, но и предлагает конкретные советы, как лучше знакомить юного человека с природой: «Спокойный, ненавязчивый тон бесед, предоставление ребенку значительной самостоятельности в выборе тем разговора, покровительственное отношение к животным и растениям – такое общение с природой становится для ребенка притягательным, неизгладимым. Иногда лишь оброненная фраза запоминается ему надолго, потому что прогулка как бы обостряет интерес ко всему… Разумеется, во время фенологической прогулки ни один интересный вопрос не следует оставлять без ответа. Но еще важнее, пожалуй, уметь поддерживать в детях радость открытия или находки». 
Александр Николаевич Стрижёв немало сделал и для того, чтобы заново открыть для современников те страницы родной культуры, которые были какое-то время под запретом или оставались неизвестными. Он писал о святых, о русских духовных писателях, в то же время он автор очерков о писателях-натуралистах. Вклад Александра Стрижёва в культуру по-настоящему многогранен. 

Михаил Александрович ТАРКОВСКИЙ родился в 1958 году в Москве. Окончил Московский государственный педагогический институтпо специальности "география и биология". Затем работал на Енисейской биостанции в Туруханском районе Красноярского края. С 1986 года - охотник-промысловик в селе Бахта Туруханского района. Внук поэта Арсения и племянник режиссёра Андрея Тарковских. 
В 1991 году в Московском издательстве «Терра-Тек» была издана книга стихов. Рассказы, стихи и повести Михаила Тарковского публиковалась в журналах «Новый мир», «Юность», «Москва», «Наш современник», а также «Алтай», «Енисей» и др. Михаил Александрович - Лауреат литературной премии им. В. М. Шукшина (2016). Главный редактор альманаха «Енисей». Член Союза писателей России. 

Мы знаем Михаила Тарковского как прозаика, поэта, публициста, как человека, стараниями которого на русской земле появился еще один храм. Произведения Михаила Тарковского ценны тем, что заставляют читателей вспомнить, подумать о самом главном, об основах, на которых стоит наша жизнь. Его герои не боятся быть не такими, как большинство. Они не хотят просто плыть по течению, бездумно веря тому, что говорят с экранов, пишут на страницах газет, журналов, в интернет-изданиях и блогах. Это люди, которые не ленятся размышлять сами, и выводы их нередко не совпадают
с тем, как сейчас «принято» думать. 

Учитель Сергей Иванович из его повести «Полет совы» в разговоре с коллегами эмоционально убеждает их: «Ведь есть же вещи главные и элементарные! Основы любой цивилизации! Ведь только в американских фильмах побеждает одиночка – полное вранье, и все прекрасно знают, что побеждает дружная слаженная семья! Поэтому фундаментальные основы- народность, семейность, ответственность за свою землю, православное сострадание, любовь ко всему этому, – я повел рукой, – что с детства вокруг, что в наших книгах!.. И добро, наконец!». 
В повести Михаила Тарковского есть удивительный по своей краткости и точности совет, который можно было бы дать любому человеку в нашей стране, который делает важный выбор, сомневается в чем-то: 
«Всегда представляйте наших предков… Что они скажут…» 
Ощущение своей ответственности, как перед предками, так и перед потомками – важнейшая составляющая совести человека и его подлинной порядочности. Это должно бы стать безусловной нравственной нормой. И ею нужно руководствоваться как в судьбоносных решениях, так и в повседневных мелочах... И человеку стыдно перед предками, совестно перед потомками, но «отменить» сделанное когда-то он не может. Особенно горько, когда это что-то разрушенное, не сохраненное из прошлого в будущее, выброшенное по недостатку ума и опыта «за ненадобностью». 

Произведения Михаила Александровича Тарковского размещены на сайте "Журнальный мир"": http://журнальныймир.рф/avtor/tarkovskiy-mihail 

Лауреаты Патриаршей литературной премии 2019 года еще раз напоминают современникам: надо любить свою Родину, любить свой народ, не отказываться от своих корней, знать свою историю и передавать эти знания следующим поколениям.

Информация от библиотекаря прихода - Ирины Колосовой

Поделиться