Храм
Святого Иоанна Предтечи
в Красноярске

ПРЕПОДОБНЫЙ ЛЕВ - ВЕСНА ОПТИНОЙ ПУСТЫНИ

«Душу спасти - не лапоть сплести» 

Многими богомудрыми старцами созидалась и возвышалась 
Оптинская обитель. И первый среди них - Преподобный ЛЕВ Оптинский. 
Лев Данилович Наголкин родился в 1768 году в городе Карачеве, Орловской губернии. В молодости, служа приказчиком, он объездил почти всю Россию и таким образом приобрёл знание людей и житейский опыт. В возрасте 29 лет Лев оставил мир и поступил в Оптину пустынь. В 1801 году послушник Лев был пострижен в мантию с именем Леонид, в том же году 22 декабря рукоположен в иеродиакона, а 24 декабря в иеромонаха. 

В 1804 году преподобный становится настоятелем Белобережской пустыни. До этого он недолго жил в Чолнском монастыре, где встретился с учеником молдавского старца Паисия Величковского отцом Феодором и стал его преданным учеником. Старец Феодор научил преподобного Льва, тогда ещё отца Леонида, высшему монашескому деланию — умной молитве. С этого времени они подвизаются вместе. Через четыре года отец Леонид оставил должность настоятеля и удалился с отцом Феодором и отцом Клеопой в тихую лесную келию. В возрасте сорока лет, в пустынном безмолвии, он принимает схиму с именем Льва. 

В поисках уединения и безмолвия отцы Феодор и Лев уединяются на Валаам, где прожили шесть лет. Но когда их высокая жизнь стала привлекать к себе внимание, они снова ушли, стремясь к безмолвию, на этот раз в Александро-Свирский монастырь. Там отец Феодор преставился в 1822 году. В 1829 году преподобный Лев вместе с шестью учениками прибыл в Оптину пустынь. Преподобному 61 год. Это старец, который волею Божией полностью созрел для старческого руководства, и он становится родоначальником всех старцев Оптинских. Настоятель, преподобный Моисей, почувствовав духовную опытность преподобного Льва, поручает ему окормлять братию и богомольцев. Сам Игумен Моисей занимался хозяйственной частью и ничего не предпринимал без старческого благословения. В течение 12 лет, до дня своей смерти, отец Лев являлся духовным вождём Оптиной Пустыни. Вскоре в Оптину приезжает и будущий старец Макарий, он будет ближайшим учеником, сотаинником и помощником преподобного Льва, а после его кончины, вторым Оптинским старцем. И вместе они воспитают великого Оптинского старца Амвросия. 

Преподобный Лев был могучего телосложения, с зычным голосом, с гривой густых волос и в тоже время его называли «смиренным львом». «В нём особенно явственно выступало волевое начало аскетики, подвиг трудничества ...», смирение. Все двенадцать лет старчествования в Оптиной были наполнены гонениями, доносами, интригами. Старца переселяли из скита в монастырь, из одной кельи в другую, запрещали принимать страждущих, носить схиму. Всё это он принимал с полным благодушием, и переходил на новое место с любимой иконой Владимирской Божией Матери (когда-то её благословил отцу Феодору старец Паисий Величковский) и пением «Достойно есть». 

Преподобный Лев вёл старческое окормление братии и принимал всех страждущих, немощных, больных. Исцеляя душу, он врачевал и плоть. Многих людей он спас от смерти телесной, но ещё больше от смерти духовной — спас их душу. Прозорливость старца, его духовное ведение, дар исцеления, примеры чудес, которые совершил он при помощи Божией, занимают целые тома книг. В силу праведности своей отец Лев мог дерзновенно предстоять пред Господом за человеческие грехи в надежде на милосердие Его. Приводили к нему многих бесноватых. Одна из них, как увидела старца, упала перед ним и закричала страшным голосом: «Вот этот-то седой меня выгонит: был я в Киеве, в Москве, в Воронеже, никто меня не гнал, а теперь-то я выйду!» Когда преподобный прочитал над женщиной молитву и помазал маслом из лампадки, горевшей пред образом Владимирской Богоматери, бес вышел. 

Душа старца была преисполнена великой любовью и жалостью к человечеству. Но действия его иногда были резки и стремительны. И. М. Концевич, автор чудесной книги «Оптина Пустынь и её 
время» и ученик Оптинских старцев, писал: «Старца Льва нельзя обсуждать как обыкновенного человека, потому что он достиг той духовной высоты, когда подвижник действует, повинуясь голосу Божию. Вместо долгих уговоров, он иногда сразу выбивал у человека почву из-под ног и давал ему сознать и почувствовать свою несознательность и неправоту, и таким образом своим духовным скальпелем он вскрывал гнойник, образовавшийся в огрубевшем сердце человека. В результате лились слезы покаяния. Старец как психолог знал, каким способом достигнуть своей цели». 

