Храм
Святого Иоанна Предтечи
в Красноярске

БЛАЖЕННАЯ ПОДВИЖНИЦА БОЖИЯ

Ксения Петербургская — православная юродивая дворянского 
происхождения, родилась и проживала в Санкт- Петербурге - отошла ко Господу 6 февраля 1803 года. Захоронена на Смоленском православном кладбище города Санкт-Петербурга. 6 июня 1988 года канонизирована в лике святых на Поместном соборе Русской православной церкви. 

Святая блаженная Ксения (память 6.06. и 6.02.) родилась в первой половине XVIII столетия в промежутке между 1719 и 1730 годами в северной столице. Её родители были благочестивы и благородны - отца звали Григорием, а имя матери неизвестно. По достижении совершеннолетия Ксения Григорьевна сочеталась браком с придворным певчим, исполнявшим хоровые псалмы в присутствии самого государя. Андрей Феодорович Петров – муж Ксении – оказался человеком состоятельным, богобоязненным и глубоко верующим, достиг чина полковника. Детей у четы не было. Жили супруги в Санкт-Петербурге. Но не долго судил Господь молодой чете идти вместе по жизненному пути, ангел смерти разлучил их: Ксении Григорьевне исполнилось 26 лет и её муж внезапно скончался. Смерть супруга оказалась неподъёмным грузом для жены.

Андрей Петров умер без христианского покаяния, что для верующих было немалым горем. Этот неожиданный удар так сильно поразил Ксению Григорьевну, что она сразу забыла всё земное, человеческое, все радости и утехи, и вследствие этого многим казалась как бы сумасшедшей, лишившейся рассудка. 

Так на неё смотрели даже её родные и знакомые. Особенно после того, как Ксения раздала решительно всё своё имущество, родные Ксении подали прошение начальству умершего Андрея Феодоровича, прося не позволять Ксении в безумстве раздавать своё имущество. Начальство умершего А.Ф. Петрова вызвало Ксению к себе, но после разговора с ней вполне убедилось, что Ксения совершенно здорова, а потому имеет право распорядиться своим имуществом, как ей угодно. Освободившись от всех земных попечений, святая Ксения избрала для себя тяжёлый путь юродства Христа ради. Облачившись в костюм мужа - надев на себя его бельё, кафтан, камзол, она стала всех уверять, что Андрей Феодорович вовсе не умирал, а умерла его супруга Ксения Григорьевна, и уже потом никогда не откликалась, если её называли Ксенией Григорьевной, и всегда охотно отзывалась, если ее называли Андреем Феодоровичем. 

Слов сочувствия молодая женщина не принимала: успокаивала соболезнующих, что супруг не умер, а «воплотился в давно умершую Ксению». После похорон блаженная отдала дом снимавшей у неё комнату квартирантке – Параскеве Антоновой. Все нажитое имущество раздарила нищим и отписала церквям и монастырям. Деньги Ксения Петербургская, или, как она себя именовала, «Андрей Феодорович», отнесла в храм, заказав службу «за упокой души рабы Божией Ксении». Какого-либо определённого местожительства Ксения не имела. Большей частью бродила по Петербургской стороне и по преимуществу в районе прихода церкви святого Апостола Матфея, где в то время жили в маленьких деревянных домиках небогатые люди. Странный костюм бедной, едва обутой женщины, не имевшей места где главу приклонить, её иносказательные разговоры, её полная кротость, незлобие давали нередко злым людям и особенно, уличным мальчишкам повод и смелость глумиться над блаженной. Дети издевались над нищенкой в мужской одежде, бросали камнями и смеялись. В ответ Ксения Петербургская кротко улыбалась и осеняла мучителей крестным знамением. Блаженная все поношения сносила безропотно. Лишь однажды, когда Ксения уже стала почитаться за угодницу Божию, жители Петербургской стороны видели её в сильном гневе. Издевательства мальчишек в тот раз превысили всякое человеческое терпение, они ругались, бросали в неё камнями и грязью. С тех пор местные жители положили предел её уличному преследованию. 

Со временем к странностям блаженной привыкли. Одежда юродивой вскоре обветшала, обувка износилась. Бездомную женщину в лохмотьях, с распухшими и обмороженными ногами, поначалу не жаловали. Ей стали предлагать тёплую одежду и деньги, но Ксения ни за что не соглашалась променять свои лохмотья и всю свою жизнь проходила в красной кофте и зелёной юбке или наоборот - зелёной кофте и красной юбке. Потому что это были цвета военного обмундирования её мужа. Так позже и рисовали святую: в красном и зелёном, с платком на голове и на плечах. 

