Храм
Святого Иоанна Предтечи
в Красноярске

АСКЕТИЧЕСКИЙ ПИСАТЕЛЬ ИГНАТИЙ БРЯНЧАНИНОВ: СПАСЕНИЕ ВНЕ ПРАВОСЛАВИЯ НЕМЫСЛИМО

Брянчанинов Дмитрий Александрович родился 5 февраля ( ст.стиль)1807 года в селе Покровское Вологодской губернии в дворянской семье, был старшим из девяти детей четы Брянчаниновых, род которых восходит к сподвижнику великого князя Димитрия Донского. Некогда близкий ко двору отец Димитрия (свт. Игнатия) ко времени рождения сына был небогатым помещиком, но в его родовом имении содержал приходское училище, где обучались крестьянские дети. Среди братьев и сестер Игнатий выделялся многими способностями к языкам, хорошо рисовал, пел, играл на скрипке, а ещё - серьезностью, глубоким и искренним благочестием. Он часто посещал церковь и подолгу молился дома. Изучал Основы богословия. Его любимым чтением тогда было «Училище благочестия», содержащее описание деяний святых и их изречения.

Уже в юные годы Игнатий осознал различие своих устремлений и среды, в которой жил: «Детство мое было преисполнено скорбей... Я не имел, кому открыть моего сердца: начал изливать его пред Богом моим, начал читать Евангелие и жития святых...» (Плач мой.-Полн.собр. творений т. 1.). Отец же готовил старшего сына к военной и придворной карьере, а он желал стать монахом. 

В 1822 году Димитрий (свт.Игнатий) поступил в Главное инженерное училище. Благодаря успехам в учебе скоро стал известен генерал-инспектору Инженерных войск великому князю Николаю Павловичу, в ведении его находилось училище, и был определен пансионером. Все время обучения Димитрий (свт Игнатий) оставался первым учеником, пользовался благосклонностью императора Александра I и в декабре 1824 года был произведен в чин инженер-прапорщика. В то же время Димитрий (Игнатий ) сблизился с монахами Валаамского подворья в Санкт-Петербурге и с прп. Львом (Леонидом Наголкиным), а также с иноками Александро-Невской лавры и иеромонахом Афанасием. Встречая непонимание среди сверстников, будущий св. Игнатий был вынужден скрывать свой образ мыслей. Одним из немногих его доверенных лиц был Михаил Васильевич Чихачёв (1806-1873), его друг и духовный соратник до последних дней жизни.
Родственник, президент Академии художеств и директор Публичной библиотеки А.Н. Оленин ввёл Димитрия (свт. Игнатия) в круг столичной дворянской интеллигенции и литераторов. В салоне Оленина он познакомился с Н. Гнедичем, Н. Гречем, И. Крыловым, К. Батюшковым, А. Пушкиным, В. Жуковским, М. Глинкой, а также с братьями Муравьёвыми. В это время Димитрий (свт. Игнатий) Брянчанинов писал стихи. Духовное становление его пришлось на период волнений в церковной жизни. Игнатий стремился осмыслить разнообразные явления александровской эпохи. Он писал: «Я искал в религии определенности; я хотел видеть Истину...». Отец, мечтавший о карьере сына, и начальство училища настороженно относились к религии. 

В 1826 году Димитрий (свт. Игнатий) окончил инженерное училище и подал прошение об отставке, что отверг император Николай I. Весной Димитрий (свт. Игнатий) заболел тяжелой формой туберкулеза, врачи императора уверяли в невозможности для него монашеского образа, но он выздоровел. Вопреки воле родителей, он вышел в отставку по состоянию здоровья, с намерением поступить в монастырь. «Охладело сердце к миру, к его служениям, к его великому, к его сладостному! Я решился оставить мир, жизнь земную посвятить для познания Христа…». Большое влияние на Димитрия (Игнатия) в принятии этого решения имел прп. Лев (Наголкин). Димитрий, будущий святитель Игнатий, поступил послушником в Александров Свирский в честь Святой Троицы монастырь и находился под духовным руководством прп. Льва. Родители отказали сыну в материальной помощи и прекратили переписку с ним. В монастыре Игнатий выполнял различные работы: в пекарне, на рыбной ловле, возницей - выказывая полное послушание воле старца. По благословению старца Димитрий (свт Игнатий) составил своё духовное сочинение - «Жизнь схимонаха Феодора», и написал прозаические миниатюры «Древо зимою пред окнами келлии», «Сад во время зимы» (1828-29гг). 