Вот только один из примеров прозорливости преподобного Льва: жил недалеко от Оптиной один барин, который хвастался, что как взглянет на старца, так его насквозь и увидит. Приезжает раз к старцу, когда там было много народу, а старец при его входе говорит: «Эка остолопина идет! Пришел, чтобы насквозь увидеть грешного Льва, а сам, шельма, 17 лет не был у исповеди и св. Причастия». Барин затрясся, как лист, и после каялся и плакал, что грешник неверующий и действительно 17 лет не исповедовался и не причащался святых Христовых Таин». 
Не без скорби приближался преподобный Лев к концу своей многотрудной жизни, о близости упокоения он имел предчувствие. Под конец жизни он предсказал, что России придётся перенести много бед и горя. 

В сентябре 1841 года старец начал заметно слабеть, перестал вкушать пищу и ежедневно причащался Святых Христовых Таин. Умирая в тяжких телесных страданиях, преподобный Лев испытывал великую духовную радость, и все время благодарил Бога. В день кончины преподобного, 11 октября 1841 года, служили всенощную в честь памяти святых отцов семи Вселенских Соборов. Общая скорбь была неописуема, и велико было стечение народных масс у гроба усопшего старца. 

Предлагаем Вам, дорогие читатели, прочесть книги из фонда библиотеки прихода, о первом Оптинском Старце. 

ПРЕПОДОБНЫЙ ЛЕВ. - Козельск: Свято-Введенская Оптина Пустынь, 2006. - 447 с. - (Жития Оптинских Старцев). 

Это сборник воспоминаний о преподобном Льве. В состав репринтного издания вошли записки иеросхимонаха Антония из Киево - Печерской лавры, устные свидетельства Оптинских старожилов - монахов, письма самого старца, и др. материалы. Заслуживают внимания ответы на многочисленные вопросы братии обители: 
Всем ли даётся умная молитва? 
Как легче спастись? 
Что такое осуждение? 
Как избавиться от лености? 
Каким образом согревается охлаждённая душа? 
Как избавиться от тщеславия? 
Какое средство употреблять против помыслов? 
Как умягчить себя от раздражения? И т.д. 

Нередко Старец повторял простую, сложенную им поговорку: «Душу спасти - не лапоть сплести». Особенно Преподобный увещевал своих учеников хранить между собой взаимную любовь, мир и единомыслие. Он учил многочисленных посетителей выражать в словах и внешних поступках своё смирение, усердие, благоговение. С одного взгляда Старец знал, что привело к нему странника. 

Так что же в особенности привлекало к святому Льву всех монашествующих и мирян? - это дар благодати Божией, почивавшей на нём. Вследствие чего все свидетельствовали, что в его присутствии они ощущали мир, сердечное успокоение и духовную радость. Часто приходили к нему с великим горем, а вошедшие в его келию, забывали, зачем приходили и что за горе тревожило их, - оно оставляло их на пороге. Греховные помыслы исчезали. Миряне, проводившие порочную жизнь, наставлялись на путь истины. нередко раскольники обращались к Православной Церкви. Многие примеры духовного преображения людей описаны в книге очевидцами и участниками встреч с преподобным Львом. Братия Пустыни вспоминает и о его других, кроме духовного окормления, занятиях. Отец Лев имел посильное рукоделие: плёл пояски для дальнейшей их раздачи, рубил дрова. При рукоделии напевал «Милость мира жертву хваления» или нашёптывал Иисусову молитву. 

ОПТИНСКИЕ СТАРЦЫ - Б.м.: Заря, 1990.- 84 с. 

В данном репринтном издании собраны краткие сведения о великих святых Оптиной Пустыни от преподобного Льва до преподобного Исаакия (второго) Оптинских. В небольшой главе «Житие преподобного отца нашего Льва Оптинскаго» есть интересное изречение святого. На вопрос «Как приобрести духовные дарования?», Старец сказал: «Живи проще, Бог и тебя не оставит и явит милость Свою». Он и жил так, как советовал. И в келии его «воцарились духовная простота и младенческое христианство». 

Автор книги «Оптина Пустынь», протоиерей Сергий (Четвериков), различал в жизни Оптиной Пустыни три периода: весну при жизни отца Льва, лето при жизни отца Макария, плодоносную осень при жизни отца Амвросия. Весна у нас ассоциируется с началом, с порой буйного роста. Действительно, преподобным Львом заложен, посажен тот сад, в котором зацвели, а в дальнейшем дали плоды веры многих святых старцев, последователей «милостивого» Льва. 

О прозорливом старце, Преподобном Льве, поведала библиотекарь прихода - ВАЛЕНТИНА ХЛЕБОВА.

Русская православная церковь установила день церковного почитания памяти Оптинских старцев - СОБОР ОПТИНСКИХ СТАРЦЕВ - 11 (24) октября. На Поместном соборе 1988 года прославлен иеросхимонах Амвросий. Остальные старцы, их всего четырнадцать, прославлены 26 июля 1996 года как местночтимые, а в 2000 году общецерковно. 

25 декабря 2009 года Священный синод утвердил службу Собору преподобных Оптинских старцев, подготовленную Синодальной богослужебной комиссией, и рекомендовал её к общецерковному богослужебному употреблению. 

В библиотеке прихода можно познакомиться с Акафистом Оптинским старцам и с книгами об обители и её старцах. Часы работы: четверг и суббота с 16 до 17 часов.