Храм
Святого Иоанна Предтечи
в Красноярске

БИБЛИЯ И СКУЛЬПТОР. 175 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ МАРКА МАТВЕЕВИЧА АНТОКОЛЬСКОГО.

«Я прохожу мимо зла человеческого, ибо оно мешает мне служить идее Бога».

Марк (Мордух Матысович) Антокольский родился 2 ноября 1843 года в Вильне (г. Вильнюс) в многодетной еврейской семье. Его родители держали небольшой трактир на одной из центральных улиц города, но денег в семье недоставало. Кроме Марка у Антокольских было еще шесть детей — он был самым младшим. 

 

Желание рисовать появилось у Марка Антокольского еще в детстве. За первый художественный опыт — мальчик разрисовал отцовскую, только что побеленную печь — его наказали, родители не поощряли увлечение сына. В своей автобиографии скульптор писал: «Детство мое слишком мрачно, да так мрачно, что я с содроганием вспоминаю, а писать мне о нем тяжело. Я был нелюбимым ребенком, и мне доставалось от всех». 

М.М. Антакольский с детства был верующим евреем и остался таковым до конца своей жизни.С юных лет проявилось художественное дарование Марка. По ночам, тайком ото всех, он лепил из глины или вырезал из дерева маленькие фигурки людей и животных. Увлечение мальчика было непонятно родителям, но они все же отдали сына в ученики в мастерскую резчика по дереву. Усердно и старательно там работая, Антокольский в свободное время вырезал головы Христа и богоматери, скопировав их с гравюры Ван Дейка. Он никогда по субботам не работал; по праздникам он молился. Его вечно волновала горькая судьба евреев. Однажды его работы увидела жена виленского генерал-губернатора Анастасия Назимова. Благодаря ее протекции, Марка взяли в Академию художеств — в 1862 году он стал вольнослушателем в классах по скульптуре. 

Во время учебы в Академии М. Антокольский сблизился с И. Крамским, Вл. Стасовым, М. Мусоргским. Тогда же подружился и с Ильей Репиным, который оказал большое влияние на юного скульптора. В 1864 году Марк Антокольский получил вторую серебряную медаль за горельеф из дерева «Еврей-портной», а еще через год — за «Скупого» из слоновой кости. В 1868 году Антокольский закончил работу, над которой трудился в течение шести лет, — восковую композицию «Нападение инквизиции на евреев». Этим горельефом Антокольский показал, как можно перенести действие из открытого пространства в замкнутое — до него такое было возможно только в живописи. Эскиз композиции, выставленный на очередном экзамене, руководство Академии не одобрило — СЛИШКОМ СМЕЛО. Он стал опасаться провала на выпускном экзамене и чтобы его не отчислили, Антокольский в 1868 году отправился в Берлин. В столице Германии он полгода занимался под руководством немецкого скульптора Рейнгольда Бегаса. Однако в берлинской Академии Марк Антокольский разочаровался: здесь так же, как и в Петербурге, царил академизм. Свободу самовыражения, которую он хотел найти за границей, сдерживали рамки негласных правил. В ноябре 1868 году М. Антокольский вернулся обратно в Россию. 

Последовательное осуществление Антокольским реалистических принципов в своей творческой практике вызвало нарастание конфликта с Академией. Ваятель на время оставляет ее. Вернувшись в Академию, он отходит от жанровой тематики. Героями его произведений стали крупные исторические личности. Первая большая работой - статуя «Иван Грозный» (1870 год). Великая княгиня Мария Николаевна, покровительствовавшая Академии художеств, пришла в восторг от скульптуры и рассказала о работе молодого скульптора императору Александру II. Царь, увидев «Ивана Грозного», тут же сделал художнику заказ на повторение скульптуры в мраморе. Статуя произвела на царя огромное впечатление, и он приобрёл её для Эрмитажа за восемь тысяч рублей, это огромная сумма. Царское одобрение вызвало переполох в среде профессоров. Совет Академии понял свою оплошность и решил срочно исправить. Спешно была сочинена докладная записка императору: «Сегодня совет Академии был в мастерской г. Антокольского. Статуя Ивана Грозного заслужила единогласное одобрение, так что г. г. члены просили доложить вашему величеству их также желание единогласно дать г. Антокольскому звание академика». 
Так неожиданно Антокольский получил звание, о котором даже и мечтать не мог в ту пору. «Я заснул бедным, встал богатым. Вчера был неизвестным, сегодня стал модным», — вспоминал скульптор. 

