Храм
Святого Иоанна Предтечи
в Красноярске

ЗАЩИТНИКИ ВЕРЫ И ОТЕЧЕСТВА

Основой слова «ОТЕЧЕСТВО» является слово «ОТЕЦ». Всё в мире берёт начало от отца, как единого начала. Это Небесный Отец. Там наше начало, там вечная родина. Это понятие появилось в русских летописях во второй половине ХIV века: Куликовская битва дала мощный импульс развитию самосознания общества. В более ранних произведениях понятие «Отечество» имело локальный характер, означая «свой город», «своё село», «свой удел», но уже в житии князя Димитрия Донского его Отчизной названа вся русская земля. Под именем отца также разумеется родитель, дед, прадед. Отцом называют и священника, духовного отца. 

Того, кто любит Отечество, называют патриотом. Патриоту свойственны преданность Отечеству, служение интересам Отечества, привязанность к родной земле, языку, вере, культуре, традициям своего народа, которые сформировались в течение столетий. Из истории нашего Отечества можно привести тысячи примеров проявления патриотизма. Это святые: равноапостольный князь Владимир, князь Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, Андрей Боголюбский, Александр Невский, Димитрий Донской... и этот список можно продолжать долго. 

Всегда на битву с врагом наши воины выходили, помолившись Богу, с хоругвями, иконами. Православная Церковь всегда благословляла своих чад сражаться с врагами Отечества. Православное духовенство не только молилось о даровании победы в сражениях, но и само принимало участие в военных делах. Священники на Руси всегда личным примером ободряли малодушных на войне, шли впереди с крестом в руках. Нередко батюшки брали в руки мечи... Известны многие примеры, когда священники, православные люди сражались за Отечество и Церковь. Это иноки Александр (Пересвет), Андрей (Ослябя) на Куликовом поле; воины-монахи игумен Мартирий, Арсений Хвостов, Иона Наумов, защищавшие Псков в 1581 году; посадский земской староста Косма Минин, Патриарх Ермоген, староста села Домнина Иван Сусанин и другие. 

Одни из самых видных примеров патриотизма и любви к Отечеству, и солдатам мы видим в Александре Васильевиче Суворове и Михаиле Илларионовиче Кутузове - величайших русских полководцах. Эти талантливые военачальники со своими войсками перед началом сражений молились Богу об укреплении духа, о даровании победы. В связи с созданием Петром I регулярной армии и флота участие духовенства в военной службе в качестве полковых и корабельных священников приобрело официальный статус. Впоследствии были назначены главные священники - протопресвитеры армейского и морского духовенства. 

Православное духовенство участвовало во всех крупных войнах, которые Россия вела, вплоть до Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. История оставила имена героев: полковой священник Трофим Куцинский (1791г.); священник 19-го Егерского полка Василий Васильковский (1812г.); иеромонах Алексей (Окопечников) (1904г.); священник 17-го Нижегородского драгунского полка Павел Вороновский (1914г.) и многие другие. Сотни священников встали в ряды вооружённых сил в Великую Отечественную войну, выполняя свой христианский долг. Среди них: патриарх Пимен (Извеков), архиепископ Михей (Хархаров), митрополиты Николай (Кутепов) и Алексей (Коноплёв), архимандрит Алексий (Воронов), протоиерей Сергей Вишневский и многие другие. 

Эти факты проявления патриотизма и имена героев, защищавших свою Родину приведены в книге СОКОЛОВ А.Н. О ХРИСТИАНСКОЙ ВЕРЕ И ОТЕЧЕСТВЕ / Протоиерей Александр Соколов - Нижний Новгород: Изд-во «Кварц», 2014. - 88 с.: ил. 

И в наши дни священству Православной Церкви дано совершать подвиги, так как защита Церкви и Родины неотделима от нашей жизни. В начале 1990 годов в Чеченской республике завязалась война за отделение Чечни от России. Её вели так называемые боевики. Опасности подверглась жизнь всего населения республики, особенно духовенства, служившего в храмах этой республики. 