Милостыню она также не принимала, а брала лишь от добрых людей «царя на коне» (копейки с изображением всадника) и тотчас же отдавала беднякам. Бродя целыми днями по грязным, немощёным улицам Петербурга, Ксения изредка заходила к своим знакомым, обедала у них, беседовала, а затем снова отправлялась странствовать. 

Где она проводила ночи, долгое время оставалось неизвестным. Этим заинтересовались не только жители Петербургской стороны, но и местная полиция, для которой местопребывание блаженной по ночам казалось даже подозрительным. Решено было разузнать, где проводит ночи эта странная женщина и чем она занимается. Оказалось, что Ксения, несмотря ни на какое время года и погоду, уходила на ночь в поле и в коленопреклоненной молитве простаивала до самого рассвета, попеременно делая земные поклоны на все четыре стороны. Она непрестанно молилась ночью за городом. В поле, по её словам, легче общаться с Богом и чувствуется Его присутствие. В это время на городском Смоленском кладбище началось возведение православного храма из камня. Рабочие стали замечать, что ночью, во время их отсутствия, кто-то натаскивает наверх строящейся церкви целые горы кирпича. Долго дивились этому и недоумевали. Наконец решили разузнать, сделав засаду , кто мог быть этот неутомимый работник. Оказалось, что это была раба Божия блаженная Ксения. 

За терпение Господь ещё при жизни прославил Свою избранницу. Раба Божия Ксения сподобилась дара прозрения людских сердец и их будущего. Она предрекла кончину императрицы Елизаветы Петровны и юного императора Иоанна Антоновича; купчихе же Крапивниной предсказала кончину, говоря: «Зелена крапива, но скоро увянет», а одной бедной девице поведала о скором замужестве. По воспоминаниям современников, уча людей правдивости, блаженная Ксения нередко открывала и тайны тех лиц, которых она навещала. Милость Божия так осеняла Ксению, что даже те, к кому она заходила или у кого вкушала пищу, были затем счастливы и успешны в делах. И торговцы, и извозчики, все старались ей чем-нибудь услужить; особенное благополучие посещало тех, кого сама блаженная Ксения одаривала чем-либо. 

С теми, у кого «безумная Ксения» брала копейку, случалось что-нибудь доброе. Больные дети, которых женщина гладила по голове, через день-два поправлялись. А если Ксения соглашалась войти в чей-то дом, то в нем поселялись мир и благополучие, бойко шла торговля или иные дела 

Жители Петербургской стороны отмечали, что если блаженная возьмёт на руки больное дитя или благословит его, оно непременно выздоровеет. Если возьмёт какую-нибудь мелочь из лавки купца - торговля будет успешной. Если она зайдет в дом, то в доме будут царить мир и согласие. Однажды она сказала своей старой знакомой Параскеве Антоновой, которой подарила свой дом, чтобы та немедленно шла на Смоленское кладбище: "Вот ты тут сидишь да чулки штопаешь, а не знаешь, что тебе Бог сына послал!" Параскева в недоумении пошла в сторону кладбища и вдруг увидела толпу народа. Оказалось, что экипаж задавил насмерть беременную женщину, которая успела перед кончиной разрешиться от бремени мальчиком. Параскева взяла его себе, и так как не могла нигде отыскать отца младенца, усыновила его. Воспитанный ею приёмный сын почитал ё как мать и в старости берёг покой Параскевы, которая благодарила блаженную за великую радость. 

Почитать блаженную соотечественники начали ещё при её жизни, хотя были и те, кто насмехался и не понимал вчерашнюю барыню, добровольно отказавшуюся от богатства и ставшую нищей и бездомной. Со временем жители города на Неве поняли, что странная женщина в лохмотьях, отвечающая на оскорбления молитвой и добрым словом, получила свыше дар исцеления от болезней, дар прозорливости и помощи попавшим в беду. 

На семьдесят первом году земной жизни она почила сном праведницы. Тело её было погребено на Смоленском кладбище. И много знамений милости Божией начало совершаться у её гроба. По молитвам блаженной Ксении Господь спас одну девицу от ужасного брака с беглым каторжником, выдававшим себя за убитого им полковника. По совершении панихиды над её могилкой страждущие получали исцеления, в семьях водворялся нарушенный мир, нуждающиеся в чём-то получали им необходимое. 
Блаженная Ксения несла подвиг добровольного безумия 45 лет и скончалась в 1803 году. 

