Храм
Святого Иоанна Предтечи
в Красноярске

ПЕВЕЦ ЛЮБВИ И ЛЕТОПИСЕЦ ДУМ НАРОДНЫХ

«Иван Сергеевич Тургенев - один из самых удивительных русских писателей, который с гениальной прозорливостью и чуткостью видел Русь…» - Ф. В. Гладков. 

9 ноября 2018 года исполняется 200 лет со дня рождения Ивана Сергеевича Тургенева (1818-1883), великого русского писателя-реалиста земли русской, поэта, публициста, драматурга, переводчика. Писатель, член-корреспондент императорской Академии наук по разряду русского языка и словесности (1860), почётный доктор Оксфордского университета (1879), почётный член Московского университета (1880). Учитывая большое значение творчества И.С. Тургенева для отечественной и мировой культуры, Президентом РФ подписан Указ «О праздновании 200-летия со дня рождения И.С. Тургенева». 

Произведения И.С. Тургенева известны на всех континентах и переведены на все европейские языки. Его имя входит в плеяду великих классиков XIX века и стоит в одном ряду с Львом Толстым и Фёдором Достоевским. 

Тургенев–гуманист в своих произведениях отстаивал права человека, выступал за освобождение крестьян в России от крепостной зависимости, был ярым противником войн, революций и смертной казни. Писатель верил, что прогресс в обществе возможен без революции. Кредо И.С. Тургенева в течение всей жизни: «То, что вечно и нетленно, так это искусство, служащее великой идее и идея во имя великого дела». Русский писатель выступал за эволюцию человека через культуру, призывал к примирению приверженцев противоположных мнений и противостоял экстремизму в любых его проявлениях. 

Поэт, публицист, переводчик, философ, драматург - Тургенев заложил основы русского классического романа. Художественное мастерство Тургенева-романиста высоко ценили великие современники в России, Западной Европе, Америке. Литературный преемник Пушкина, хранитель «великого и могучего» русского языка, Тургенев явился создателем классических образов, ставших воплощением русского характера, русского человека. 

Семья Ивана Сергеевича Тургенева происходила из древнего рода тульских дворян Тургеневых. В памятной книжке мать будущего писателя записала: «1818 года 28 октября, в понедельник, родился сын Иван, ростом 12 вершков, в Орле, в своем доме, в 12 часов утра. Крестили 4-го числа ноября..." Отец Ивана, Сергей Николаевич Тургенев, служил в кавалергардском полку и вступил в 1816 году в брак с состоятельной Варварой Петровной Лутовиновой, она происходила из богатой дворянской семьи. Иван был вторым сыном в семье. В 1834 году отец умирает, оставляя троих сыновей . Мать была властной и деспотичной женщиной. Крепостнические привычки уживались в ней с начитанностью и образованностью. Любимого её сына Ивана грамоте обучали французские и немецкие гувернёры. В семье все говорили между собой исключительно по-французски, даже молились. Семья Тургеневых поддерживала связи с В. А. Жуковским и М. Н. Загоскиным. В 1833 году в возрасте 15 лет, Тургенев поступил на словесный факультет Московского университета, продолжил обучение в Петербурге, а завершил в Берлине.

В 1830—1850-х годах сформировался обширный круг литературных знакомств писателя. Ещё в 1837 году произошли мимолётные встречи с А. С. Пушкиным. Тогда же Тургенев познакомился с В. А. Жуковским, А. В. Кольцовым, чуть позже — с М. Ю. Лермонтовым, чьё творчество оказало на него определённое влияние. Он постарался усвоить ритм и строфику, стилистику и синтаксические особенности поэзии Лермонтова. Это видно в стихотворении «Исповедь» (1845), обличительный пафос которого сближает Тургенева с лермонтовским стихотворением «Дума». В 1844 году написана поэма «Поп», её писатель характеризовал как забаву, лишённую каких-либо «глубоких и значительных идей», но поэма привлекла общественный интерес (целиком печаталась за границей).

