Храм
Святого Иоанна Предтечи
в Красноярске

"...Я СЧАСТЛИВ, В СОНМЕ БУРЬ..."

СПРАВКА. Сергей Александрович Есенин — русский поэт, представитель новокрестьянской поэзии и лирики, а в более позднем периоде творчества — имажинизма. 

Родился Сергей Есенин в селе Константиново Кузьминской волости Рязанского уезда Рязанской губернии, в крестьянской семье. Отец — Александр Никитич Есенин (1873—1931), мать — Татьяна Фёдоровна Титова (1875—1955). Сёстры — Екатерина (1905—1977), Александра (1911—1981). 
В 1904 году С.А. Есенин пошёл в Константиновское земское училище, по окончании которого в 1909 году начал учёбу в церковно-приходской, второклассной учительской школе (ныне музей Сергея Есенина) в Спас-Клепиках. По окончании школы, осенью 1912 года Есенин ушёл из дома, после прибыл в Москву, работал в мясной лавке, а потом в типографии И. Д. Сытина. 

В 1913 году поступил вольнослушателем на историко-философское отделение в Московский городской народный университет имени А. Л. Шанявского. Работал в типографии, был дружен с поэтами Суриковского литературно-музыкального кружка, в него входили писатели, певцы и музыканты из народа. 

В 1914 году в детском журнале «Мирок» впервые были опубликованы стихотворения C. Есенина. 1915 год - Есенин переехал из Москвы в Петроград, читал свои стихотворения А. А. Блоку, С. М. Городецкому и другим поэтам. В январе 1916 года Есенина призвали на войну. Благодаря хлопотам друзей, он получил назначение в Царскосельский военно-санитарный поезд № 143 Ея Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Фёдоровны. В это время он сблизился с группой «новокрестьянских поэтов» и издал первые сборники («Радуница» — 1916), которые сделали его очень известным. Вместе с Николаем Клюевым часто выступал, в том числе перед императрицей Александрой Фёдоровной и её дочерями в Царском Селе. 

К 1918 - началу 1920-х годов относится знакомство Сергея Есенина с Анатолием Мариенгофом и его активное участие в московской группе имажинистов. В этот период у Есенина вышло несколько сборников стихов — «Трерядница», «Исповедь хулигана» (1921.), «Стихи скандалиста» (1923), «Москва кабацкая» (1924), поэма «Пугачёв». В 1921 году поэт вместе со своим другом Яковом Блюмкиным поэт ездил в Среднюю Азию, посетил Урал и Оренбуржье. С 13 мая по 3 июня гостил в Ташкенте у своего друга и поэта Александра Ширяевца. Там Есенин выступал перед публикой, читал стихотворения на поэтических вечерах и в домах своих ташкентских друзей, а также в Туркестанской публичной библиотеке на литературном вечере. Он совершил и короткую поездку в Самарканд. 

Осенью 1921 года Сергей Есенин познакомился с танцовщицей Айседорой Дункан. После свадьбы С. Есенин и А. Дункан ездили в Европу и в США. Газета «Известия» опубликовала записи Есенина об Америке - «Железный Миргород». Брак с Дункан распался вскоре после их возвращения из-за границы. В начале 1920-х годов Есенин активно занимался книжно-издательской деятельностью, продажей книг в арендованной им книжной лавке. Последние годы жизни Есенин много путешествовал по стране. Он трижды посетил Кавказ, несколько раз съездил в Ленинград, семь раз — в родное Константиново. В 1924—1925 годах Есенин посетил Азербайджан, выпустил сборник. Есть версия о том, что здесь же, в мае 1925 года, было написано стихотворное «Послание евангелисту Демьяну». 
В Ленинграде последние дни жизни Есенина отмечены встречами с Н. А. Клюевым, Г. Ф. Устиновым и др. литераторами. 

18 сентября 1925 года Есенин женился на Софье Андреевне Толстой (1900—1957), внучке Л. Н. Толстого, в ту пору заведующей библиотекой Союза писателей. Этот брак вскоре распался. Неприкаянное одиночество стало одной из главных причин трагического конца Есенина. После смерти поэта, Софья Андреевна Толстая посвятила свою жизнь сбору, сохранению, описанию и подготовке в печать произведений Есенина, оставила мемуары о нём. 

