Храм
Святого Иоанна Предтечи
в Красноярске

ПЕРВОЕ ПОСЕЛЕНИЕ НА МЕСТЕ СОВРЕМЕННОГО ДИВНОГОРСКА. "ЗНАМЕНСКИЙ ОБЩЕЖИТЕЛЬНЫЙ МУЖСКОЙ СКИТ" и «СКИТСКАЯ ЧУДОТВОРНАЯ»

В разные моменты истории монастыри становились центрами духовности, нравственности, благотворительности, культуры, образования и просвещения. главным делом монастырей являлось сохранение духовно-нравственных начал первых покорителей и насельников. Они стали надёжными хранителями духовных, культурных и нравственно-этических норм русского народа на берегах Енисея. 

Этими фразами начинается исследование истории становления и развития красноярского скита историком монастырских обителей Красноярья - Фёдоровым Игорем Геннадьевичем. Это юбилейное издание о Красноярском Знаменском общежительном мужском Ските , выпущенном к 130-летию его основания.

Скит был основан в 1888 году при Красноярском Успенском общежительном мужском монастыре, как самостоятельное учреждение Ведомства православного исповедания стал действовать с 1892 года. 25 января 1888 года по высочайшему повелению императора Александра III о земельном участке под Скит на берегу Енисея. С января по август 1888 года о. иеромонах Филарет активно собирает средства для нового скита среди горожан, провидение познакомило его с потомственным почетным гражданином Красноярска Тимофеем Космичом Матониным – человеком богатым... Он увлекся идеей иеромонаха Филарета основать в таежной глуши святую обитель... , а завершение начатых построек возложил на себя Преосвященный епископ Тихон, как главный руководитель по устроению скита. Епископ Тихон на свои средства приобрел в церковь необходимую утварь.

Несмотря на то, что скитские средства были скудны, строитель и первый настоятель Знаменского скита о. игумен Филарет, обращаясь к боголюбивому русскому народу, всегда находил материальную поддержку и сочувствие. 

В обустройство Знаменского скита, самую важную роль играли вклады сибирских купцов. Немалую пользу скиту принес известный красноярский купец – Николай Николаевич Гадалов. В 1894 году на средства купца Ивана Васильевича Попова и Николая Николаевича Гадалова была построена часовня в честь Святителя и Чудотворца Николая . Скитским благотворителем был и минусинский купец Иван Фёдорович Занин. 

1888 год, 19 августа - на берегу ручья, впадающего в Енисей (впоследствии названного Филаретовым ручьем), на месте, указанном твердой рукой иеромонаха, была заложена Знаменская церковь будущего скита. Отслужив молебен, епископ Енисейский и Красноярский Тихон и иеромонах Филарет "освятили место сие широким знамением Христовым" ...вскоре, красовалась в тайге дремучей двухэтажная церковь, рубленная из лиственничных бревен. Освятил эту церковь епископ Тихон 8 июля 1891 года, и нарекли ее Знаменской, в честь образа Знамения Божией Матери, нарицаемого Абалакским. Кровля была металлической, окрашенной в зелёный цвет, три главы церкви несли кованые кресты декоративного очертания, стоящие на так называемом «двойном яблоке». Летом 1904 года во время ремонта 
церкви красноярским подрядчиком Вараксиным здание было обшито тёсом, грани фасада украсили «филенчатыми лопатками». Вся церковь была окрашена в светлые тона, отчего в народе её прозвали – «БЕЛАЯ ЛЕБЕДЬ». 