КРЕСТ - ДВЕРЬ РАЙСКАЯ. Кавказский новомученик протоиерей Пётр Сухоносов, убиенный в Чечне: Жизнеописание и наставления. Духовные наставники старца. / Сост. Г. Чинякова - М.: Новая книга: Ковчег: Параклит, 2000. - 64 с.: ил. - (Подвижники благочестия нашего времени). 

Протоиерей Пётр Сухоносов (1929 – 1999 гг.) служил 39 лет в Покровском храме станицы Слепцовская, что на границе Чечни и Ингушетии. Само пребывание в этих местах было уже подвигом. Жил отец Пётр с сестрой очень скромно, перебиваясь с хлеба на воду. Имеющиеся запасы продуктов они передавали в глухие нищие монастыри. Отец Пётр принимал при храме беженцев, бездомных, кормил их. Имея дар рассуждения, острый ум, он «уврачёвывал» глубокие сердечные раны. Был ровен, внимателен, молился не только о своих прихожанах, но келейно и о мусульманах. Молитва старца была живая, действенная, скоро слышалась Богом. Многие чада священника отмечали его умение деликатно указать человеку на его неправоту или недостатки и обличать дурные помыслы. Батюшка был необыкновенно любвеобилен и прост, без тени хитрости и лукавства. Самым главным батюшка считал смиряться, творить Иисусову молитву, никого не осуждать и по возможности делать добрые дела. 

После первой чеченской войны, в 1997 году, на отца Петра было совершено покушение. После этого к батюшке приставили для охраны трёх автоматчиков. Трагичные события в Чечне отец Пётр воспринимал как проявление гнева Божия, от которого никуда не скроешься и который надо терпеть. Сам старец на предложения о переводе в более спокойные места отвечал категорическим отказом: «Я церковь не оставлю!». В 1998 году протоиерей Петр Сухоносов награждён орденом святого равноапостольного князя Владимира III степени. 

Отец Пётр предчувствовал свою кончину. Незадолго до трагедии он отправил письма близким людям с наставлениями, затронул в посланиях наиболее важные вопросы. 28 марта 1999 года, в неделю преподобной Марии Египетской, протоиерей Пётр Сухоносов, отслужив Божественную Литургию, был похищен четырьмя бандитами прямо из алтаря. Спустя полгода по каналу телевидения был показан сюжет, снятый чеченскими любителями: «на грязном полу тёмного подвального помещения лежал обнажённый, измождённый пытками и голодом человек, в котором узнали старца Петра Сухоносова...» 

НОВЫЙ МУЧЕНИК ЗА ХРИСТА ВОИН ЕВГЕНИЙ
/ Сост. Протоиерей, А.И. Шаргунов. - М.: Новая книга, 2002. - 64 с. 

20 ноября - день памяти тридцати трёх Мелитинских мучеников. Это римские воины, которые в конце III столетия обратились к христианской вере. Они отказались участвовать в гонениях на братьев по вере, за что были схвачены, подвергнуты пыткам и обезглавлены. Среди святых страдальцев, принявших мученические венцы за верность Христу, был воин Евгений. Посмертно награждён орденом Мужества. Именно в этот ноябрьский день 1996 года, Любовь Васильевна Родионова привезла на родину. из Чечни обезглавленное тело своего сына Евгения. Он не предал своё Отечество, не отказался от православной веры. За окончательный и бесповоротный отказ снять с себя крест, Евгений Родионов был подвергнут мучительной казни 23 мая в день своего 19-летия и православного праздника Вознесения Господня. О столь короткой, но яркой жизни мученика, о десятимесячных поисках матери своего сына в Чечне, о её невыносимой боли выяснении всей правды о причинах плена и гибели молодых солдат повествует книга. Её трудно читать, узнавая подробности той прошедшей войны. 

Все перечисленные книги учат нас, что любовь к Отечеству, к Родине является звеном одной цепи любви к человеку, к Богу.Кроме земного Отечества есть горнее, вечное Отечество. За небесное Отечество надо бороться, как боролись наши деды и отцы за своё земное Отечество. Надо бороться с самим собой, со своими страстями. Быть воином Христа, защитником Отечества и веры. 

ВАЛЕНТИНА ХЛЕБОВА, библиотекарь. 



Библиотека работает для читателей каждые четверг и субботу  с 16 до 17 часов.

Поделиться