Библиотекарь прихода Валентина Викторовна Хлебова предлагает для читателей исследование творчества С.А. Есенина по материалам электронных ресурсов.

«ДУША ГРУСТИТ О НЕБЕСАХ» 
Третьего октября, сто двадцать три года назад, родился гениальный русский поэт - Сергей Есенин. Современный православный писатель Алексей Алексеевич Солоницын так рассуждает о поэте: «В моем поколении путь к вере пролёг от ложных ценностей к ценностям истинным, то есть вере в Бога. Поколение Сергея Есенина проделало путь обратный — от веры в Спасителя, к вере во «всемирную революцию» и марксизм-ленинизм. С.А. Есенин вступает в поэзию с одинаковой силой любви к родной природе и к Богу». Вы только подумайте: в пятнадцать лет он пишет такие стихи, как «Выткался над озером алый свет зари», «Сыплет черемуха цветом», «Хороша была Танюша» и другие шедевры! Критики говорили, что на его стихах, посвящённых природе, деревне, Родине, «лежит печать подкупающей юной непосредственности… Он поёт свои звонкие песни легко, просто, как поёт жаворонок»: 
Гой ты, Русь, моя родная, 
Хаты - в ризах образа... 
Не видать конца и края - 
Только синь сосет глаза. 
Как захожий богомолец, 
Я смотрю твои поля. 
А у низеньких околиц 
Звонно чахнут тополя. 
Пахнет яблоком и медом 
По церквам твой кроткий Спас. 
И гудит за корогодом 
На лугах веселый пляс. 
Однако вихрь революции заставляет поэта петь и новые песни: 
Небо - как колокол, 
Месяц - язык, 
Мать моя - родина, 
Я - большевик. 

В центре внимания во всех поэтических сборниках Сергея Есенина находится открытая русская душа, претерпевающая изменения в процессе перемены мест и времени. Сначала она – чистая, непорочная, юная и естественная, затем – испорченная городом, хмельная и безудержная, а в финале – разочарованная, загубленная и одинокая. 
Мне осталась одна забава: 
Пальцы в рот - и веселый свист. 
Прокатилась дурная слава, 
Что похабник я и скандалист. 
Пристрастие Есенина к браваде, самохвальству слишком заметно в период его жизни и творчества, когда к нему приходит известность, а потом и всенародная слава и вместе с этим - кутежи, попойки, психиатрическая больница и так далее. Мы видим, к чему приводит богоотступничество со всеми вытекающими отсюда последствиями. И его «костюм английский», и женитьба сначала на Айседоре Дункан, знаменитой американской танцовщице, а затем на внучке Льва Толстого, похожи на стремление деревенского парня доказать, что он не хуже, а даже лучше всех городских. Но это самоутверждение ему дорого обходится — душа его остаётся христианкой, и потому она мучается, ищет выхода. 

Совесть побуждает поэта к покаянию. Это выразилось в его творчестве 1924 - 1925 гг., то есть последних лет жизни. Общую тенденцию творчества Есенина тех лет можно назвать как исповедальность, покаяние, обозначенное строчками: 
Годы, молодые с забубённой славой 
Отравил я сам вас горькою отравой. 
Он снова возвращается к истокам, к своему «дому с голубыми ставнями», пишет «Страну негодяев», где есть такие строки: 
Пустая забава, 
Одни разговоры 
Ну что же, 
Ну что же мы взяли взамен? 
Пришли те же жулики, 
Те же воры 
И законом революции 
Всех взяли в плен. 

Есенин идёт, как и Пушкин, к большим литературным формам — историческим поэмам, прозе. Но тут его настигают другие испытания, гораздо более страшные, чем пьяный разгул и дебоширство. 
Поэт осознает, что он «Божья дудка», как сам однажды сказал, и потому путь его к истинным духовным и нравственным ценностям продолжается, несмотря на самые тяжкие невзгоды. Вслед за идеологическим прозрением к Есенину пришло и прозрение духовное: 
Стыдно мне, что я в Бога верил, 
Горько мне, что не верю теперь. 