Иван Тургенев выступал за народное просвещение и, по словам французского философа и писателя Эрнеста Ренана, был выразителем «народного сознания». Величие творчества И.С. Тургенева неоспоримо. В его творениях мы ищем и находим ответы на многие вопросы бытия. 

С 1847 в «Современнике» Тургенев сблизился с Н. А. Некрасовым и П. В. Анненковым. В этом журнале начали публиковать первые главы «Записок охотника». В первом номере «Современника» вышел рассказ «Хорь и Калиныч», открывший бесчисленные издания знаменитой книги. Затем переехал за границу для обличения и борьбы с заклятым врагом - крепостничеством..., но будучи в Париже он навсегда вынес глубокое отвращение к революциям вообще. В 1850—1852 годах жил то в России, то за границей, виделся с Н.В. Гоголем. В августе 1852 года книга, первое издание «Записок охотника», прошла цензуру и вышла в свет, но затем последовал запрет на издание, т.к. Тургенев "...опоэтизировал крепостных крестьян, а с другой стороны, изобразил, «что крестьяне эти находятся в угнетении, что помещики ведут себя неприлично и противозаконно… наконец, что крестьянину жить на свободе привольнее».

Большая часть «Записок охотника» создана писателем в Германии. «Записки охотника» помимо обычного читательского успеха, сыграли определённую историческую роль. Книга произвела сильное впечатление даже на наследника престола Александра II, который спустя несколько лет провёл ряд реформ по отмене крепостного права в России. Под впечатлением от «Записок» находились и многие представители правящих классов. Книга несла в себе социальный протест, обличая крепостное право, но непосредственно само крепостное право затрагивалось в «Записках охотника» сдержанно и осторожно . Герои «Записок охотника» – русские православные люди. Как известно, понятие «русский» исторически уже подразумевало: «православный христианин». Свидетельство полноценного, духовно не повреждённого чувства национального достоинства – народное самоназвание: «крестьяне», в простонародной артикуляции – «хрестьяне», то есть «христиане» – верующие во Христа. 

В бытии и быте народа ощутимо живое Божье присутствие. Христос – в жизни, в сердце, на устах русского человека. «Записки охотника» и «Дворянское гнездо» дают право на постановку проблемы «Тургенев и православие».

И.С. Тургенев за несколько месяцев до кончины издал первую часть «Стихотворений в прозе» — цикл лирических миниатюр, где отразился христианский мир писателя. Сборник стал своеобразным его прощанием с жизнью, родиной и искусством. Книгу открывало стихотворение в прозе «Деревня», а завершал «Русский язык» — лирический гимн, в который автор вложил свою веру в великое предназначение своей страны: 

"Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!.. Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома. Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу! " 

В сборник вошло стихотворение в прозе - «Христос». Создание его возникло у Тургенева, вероятно, в связи с широко обсуждавшейся в те годы философами и историками проблемой реально-исторической личности Христа. Тургеневу были хорошо известны также образы Христа, как они представлялись другим русским писателям-современникам, в частности Ф. М. Достоевскому («Мальчик у Христа на елке», 1876), Л.Н. Толстому и Н.С. Лескову («Христос в гостях у мужика», 1881). Иван Тургенев изучал житийную и духовную литературу; интересовался вопросами истории религии, расколом, старообрядчеством , что получило отражение в его творчестве. Он превосходно знал Библию, и особенно Новый Завет, в чем нетрудно убедиться, перечитывая его произведения; преклонялся перед личностью Христа. 

Тургенев глубоко понимал красоту духовного подвига, сознательного отречения человека от узко эгоистических притязаний ради высокого идеала или нравственного долга – и воспел их, вера Тургенева в добро и любовь имела христианские истоки.

Все произведения, стихи в прозе , в том числе и "Христос" можно прочесть в многотомном издании

Тургенев И.С. Христос // И.С. Тургенев. Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах. М.: Наука, 1982. Т. 10. С. 161—162.

Выпущены и отдельные тургеневские сборники стихов в прозе и томики рассказов "Охотничьи записки".

Новикова-Строганова А.А. Христианский мир И.С. Тургенева. – Рязань: Зерна-Слово, 2015.