Игнатий переехал в пустынь Орловской губ., а затем - в Оптину пустынь Калужской губернии. Переезды и плохое питание ослабили его здоровье. Он короткое время гостил в имении родителей, они тщетно убеждали его отказаться от иноческого пути. В 1830 году Игнатий поселился в Семигородной пустыне, где написал «Плач инока». Затем был перемещен в Глушицкий Сосновецкий во имя св. Иоанна Предтечи монастырь. Игнатий был пострижен в монашество в Вологодском кафедральном соборе с наречением имени Игнатий, 5 июля был рукоположен во диакона, 20 июля - во иерея и оставлен служить при архиерейском доме. Следом он назначен строителем Григориева Пельшемского Лопотова монастырря Вологодской губернии. Он находился в крайнем запустении. Игнатий благоустроил обитель; увеличилось число братии.В 1833году. за труды по возрождению обители Игнатий был возведен в сан игумена; тогда же состоялось примирение родителей с образом жизни сына. 

Неблагоприятный климат и неустанные труды привели к ухудшению состояния здоровья Игнатия. М. В. Чихачёв по его просьбе стал искать возможность перехода его в другую обитель. Обращение к свт. Филарету (Дроздову) принесло желаемый результат. Летом 1833 года митр. Московский предложил ему место настоятеля Угрешского во имя свт. Николая Чудотворца монастыря, заметив: «Мне не безызвестны жизнь и качества игумена Игнатия». Однако решение Святейшего Синода о переводе было отменено имп. Николаем. Он вспомнил Игнатия и пожелал встретиться с ним: «Ты мне нравишься, как и прежде!- сказал император молодому игумену на аудиенции.- Ты у меня в долгу за воспитание, которое я тебе дал, и за мою любовь к тебе. Ты не хотел служить мне там, где я предполагал тебя поставить, избрал по своему произволу путь,- на нем ты и уплати мне долг твой. Я тебе даю СЕРГИЕВУ пустынь, хочу, чтоб ты жил в ней и сделал бы из нее монастырь, который в глазах столицы был бы образцом монастырей». По личному распоряжению императора Игнатий был назначен настоятелем Сакт-Петербургской Троице-Сергиевой мужской пустыни и возведен в сан архимандрита. В должности настоятеля пустыни Игнатий оставался до 1857 года. Первой заботой настоятеля стало установление строгого порядка богослужения, а также внутренней дисциплины жизни братии в соответствии с уставом монашеской жизни, ввел практику откровения помыслов, вникал в духовную жизнь каждого инока. Обитель возродилась: были построены три храма и корпуса келий, восстановлены права на владение землей, устроено монастырское хозяйство. Финансовую поддержку пустыни оказывала императорская семья, которая благоволила Игнатию. Летом 1836 года обитель была возведена в разряд первоклассных, число братии увеличилось до 42 человек. С июня 1838 года Игнатий был назначен благочинным монастырей Санкт-Петербургской епархии. Он обрел роль опытного наставника. Игнатий оказал поддержку прп. Льву Оптинскому, В защиту старца написали письмо митр. Филарету (Дроздову). После вмешательства епископов прп. Лев был оправдан. Игнатий пользовался высоким авторитетом среди столичного общества. 
Весной 1847 года после тяжелой болезни, Игнатий подал прошение об увольнении на покой в Бабаевский монастырь Костромской епархии. За время лечения Игнатий написал несколько очерков, вел обширную переписку. В 1848 году он возвратился в Троице-Сергиеву пустынь, был награжден орденом св. Владимира 3-й степени. 

