Храм
Святого Иоанна Предтечи
в Красноярске

СВЕТЛАЯ ЗАРЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Андрей Критский: "Рождество Богородицы есть «начало праздников». 
Первая паремия из книги Бытия говорит о событии, случившемся с патриархом Иаковом. Во время путешествия его застала ночь. Он уснул и увидел во сне лествицу, соединяющую небо и землю, по ней восходили и нисходили Ангелы. Эта лествица была прообразом Божией Матери, ведь Она и есть одушевленная лествица, ибо низвела в воплощение Бога. «мостом, преводящим от смерти к жизни, от земли на небо» ".

Рождество Богородицы – светлая заря человечества, начало новой жизни, заря будущего дня, знаменующая восхождение Солнца Правды – Христа. 
Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии — первый двунадесятый православный праздник церковного года. 
Первый он и по хронологии событий новозаветной истории, и по церковному календарю, который начинается с сентября и потому называется в богослужебных песнопениях «началом нашего спасения». Праздник Рождества Пресвятой Богородицы ежегодно отмечается Церковью 21 сентября (8 сентября по старому стилю), является непереходящим и имеет один день предпразднества и четыре дня попразднества. 

Рождение Божией Матери явилось исполнением пророчеств о том, что вскоре придет на землю Христос, Спаситель мира. В один из великих еврейских праздников Иоаким пришел в храм Иеросалимский, чтобы по закону Моисееву принести жертву Богу. Но первосвященник не принял даров Иоакима, обвиняя его в грехах, за которые Господь наказывает бесчадием. Опечаленный Иоаким не вернулся домой, а пошел в пустыню, где паслись его стада. Анна, узнав о том, что произошло в храме, также опечалилась. Однако они не роптали на Господа, а горячо молились, прося у Него милости. Их молитва была услышана Господом. По преданию, Иоакиму в пустыне, а Анне в саду было явление Ангела с радостной вестью, что у них родится дочь. Оба тотчас же пошли в Иеросалим и встретились у Золотых ворот. В положенное время у них родилась дочь, Которую назвали Марией. Иоаким и Анна с радостью благодарили Господа и обещали посвятить свое чадо служению Богу. Дата Рождества Богородицы отстоит ровно на 9 месяцев от даты православного праздника Зачатия святой Анны (22 декабря). 

Одно из первых упоминаний о празднике Рождества Пресвятой Богородицы встречается в V веке в словах святого Прокла, архиепископа Константинопольского (439–446). У иаковитов и несториан, отделившихся от Православной Церкви в V веке, также 8 сентября есть праздник под названием «Рождество Владычицы Марии». В VII–VIII веках в Греческой Церкви праздник уже отмечается с большой торжественностью. Официальное утверждение этого праздника в Византийской империи приписывают императору Маврикию. 

В службу праздника входят творения преподобного Иоанна Дамаскина (VIII век) — первый канон; святителя Андрея Критского (VII век) — второй канон; Германа, патриарха Константинопольского (VIII век) — стихеры на стиховне; Анатолия, епископа Солунского (IX век) — некоторые стихиры на литии; Стефана и Сергия Святоградцев (IX век) — стихеры на «Господи воззвах» и некоторые на литии и стиховне. 

В стихерах празднику Рождества Богородицы содержится вероучительная мысль, что в лице Девы Марии Господь приготовил Себе земной Престол и Царский чертог; что Матерь Божия Своим величием превосходит всех жен, потому что от Нее родился Сын Божий; что, разрешив неплодие родителей Матери Божией, Господь может разрешить и наше духовное неплодие, т.е. дать нам силу делать добро. 

Праздник установлен Церковью в IV веке. Об обстоятельствах, связанных с этим событием, поведало нам Предание. 

Подробные события Рождества и жития Приснодевы Марии можно узнать из Православной Энциклопедии, различных справочных изданий и книг, которые имеются в фонде библиотеки прихода.
Библиотека открыта каждые четверг и субботу с 16 до 17 часов!

Поделиться