Но создание "Ивана Грозного" не было легким. Антокольский прочел все, какие только мог добыть, книги об Иване Грозном и его времени. Однако готовых, бесспорных оценок так и не нашел. «Оставалось только вдумываться, расспрашивать, спорить и самому вывести заключение», — писал скульптор. Перед ним оживал XVI век - суровый, кровавый, полный борьбы и страданий. Собственное видение и понимание Грозного вызывали у скульптора желание поскорее взяться за дело. Но о какой работе могла идти речь, если у Антокольского не было постоянной мастерской, где он мог делать вещь крупного масштаба. Его просьба о позволении работать в пустом скульптурном классе Академии во время каникул была удовлетворена лишь с тем условием, что он отреставрирует старые академические барельефы. В итоге напряженной работы ума и сердца Антокольский смог создать произведение, достойное своего героя. 

Иван Грозный, выдающийся государственный деятель, человек необузданных страстей, умный и жестокий, властный и деспотичный, словом, человек сложного и противоречивого характера, неизменно привлекал к себе внимание историков. Одни исследователи подчеркивали его положительную роль в русской истории, другие, сосредоточиваясь на личности царя, видели лишь крайнюю, почти патологическую жестокость тирана. Всякого рода исторический антураж, включая царские одежды, скульптор получил во временное пользование в гардеробной Большого театра, все, что касалось документально-материальной стороны дела, было изучено им со всей основательностью. Но главное — облик царя, его лицо, фигура, психологическое состояние — могло быть воссоздано лишь творческим воображением скульптора. Живые модели, которыми он пользовался, требовались только для уточнения натурных, пластических закономерностей. 

Антокольский отказывается от ложной патетики и пафоса и раскрывает противоречивость Грозного как исторической личности на основе глубокой психологической характеристики. «В нем дух могучий — сила, перед которой вся русская земля трепетала...» — таким представлял художник Грозного. Грозный изображен в момент тревожных раздумий. На нем монашеское одеяние. Царская шуба, скинутая с плеч, висает с кресла. На коленях царя поминальный синодик, но он не читает его. Под нависшими бровями как бы застыл суровый сосредоточенный взгляд, худая сгорбленная фигура пронизана нервным напряжением. Большую роль в раскрытии психологической характеристики Грозного играют руки: одной он сжимает четки, другой судорожно схватился за подлокотник кресла. 

Композиция статуи замкнута, она как бы имеет свое пространственное ядро, вокруг которого концентрируются ее основные объемы. Тяжелые формы драпировок нижней части статуи контрастируют с пластическим ритмом легких складок подрясника в верхней ее части. Антокольский отказывается от его жанрового развития. Действие как бы переведено в психологический план, воображение зрителя вовлекается в бездну проблем, из которой и выросла драма личности. Они не сводимы к одной индивидуальной судьбе. Действия человека и моральная необратимость их последствий, исторический долг и совесть, жестокость и раскаяние, внутренний суд человека и суд истории, перед которым предстанет свершенное, и его цена — эти вопросы поднимают большую нравственно-этическую тему, для развития которой Антокольский обращается к лицу исторически конкретному. Скульптору чуждо желание осудить или развенчать царя. Через личность Ивана Грозного он стремится проникнуть в существо тех трагических противоречий, которые характеризовали сложную и жестокую эпоху, порождением которой был русский самодержец. 

В 1872 году статуя была показана на Международной выставке в Лондоне. Успех «Ивана Грозного» был настолько значительным, что Кенсингтонский музей заказал для своего собрания гипсовый слепок. Это был беспрецедентный случай в истории отечественной скульптуры. Ещё ни одна работа русского мастера не попадала до сих пор в зарубежные музеи. Статуя вызвала большой интерес русской и зарубежной печати. Ее критиковали, ею восторгались, о ней спорили, ее репродуцировали на страницах художественных изданий. 

Статуя «Иван Грозный», показанная на Первой передвижной выставке, в 1874 году принесла большой успех скульптору и вызвала восторженные отзывы современников, в частности И.С. Тургенева и В. В. Стасова. 
По словам Стасова, это был «первый живой человек и первое живое чувство, высказанное в глине». Тургенев, посетив мастерскую скульптора, написал о статуе восторженную статью в газете «Санкт-Петербургские ведомости»: «...По силе замысла, по мастерству и красоте исполнения, по глубокому проникновению в историческое значение и самую душу лица, избранного художником, статуя эта решительно превосходит все, что являлось у нас до сих пор в этом роде. ...То, что он задумал изобразить, — дело сложное, как вообще все человечески живое, но выполнил он свою задачу с такой очевидной ясностью, с такой уверенностью мастера, что не вызывает в зрителе ни малейшего колебания, а впечатление так глубоко, что отделаться от него невозможно; невозможно представить себе Грозного иначе, каким подстерегла его творческая фантазия г. Антокольского...». 