Много воспоминаний, сомнений и догадок исследовалось в литературе по её кончине. Слухи о чудесах от святой распространялись из уст в уста, и вскоре к могиле Ксении Петербургской устремились толпы паломников. Над местом упокоения юродивой под конец XIX века воздвигли деревянную часовню. Позже, в 1902 году, её заменили просторной каменной по проекту Александра Всеславина. После революции большевики закрывали часовню, но никакими усилиями безбожников невозможно было заглушить в народе память о Блаженной и веру в её молитвенное предстательство пред престолом Божиим. К тем, кто слеёзно просил о чем-то, читал молитву и Акафист святой, помощь приходила безотлагательно. 

После многолетнего народного почитания блаженная Ксения Петербургская, Христа ради юродивая, была причислена к лику святых - в 1988 году на Поместном Соборе Русской Православной Церкви.

ТРОПАРЬ 
Нищету Христову возлюбивши, безсмертныя трапезы ныне наслаждаешися, безумием мнимым безумие мира обличивши, смирением крестным силу Божию восприяла еси, сего ради дар чудодейственныя помощи стяжавшая, Ксение блаженная, моли Христа Бога избавитися нам от всякаго зла покаянием. 

КОНДАК 
Днесь светло ликует град святаго Петра, яко множество скорбящих обретают утешение, на твоя молитвы надеющеся, Ксение всеблаженная, ты бо еси граду сему похвала и утверждение.

Первые письменные предания и документальные воспоминания о юродивой появились в 1840 годах, когда молва о чудесах и добрых делах Ксении распространилась далеко за пределами северной столицы. Но в биографии блаженной осталось много белых пятен. 

Более подробно о жизни и чудесах от молитв Блаженной можно узнать из книг, имеющихся в фонде библиотеки прихода. Эти издания для тех, кто интересуется от очевидцев фактами о чудесах при молитвенном обращении к Ксении Петербургской. 

ЖИТИЕ СВЯТОЙ БЛАЖЕННОЙ КСЕНИИ ПЕТЕРБУРГСКОЙ И АКАФИСТ. – Санкт-Петербург: издательство «Царское дело», 2001. – 98 с. 

ЖИТИЕ СВЯТОЙ БЛАЖЕННОЙ КСЕНИИ ПЕТЕРБУРГСКОЙ 
и её чудотворения XVIII-XXIвв. / Составитель Александр Худошин. – Киев: Свято-Троицкий Ионинский монастырь, 2010. – 222 с. 

Данное издание состоит их четырёх разделов (глав): о земном житии, о 
случаях молитвенной помощи в прошлом веке, о чудесной помощи в наши дни, церковная Служба (Утреня, Литургия, Канон святей блаженней Ксении Петербургской, Христа ради юродивей). В книге читатель найдёт рассказы о случаях благодатной помощи, чудесных исцелениях по молитвам к святой в наше время. Завершается книга публикацией статьи - «Сделай, как сама знаешь» Дмитрия Быкова по материалам журнала «Огонёк», №1, январь 2001 г. о современных чудесах, о спасении от болезней и невзгод по обращению к Блаженной. 

Список литературы, вышедшей в свет в разные годы в России, о святой блаженной Ксении Петербургской. 
1) Кундышева, Эмилия. О чём ты плачешь, Андрей Фёдорович? Повествование о блаженной Ксении Петербургской / Э. А. Кундышева. — СПб.: Лицей, 1993. - 23 с. 
2) Житие святой блаженной Ксении Петербургской и Акафист. — Санкт-Петербург: ООО «Правда 1906», 2007. 
3) Акафист Святой блаженной Ксении Петербургской. - Издание мужского монастыря «Свято-Покровская Голосеевская Пустынь», 2009. 
4) Святая блаженная Ксения Петербургская. - М.: Издательство «Благовест», 2010. - 208 с. 
5) Святая блаженная Ксения Петербургская: Повесть. Акафист. Канон. Житие / Сост. Г. В. Калинина. - М.: Лепта Книга, 2012. - 96 с., ил. 
6) Житие Блаженной Ксении Петербургской (с приложением акафиста, молитв и других необходимых сведений). — М.: ООО «Артос-Медиа», 2012. — 34 с. 

Информация от ИРИНЫ КОЛОСОВОЙ, библиотекаря прихода. 

Библиотека работает для читателей по четвергам и субботам с 16 до 17 часов.

Поделиться