Ещё в 1886 году в Екатеринбургском Ново-Тихвинском женском 
монастыре некий странник, казак из Енисейской губернии 
Кассиан Бабенков, впоследствии монах Знаменского скита Тихон, 
заказал, по данной ему доверенности жителями одной из 
деревень Енисейской епархии, написать икону Божией Матери. 
Заведующая живописной этого монастыря монахиня Ангелина 
написала образ Богоматери – копию с явленной чудотворной 
иконы, именуемой Знаменской Абалакской, по месту своего явления 
в Тобольской епархии. Икона размером примерно 90см на 71см, нарисованной доске, по золоченному чеканному фону, в византийском стиле. С 26 на 27 ноября образ Абалакской Богоматери был освящен в Соборном монастырском храме, причем монахиня Ангелина, вручая освященную икону Кассиану Бабенкову, определила ее дальнейшее местообитание так – куда Матерь Божия сама благоизволит: «Брат Кассиан, возьми образ Богоматери и ступай в Красноярск, там тебя ожидают».По прибытии , икона становится "Великой Святыней скита".

8 июля 1891 года освящена Знаменская церковь в скиту, икону перенесли туда и установили перед царскими вратами. Вскоре заметили чудодейственную благодатную силу иконы, исцеляющую от недугов душевных и телесных. Указом от 30 апреля 1907 года 
разрешено хождение со Святою Чудотворною Иконою по всей 
Енисейской епархии. Количество чудес, бывших от иконы росло и к 1914 году их было уже около сорока . 

Скит – жилище отшельника, место уединения, при Филарете превратился в процветающий монастырь. Филарет сумел привлечь внимание к своему детищу известных в Сибири людей и к 1904 году Скит был практически застроен. Настоятель вел обширную переписку со многими приходами и монастырями России и зарубежными миссиями. Его активная духовная деятельность привела к тому, что уже к началу ХХ в. Знаменский скит стал одним из авторитетных духовных центров края. В Скиту была открыта школа, сюда стекались богомольцы из многих епархий России, прибывали православные из-за рубежа. За год в Скиту бывало по шесть тысяч богомольцев. В Знаменский скит, отправляли на перевоспитание от порока пьянства и лености лиц духовного звания со всей Енисейской епархии. 

Весной 1920 года Знаменский скит закрыли. По последнему списку братии Знаменского скита от 10 марта 1920 года, там проживали 44 человека . Часть монахов забрали в Красноярск в губернский комиссариат, несколько человек оставались в скиту до мая 1920 года. По сути этим и закончилась 
история Знаменского скита. 

В мае 1920 года постройки монастыря были переданы детдому, который в 1921 году переименовали в детский трудовой городок № 2. В дальнейшем здесь размещался учебно-опытный лесхоз и подсобное хозяйство Красноярского лесотехнического техникума. В 1940-е годы в устье р. Заречная Листвянка находился один из исправительных пунктов Краслага. Вначале 1950-х, Норильский комбинат, на бывших скитских покосах, построил пионерский лагерь «Южный», для летнего отдыха детей своих 
работников. А с 1955 года началось строительство Красноярской 
ГЭС. Все эти годы поселок назывался Скитом и лишь в 1957 году был переименован в город Дивногорск. 

В 1990 году в г. Дивногорске была зарегистрирована православная община в честь Знаменской иконы Божией Матери — ее имя носил поруганный богоборцами скит, стоявший до 1920-х годов на месте современного города. 

Для богослужений общине местные власти передали небольшой дом , нуждавшийся в капитальном ремонте. Вскоре помещение, отведенное под церковь стало тесным, во время богослужения многим прихожанам приходилось стоять на улице. Администрацией г. Дивногорска в апреле 1994 года выделено другое здание - бывший «Зал торжеств». 

Здесь Знаменский приход располагался до 2015 года, когда была завершена постройка и совершено великое освящение новопостроенного здания храма. И здесь же пребывает старинная Знаменская икона из утраченного монастыря, чудом спасенная от богоборцев. 

Подробнее узнать исключительную историю жизни братии и удивительных настоятелей скита можно в подаренном библиотеке издании:

Фёдоров, Игорь Геннадьевич Красноярский Знаменский общежительный мужской Скит: к 130-летию его основания / И.Г. Фёдоров. Иллюстрированное издание - Дивногорск, 2018. -113 с.
Книга состоит из введения, трёх глав, заключения и приложения. 

Библиотека работает каждый четверг и субботу с 16 до 17 часов.

Поделиться