Открыто же исповедовал поэт свою веру во Христа в апреле-мае 1925 г., когда в целых десяти номерах газеты «Правда» напечатали один из самых антихристианских опусов Демьяна Бедного - поэму «Новый завет без изъяна Евангелиста Демьяна». Есенин был единственным в то время поэтом, который открыто встал на защиту Православия, написав поэтическое «Послание «евангелисту» Демьяну», где написал: 
Когда я в «Правде» прочитал 
Неправду о Христе блудливого Демьяна, 
Мне стыдно стало так, как будто я попал 
В блевотину, изверженную спьяна. 
...Нет, ты, Демьян, Христа не оскорбил, 
Ты не задел его своим пером нимало. 
Разбойник был, Иуда был - 
Тебя лишь не хватало. 
Ты сгустки крови у креста 
Копнул ноздрёй, как толстый боров. 
Ты только хрюкнул на Христа, 
Ефим Лакеевич Придворов. 

Однако никто не осмелился опубликовать это произведение. И тогда оно пошло по народу в списках. Им зачитывались, его переписывали от руки и передавали друг другу. Копии широко распространились по России. Для того времени есенинское «Послание» сыграло большую роль в укреплении народного духа. 

В 1925 году большевикам стало окончательно ясно, что Есенина «приручить» им не удалось, он не стал «рупором» революции. Большевики увидели в Есенине идеологическую и духовную опасность. За ним установили слежку, на него заводили уголовные дела, грозившие в любое время перерасти в политические. 
Двадцать седьмого декабря 1925 года Сергей Александрович трагически погиб. Истинные причины его гибели были скрыты, смерть поэта окутана тайной. 

Однажды Сергей Есенин сказал: «Меня поймут только через сто лет». Это удивительные слова для поэта, про которого уже при жизни выходили сотни публикаций. Тем более они удивительны для советского поколения конца прошлого века, когда о Есенине было написано столько, сколько не было написано ни о каком другом поэте, когда книги его стихов превысили все мыслимые тиражи. 

Казалось бы, Есенин не только понят, но и признан был миллионами русских людей ещё несколько десятилетий назад. Признан за необычайную талантливость, с которой он выразил лучшие проявления русской души. Так что же является главным в его поэзии? В чём причина, стержень его гениальных строк? - По словам поэта, «душа грустит о небесах, она небесных нив жилица». И эта тяга души к горнему была у Есенина двигателем таланта. И чтобы понять это, нам действительно потребовалось почти сто лет. Ровно столько, сколько потребовалось для того, чтобы у нас начала возрождаться православная вера. 

Именно священным делом и Божьим служением можно назвать Есенинскую поэзию пропитанную любовью к Родине, к России, которая по выражению Иоанна Кронштадтского есть подножие престола Божия. 

Я странник убогий. 
С вечерней звездой 
Пою я о Боге 
Касаткой степной. 
На шелковом блюде 
Опада осин, 
Послухайте, люди, 
Ухлюпы трясин. 
Ширком в луговины, 
Целуя сосну, 
Поют быстровины 
Про рай и весну. 
Я, странник убогий, 
Молюсь в синеву. 
На палой дороге 
Ложуся в траву. 
Покоюся сладко 
Меж росновых бус; 
На сердце лампадка, 
А в сердце Исус. 

Использованые источники: 
1. Евсин, И. О вере Сергея Есенина [Электронный ресурс] // Воскресенский храм (старый) г. Вичуга. - URL: http://vichuga-voskr.cerkov.ru/2016/10/03/o-vere-serg... - (23.09.2018). 
2. Евсин, И. Сергей Есенин и его вера в Бога [Электронный ресурс] // Русская народная линия- URL: http://ruskline.ru/analitika/2013/03/22/sergej_esenin... - (23.09.2018). 
3. Прошина, А. Творчество Есенина: темы, мотивы, особенности стиля [Электронный ресурс] // ЛитераГуру - URL: https://literaguru.ru/tvorchestvo-esenina-temy-motivy... - (23.09.2018). 
4. Солоницын, А.А. Тайны Сергея Есенина [Электронный ресурс] // Благовест: Портал Православной газеты - URL : http://благовестсамара.рф/-public_page_31764. - (23.09.2018).