Успех скульптора был велик. Напряженная работа над созданием статуи «Иван Грозный» подорвала и без того слабое здоровье скульптора. Поэтому, окончив Академию художеств в 1871 году, он уезжает за границу и большую часть своей жизни проводит в Риме и Париже. Творчество Антокольского многообразно. Он работал над жанровыми, историческими произведениями, надгробной скульптурой и в области портрета. Но главными в творчестве ваятеля продолжали оставаться образы русских исторических героев. 

В апреле 1872 года Антокольский отправился в Италию. В Риме он создал второе свое крупное произведение — статую «Петр Первый». Замысел родился еще в Петербурге, во время работы над скульптурой Грозного. Автор писал: «Мне хотелось олицетворить две совершенно противоположные черты русской истории. Мне казалось, что эти, столь чуждые один другому, образы в истории дополняют друг друга и составляют нечто цельное». А через пять лет после ее создания, в 1878 году, бронзовую версию «Петра Первого» показали на Всемирной выставке в Париже — и это был успех. По указу российского правительства скульптуру установили в Петергофе перед любимым дворцом Петра I Монплезир. 

В 1874 году Антокольский приступил к работе над статуями «Христос перед судом народа» и «Смерть Сократа». В фигуре Христа Антокольский стремился показать его «восставшим за правду, за братство, за свободу». Его образ Антокольский трактовал с позиции человека: бытовые детали — хитон, восточная шапочка, сандалии — разрушили традиционный облик Христа. К этому психологическому образу потом обратились художники Иван Крамской, Николай Ге, Василий Поленов. 

В 1876 году Антокольский перебрался в Париж, где прожил почти безвыездно до конца жизни. В Рим он возвращался, только чтобы завершить скульптуру «Сократ» и другие работы. В 1878 году в Париже на Всемирной выставке ему присудили высшую награду и орден Почетного легиона. Вскоре М.М. Антокольского избрали почетным членом Венской, Берлинской, Лондонской академий. В 1880 году в Петербурге скульптору присвоили звание профессора. 

В этом же году он вылепил горельеф «Иоанн Креститель», а 1879 году приступил к статуе «Мефистофель». В 80-е годы XIX века Марк Антокольский снова обратился к темам русской истории. В 1889 году он закончил скульптуру «Нестор-летописец», и почти одновременно с ней — бронзовую статую «Ермак» и горельеф «Ярослав Мудрый». 

М. М. Антокольский в творения свои вкладывал философские идеи: торжество духа и разума над силою и неблагодарность толпы к великим вождям мысли. Большинство его героев — жертвы тирании толпы (Христос связанный, Сократ отравленный, Мученица слепая, Спиноза всеми оставленный, Иоанн Креститель обезглавленный). Но идеи этих героев, их мысли торжествуют; они — вечны. В других героях Антокольский выражает идею преданности людей сильной воли, людей ума к своей родине (Петр I, Ермак, Нестор и др.). Большинство других работ скульптора. носит поэтический характер и отражает душевное состояние элегичной натуры автора. 

Незадолго до смерти Марк Антокольский задумал исполнить цикл вещей под названием «Всемирная трагедия», в трех горельефах и одной группе: 1) Нападение европейцев на варваров, 2) Нападение язычников на христиан и 3) Нападение инквизиции на евреев; в заключение группа: «Помирились» — два врага лежат мертвые, обнявшись в борьбе. Из всего этого остался эскиз «Нападение язычников на христиан» и «Нападение инквизиции на евреев». Под конец жизни Марк Антокольский из-за финансовой нужды распродал на аукционе в Париже всю свою коллекцию антикварных вещей и часть собственных произведений. Умер он в Гамбурге в 1902 году. Еврейский скульптор, поднявший русскую духовность до небывалой высоты, похоронен на Преображенском еврейском кладбище в Петербурге. 

Марк Матвеевич Антокольский много писал - это свою автобиографию, художественные статьи и публиковал их в периодике: «Санкт.-Петербургских ведомостях», «Новостях», «Неделе», «Искусстве и художественной промышленности". Незадолго до своей смерти он написал роман «Бен-Изак» — хроника из еврейской жизни (рукопись хранится в Публичной библиотеке). Скульптор вел обширную переписку с друзьями; в письмах этих разбросаны глубокие, интересные суждения об искусстве вообще и о работах автора в частности. 

Письма собраны В. В. Стасовым: 
Марк Матвеевич Антокольский. Его жизнь, творения, письма и статьи / Под ред. В. В. Стасова. СПб.; М.: изд. тва М. О. Вольф, 1905.

О работах Марка Антокольского много писали в русской и иностранной печати :
Собко, Словарь русских художников; 
Стасов, Полное собрание сочинений; 
Булгаков, «Наши художники»; 
Венгеров, Словарь писателей; 
Гинцбург, «Из моей жизни»; 
Маггид, «М. Антокольский, его жизнь и художественная деятельность» (на евр.яз.)

Ирина Колосова, библиотекарь прихода.

Поделиться