30 апреля (ст.стиль) 1867 года святитель Игнатий Брянчанинов, епископ Кавказский и Черноморский, почил в бозе в Николо-Бабаевском монастыре Костромской епархии. 6 июня 1988 года епископ Игнатий (Брянчанинов) Поместным Собором РПЦ причислен к лику святых. Перед канонизацией, 26 мая 1988 года, мощи епископа Игнатия были торжественно перенесены в Свято-Введенский Толгский монастырь в Ярославской епархии, где покоятся и поныне. День памяти свт. Игнатия (Брянчанинова) отмечается 13 мая по новому стилю.

Литературные. произведения Игнатия впервые появились в печати в 1847 году в журнале «Библиотека для чтения». Это опубликованные статьи: «Валаамский монастырь»с подписью «И. И. И.» и «Воспоминание о Бородинском монастыре» с подписью «И». В 1849 там же напечатана повесть «Иосиф: Священная повесть, заимствованная из Книги Бытия» и вышла брошюра «Чаша Христова». В 1862 - издано «Слово о смерти»,
а в 1864 - «Прибавление к Слову о смерти». В 1863 году опубликованы «Поучения» Игнатия, «Слово о различных состояниях естества», «Слово о чувственном и духовном видении духов». Перед смертью Игнатия, в 1867 году были изданы «Плач инока...» и «О молитве Иисусовой: "Беседа между старцем и учеником его». Большая же часть сочинений Игнатия была напечатана в 1865-1867 гг. в подготовленном им самим 4-х томнике. 

Среди произведений Игнатия: аскетические и богословские наставления, проповеди; повести, очерки, стихотворения, прозаические миниатюры, а также письма. В первых публикациях Игнатий был вынужден печататься анонимно. «Когда я жил в Сергиевой пустыни, тогда не благоволили, чтоб мои сочинения были издаваемы печатно, имея на то свои причины",- писал он брату.

Из современного духовенства Игнатий выделялся дворянским происхождением и высоким уровнем светского образования, вместе с тем он не обучался в духовных школах и не имел систематического духовного образования; при этом в своих сочинениях Игнатий стремился передать личный опыт аскетической жизни - все это вызывало настороженность иерархов и особое внимание цензуры к его литературной деятельности. 
Сочинения Игнатия Брянчанинова долгое время ходили среди его почитателей и духовных чад в рукописном виде. Основанием богословских взглядов Игнатия Брянчанинова является аскетическая литература отцов восточного монашества и содержащееся в ней «учение, повторенное всеми Отцами...". Не меньшим авторитетом для Игнатия обладали и богослужебные тексты, написанные преимущественно святыми отцами. По словам свт. Игнатия, они содержат полный курс догматического и нравственного богословия.
Учение о человеке, Учение о спасении, Аскетика, Учение об Иисусовой молитве представлено в трудах святителя. Самые известные труды "Приношение современному монашеству", "Отечник", "Слово о смерти". 

В библиотеке прихода представлено для Вас ряд изданий свт. Игнатия Брянчанинова:

Игнатий, святитель (Брянчанинов) Письма о подвижнической жизни. / Игнатий, свт (Брянчанинов) - Минск: Лучи Софии, 2001. - 272 с.
Издание включает письма к монашествующим, мирянам, родным и друзьям.

Отечник / сост. Игнатий, свт (Брянчанинов) - Минск: Лучи Софии,2012. - 496 с.
В издание включены избранные изречения святых иноков и повести из их жизни; избранные изречения отцов, преимущественно египетских и повести из их жизни. 

О чудесах и знамениях / сост.Игнатий, свт (Брянчанинов) - СПб.:САТИС, 2000. - 46 с.

Православная энциклопедия, т. 21, с. 74-85. (содержит статью о жизни, учении и информацию о литературе - трудах, эссе, письмах святителя.

Библиотека работает каждые четверг и субботу с 16 до 17 часов. Книги можно взять на дом или почитать в читальном зале.

Информация от Ирины Колосовой

Поделиться